Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Ться и тся в глаголах"»
Конспект урока русского в 5 классе.
Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Цели: Формировать умения писать и произносить глаголы с –тся и –ться; знать соответствующее правило и уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Ход урока:
Оргмомент.
Постановка целей урока.
- Русский язык не перестаёт нас удивлять, и сегодня нам предстоит разгадать ещё одну загадку. Как же так получается, что слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному? Но для того, чтобы приступить к этому, мы должны немного вспомнить и проверить свой багаж знаний, уже полученных на уроках рус. языка.
Б) Орфографическая разминка. Игра «Помоги Пете Ошибкину» и докажи ,т.е. подбери слово на такую же орфограмму. (Ребята работают по двум вариантам- карточки прилагаются).
1 вариант
1) В слове «солёный» Петя написал гласную А. «Проверочное слово «сало», - объяснил он. Правильно ли это?
2) «Ненавидел» в тетради Пети было написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно,»- заявил Петя Ошибкин.
3) В слове «чёрный» Петя написал в корне букву О. «Так ведь после шипящих под ударением пишется буква о,»- прокомментировал он.
4) В слове «беречь» он написал мягкий знак, потому что это существительное 3-го склонения.
2 вариант
1) В слове «росток» Петя написал гласную А, объяснив это тем, что в корнях с чередующимися гласными перед –ст пишется А. Правильно ли это?
2) В тетради у Пети слово «не мог» было написано слитно, так как Петя посчитал это глаголом, который не употребляется без НЕ.
3) К слову «Изменить» Петя, чтобы проверить безударную гласную в корне, подобрал слово «мина». Прав ли он?
4) В слове «цыганский» Петя написал в корне букву И. «В корнях слов после Ц всегда пишется буква И», - объяснил Ошибкин.
Работа по теме урока.
А) Объяснение нового материала.
Задание: Из текста выписать глаголы и определить их форму ( текст распечатан).
Ответ: Все глаголы в неопределённой форме.
Дни – как ступеньки лестницы.
По – разному можно пройти по ним; важно только, чтобы ежедневно подниматься на новую ступеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз.
- Какая форма называется глагола называется неопределённой?
- Как ещё можно доказать, что в этих глаголах пишется мягкий знак? ( задать вопрос)
б) разгадывание ребуса. Если мы разгадаем ребус, то получим стихотворное правило по теме урока.
В) Работа с учебником. Чтение правила- стр. 250, орфограмма №23.
5. Тренировочные упражнения.
- упр. 637 (1 часть)
- Как произносятся в глаголах –тся и –ться? Сделать транскрипцию слов кажется и казаться.
- Решение орфографической задачи.
Работа с текстом (распечатан), найти общие и различные черты у выделенных слов.
Я водяной, я водяной.
Никто не водится со мной.
Внутри меня води(-тся, -ца),
Что с таким води (-тся, -ца).
- Объяснительный диктант.
Болит переносица, собрание переносится, острая спица, ему не спится, белая курица, вулкан курится.
- Итак, в какой части речи слова могут оканчиваться на –ца? ( только у существительных).