Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Безличные предложения"»
Тема урока : Безличные предложения. ( 8 класс)
Цели: использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
Задачи учения:
находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;
употреблять безличные предложения;
использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.
Задачи обучения:
формировать понятие о безличных предложениях;
выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;
определить роль безличных предложений в тексте.
Ход урока
1. Организационный этап. (кроссворд)
Состав словосочетания: «Главное слово + …».
Какой частью речи выражено зависимое слово в следующих словосочетаниях: чудесно смотрится, отлично выглядит, прекрасно играет.
Вид связи в следующих словосочетаниях: идем разговаривая, посмотрел направо, пришел учиться.
Какой частью речи выражено главное слово в следующих словосочетаниях: вышедший из дома, любящий работать, напуганный сильно.
Вид связи в следующих словосочетаниях: бушующий ветер, второй этаж, моя книга.
Как называется разряд числительных, которые часто выступают в роли главного слова в словосочетаниях с согласованием?
Как называются падежи, вопросы которых задаются от главного слова зависимому при управлении?
Вид связи в следующих словосочетаниях: вышли из школы, будем у вас, букет из роз.
Какой частью речи являются главные слова в следующих словосочетаниях: трое из Простоквашино, три четверти планеты.
Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел русского языка, который называется «Синтаксис».
2. Этап актуализации ранее изученного материала.
Учитель: ребята, перед вами на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в конце урока, и художественный текст В.П.Астафьева)
Какое сырое утро!
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать. Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать. Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт вонючий силос. Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
Учитель: Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. (чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником. Анализ текста
О чём этот текст?
Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
Почему такое обилие глаголов?(главное – передать действие)
А по составу, какие предложения в тексте?Назовите.
Учитель: Просмотрите первые четыре абзаца данного текста.
Какие предложения по своей структуре использует автор для передачи основной мысли текста?
На какие две большие группы можно разделить их? Укажите эти предложения и распределите их в таблице.
Двусоставные
Односоставные
Определённо-личные
Неопределённо-личные
?
Окна залеплены серым снегом.
Полежу ещё маленько, чуть-чуть.
В деревне уже выходят на работу.
За окном мутно.
Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает.
Каплет с крыши.
Как болят кости!
Надо вставать.
Наступило утро.
И мне надо работать.
3 этап. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)
Определенно-личные- сказуемое в форме 1 или 2 лица.
Неопределенно-личные- сказуемое в 3 л. Множественного лица (настоящего и. Буд. Времени и в форме множественного числа прошедшего времени.
Безличные – сказуемое в форме 3 лица единственного числа нас. И будущем времени и в форме среднего рода в прошедшем времени
Категория состояния -
Чем схожи односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения?
Что характерно для предложений, составляющих другую группу? Какие это предложения?
Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные)
Учащиеся: (учитель должен подвести их к определённому ответу) Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.
Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока? (Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
На что указывает приставка БЕЗ - ? (на отсутствие чего-либо)
Учитель: Возьмите оценочные листы и укажите, что вы знаете или не знаете на начало урока. Это нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.
Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?
ЗАДАЧИ (закрыты на доске, постепенно открываются) - значение безличных предложений - особенности сказуемого в безличных предложениях - роль в речи безличных предложений
Что обозначают безличные предложения?
Учитель: Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствуете, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.
Чем выражены сказуемые в этих предложениях? (При работе с текстом вам поможет учебник параграф 233, стр.99) Поделитесь своими наблюдениями.
На доске должно появиться
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях
1. Личным глаголом в значении безличного. Каплет с черёмух. 2. Словом состояния на – о (окружающей среды или человека).За окном мутно. 3. Возвратным глаголом в безличном значении. Мне не хочется работать. 4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно, нельзя). Надо вставать. Встать.
Чем ещё может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Обратитесь вновь к тексту.
5. Безличным глаголом. 6. Неизменяемой глагольной формой нет 7. Краткой формой причастия (страдательное, ср. рода с суф. – н -, - ен, - т -) (опережающее задание в учебнике, если останется время.)
4. Этап первичного закрепления.
(Выполняется дифференцированная работа по тексту. Задания для групп написаны на доске)
1 группа – Составить 2 односоставных предложения на тему: «Пейзаж». Выполните синтаксический разбор одного из них.
Проверка выполненной работы.
Учитель: Как видно из проделанной работы, безличные предложения очень часты в языке Астафьева.
Какова роль безличных предложений в речи?
Чем можно объяснить это?
(На доске появляется)
Роль в речи:
Выразительность предложений
Лаконичная форма
Используется для описания пейзажей, обстановки
Лиричное повествование
Оттенок стихийности
(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)
5. Подведение итогов урока
О чём вы узнали на уроке?
Как вы думаете, почему для данного урока я взяла текст В.П.Астафьева?
Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его)
Что является сигналом безличности? (формы сказуемых)
Учитель: Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что получилось выполнить вам сегодня, а над чем ещё предстоит поработать. Насколько были достигнуты те задачи, которые мы ставили на начало урока?
2 группа - Из произведения «Ася» И.С.Тургенева (учебник литературы) выписать односоставные предложения, указать вид односоставных предложений, выполнить синтаксический разбор безличного предложения.
1 группа - Составить текст их 8-10 предложений, состоящий только из безличных предложений. Указать способ выражения сказуемого.
Приложение 1
Какое сырое утро!
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать. Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать. Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт вонючий силос. Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
(В.П.Астафьев)
Какое сырое утро!
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать. Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать. Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт вонючий силос. Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
(В.П.Астафьев)
Какое сырое утро!
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать. Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать. Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт вонючий силос. Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
(В.П.Астафьев)
МОРОК- 1. Мрак, темнота. 2. Туман, облачность.
СТЫНЬ- то же , что и стужа.
Двусоставные
Односоставные
Определенно-личные
Неопределенно-личные
?
Окна залеплены серым снегом.
Полежу ещё маленько, чуть-чуть.
В деревне уже выходят на работу.
За окном мутно.
Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает.