Цели:дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.
Планируемы результаты
Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.
Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.
Ресурсы: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват.организаций Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова,О.В.Загоровская.2014.
интерактивная доска.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
В основе предлагаемого урока положена технология деятельностного метода в обучении, которая предполагает включение детей в самостоятельную учебную деятельность. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы,
Ход урока
Орг. момент.
Интерактивное упражнение «Ожидание».
(Учащиеся высказывают мысли о том, что ожидает их на уроке. Что будут изучать, какие виды работ будут выполнять).
II. Актуализация ранее изученного материала
1.Фронтальный опрос: ( проводят учащиеся, которые получали индивидуальное задание на дом )
– Что такое причастие?
- Назовите признаки прилагательного у причастия?
– Чем отличается причастие от прилагательного?
– Каковы признаки глагола у причастия?
– Чем отличается причастие от глагола?
– Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях?
2.Лингвистическая минутка. Упражнение «Лови ошибку».(Проводится на каждом уроке.На доске записаны 10 слов, в некоторых из них допущены ошибки. Учащиеся находят слова, записанные неправильно, объясняют правописание. (слайд № 1)
III. Объяснение нового материала.
Наблюдение над изучаемым материалом.(слайд №2)
А. Груженая зерном машина выехала со склада.
Б. Машина, груженая отборным зерном, выехала со склада.
В. Груженая отборным зерном машина выехала со склада.
Задание № 1. Проанализировать предложения А и Б. Чем отличаются? Назвать определяемое слово.( А- причастие; Б-у причастия появились зависимые слова).После изучения правила сделать СР трех предложений .
Работа с учебником. Стр. 34, п. 9.(Что называется причастным оборотом).
Задание № 2. Проанализировать предложения Б и В. Сделать выводы о постановке разделительных знаков в предложении с причастным оборотом.
Слово учителя. А теперь обратимся к учебнику стр.35 и узнаем, правильные ли выводы были сделаны.
Постановка проблемы.
Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.
– Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?
– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).
Задание № 3. Составление опорной схемы по м-лу параграфа.(работа в парах)
Проверка (слайд № 3) I – 2,4; II – 3,5; III – 3,5;
Задание № 4 Работа с текстом
– Прочитайте предложенный текст.
Родина – это все… Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим (К.Г.Паустовский).
Автор этого текста – Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.
– Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? К какому типу и стилю речи его можно отнести? (рассуждение, публицистический)
– Как называют человека, любящего свою родину?
(Слайд № 4) 3. Работа со словарем иностранных слов.
Патриот – греч. «патри» – родина, Отечество.
Человек, горячо любящий родину.
Человек, преданный какому – либо делу.
Подберем однокоренные слова к этому слову.
Патриотизм
Патриотический
– Ребята, а вы можете назвать себя париотами?
Синтаксический разбор предложения: Патриот – это человек, горячо любящий родину. (учение у доски)
Задание по тексту. (работа в парах)
– Выпишите из текста причастные обороты с определяемыми словами (побережий, наглаженных прибоями; деревень, смотрящих в заречную даль; паровозов, мчащихся к великим её городам; рудникам, создающим неслыханные богатства.)
– Объясните знаки препинания при причастных оборотах.
Задание № 5. Самостоятельная работа . Упр. 64.
Задание № 6. Творческая работа. Для сильных- составить текст –описание по картине , используя предложения с причастными оборотами. Для слабых- предложения с причастным оборотом.
IV. Подведем итог:
– Что такое причастный оборот?
– Что такое определяемое слово?
– Каким членом предложения является причастный оборот?
– Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?
Многие писатели и поэты в своих произведениях используют причастные обороты, чтобы высказывание, строка получились более яркими, живыми, они выражают мысль точно и кратко.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Сегодняшнее исследование успешно завершено!
– Какие открытия были совершены?
– Определим, какие цели урока уже реализованы.
Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.)
(Слайд № 8) VI. Домашнее задание
Домашнее задание дается на выбор ученика.
Обязательное задание: П.12.
На выбор:
1) Тот, кто записал букву «А» – упр. 67 или сочинение-миниатюра «Моя малая родина» с использованием причастных оборотов.
2) «Б» – выписать из произведений художественной литературы выписать предложения с причастными оборотами, графически выделяя их (5-6 предложений)
3) «В» – упр.66
4) Объяснить значение слов с помощью причастных оборотов: (археолог, спелеолог, палеонтолог, ихтиолог, кинолог)-индивидуально 1 учащийся.