Урок русского языка
5 класс
Составила учитель русского языка и литературы Дворченко И.А.
Тема урока: «Антонимы»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок с применением технологии развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.
Оборудование урока: интерактивная доска, рисунки-схемы, выставка словарей, учебник русского языка для 5 классаЛ.М.Рыбченкова,О.М.Александрова.
Цели урока:
Образовательные:познакомить учащихся со словами,
Развивающие:подбирать антонимы к указанным словам,
группировать их по общему смысловому признаку,
пользоваться словарем антонимов,
использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,
уметь находить антонимы в тексте.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку
Ход урока
Организационный момент.
Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
Ребята, посмотрите на выставку лингвистических словарей. Какую новую книгу вы увидели? Сегодня мы обязательно поработаем с этим словарем.
Актуализация знаний (с применением интерактивной доски).
Посмотрите на картинки и скажите, что означают эти слова. Как называются такие слова?
Чтобы узнать , правильный ваш ответ или нет, выполните следующее задание:
К данным словам из левого столбика подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом.
Например:
сухой – (влажный),
начинать - (кончать),
ветер - (затишье),
рыхлый - (плотный),
трудолюбивый - (ленивый),
короткий - (длинный),
свет - (темнота),
медлительный - (прыткий).
В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока.
Открытие нового знания.
Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).
Знакомство с термином. Антонимы (от греческих слов анти - «против» и онима - «имя».
Работа с учебником. Читаем определение на стр .137
Упр. № 145
К какому выводу пришли? (Антонимы объединяются в антонимические пары,которые являются одной частью речи)
Первичное закрепление знаний ( с использованием интерактивной доски)
Подберите антонимы к словам:
День- | Теплый- | Смеяться- | Тепло- |
Друг- | Добрый- | Говорить- | Хорошо- |
Мир- | Веселый- | Зайти- | Грустно- |
Включение нового знания в систему. Проблемный вопрос. Как подобрать антоним к слову свежий в данных словосочетаниях:
Свежий хлеб черствый
Свежий журнал старый
Свежий воротничок грязный
Сделайте вывод.(У слова может быть несколько лексических значений).
Работа в паре. Используя словарь антонимов, подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность: близкий, чистый, теплый.
7.Физкультминутка.
Самостоятельная работа. Выполнение упр.149
Орфографическая минутка. Словарный диктант.
Шорох, шепот, крыжовник, желтенький, шоколад, палач, ночь, дочка, удочка, тень, день, каменщик, сварщик, камешек, село, птенец, осень, снегопад,гололед, землеройка.
Творческая работа. Заменить выделенные слова антонимами.Продолжить текст.
Я отношось к тем людям, которые не любят осень.Осень грустное время года.Все вокруг хмурое и однотонное.
8. Итог урока. Что нового вы узнали на уроке?
Употребление антонимов делает нашу речь яркой, красочной и выразительной.
Рефлексия.
«Правильно ли утверждение?» Если да, хлопаем в ладоши.
1.Лексикология изучает словарный состав языка.
2. Все слова имеют лексическое значение.
3.Антонимы –это слова близкие по значению.
4.У слова есть только одно лексическое значение.
5.Вы знаете, что такое антонимы.
Домашнее задание.(Дифференцированное)
Упр. 150 (для слабых), написать сочинение - миниатюру о своем любимом питомце, используя антонимические пары (по желанию). Упр. 151 (для остальных).