Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 4 класс "Правописание частицы НЕ с глаголами"»
Предмет: русский язык.
Класс: 4 «А»
Дата: 08.02.17г.
Тема: Правописание Не с глаголами.
Цель урока: познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами.
Все – Знают, правило правописание частицы не с глаголами.
Большинство- умеют находить глаголы с частицей не в устной и письменной речи; применяют знание правила на практике.
Некоторые- делают выводы, приводят свои примеры глаголов с частицей не. Оценивают важность ичаемой темы.
Тип урока: закрепление ЗУН
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Метод: практических действий.
Ресурсы: презентация, учебник русского языка 4 класс стр.13-14, дидактический материал.
Ход урока:
1. Организационный момент. (2мин.)
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. ---Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы. Узбекского писателя.
-Прочитайте. (Дети хором читают)
Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда – И та награда в нём самом. (Обращается к презентации. Слайд №2)
- Что хотел сказать нам поэт?
- Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного
2.Повторение. (3мин)
-Прочитайте только первое предложение. Найдите в предложении сказуемое
. Определите, какой частью речи является слово учите?
- Глаголом
(Обращается к презентации. Слайд №4) Сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи?
Дети: О глаголе
-Но прежде, чем мы приступим к новой теме нам необходимо закрепить знания, о глаголе полученные на прошлом уроке русского зыка. (Изменение глагола в прошедшем времени по родам.)
-Что такое глагол?
-Как изменяются глаголы?
-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Что делал? Что делала? Что делало?)
-Как изменяются глаголы прошедшего времени? (По родам и числам.)
- Приведите пример. (читал, читала, читали)
-Какой суффикс имеет глагол в прошедшем времени? (суффикс –л-)
- Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени в мужском роде? (нулевое окончание)
-Приведите пример. (Светил, осветил)
- Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени в женском роде? (окончание –а-)
-Приведите пример. (Светила, осветила)
- Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени в среднем роде? (окончание –о-)
-Приведите пример. (осветило, осветило)
- Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени во множественном числе? (окончание –и-)
-Приведите пример. (осветили)
3.Проверка домашнего задания. (10 мин.)
-Скажите, помогло ли вам знание этих правил выполнить домашнее задание?
-Что было задано на дом?
Работа с правилом. В паре.
Прочитай стихотворение о тайне холодильника. Подчеркни глаголы прошедшего времени. Укажи род.
У глаголов прошедшего времени ж.р. окончание , ср.р.-
Взаимопроверка по ключу. Слайды 5-11
1 задание - 8 баллов (за гл.+ определение рода.)
2 задание – 8 баллов (за распределение + окончание)
3 задание - 2 балла (за окончание ж.р. и окончание ср.р.)
+1 балл за правило.
19-17 б. «5»
16-13 б. «4»
12-9 б. «3»
9и меньше б. «2» Оценивание.
-Сегодня мы продолжим изучать глагол и узнаем о нем еще много интересного.
5.Актуализация знаний. (2мин.) Работа в паре.
-Предлагаю выполнить следующее задание.
-У вас на партах лежат карточки.
-Прочитайте загадки и отгадайте их. В парах. (По партам) (Обращается к презентации. Слайд №12)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)
Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (Петух)
Был ребёнок – Не знал пелёнок, Стал стариком – Сто пелёнок на нём. (Капуста)
Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
-Прочитают свою загадку первые парты, если они верно отгадали все остальные им поаплодируют. И так все ряды парт.
-Молодцы, вы отлично справились с заданием.
- Найдите глаголы. Что стоит перед глаголами?
- Не
- Будет ли не предлогом? Почему?
- Перед глаголами никогда не стоят предлоги.
- Какие служебные части речи вы знаете?
- Предлоги, частицы, союзы.
- Какой частью речи является не?
- Частицей
- Посмотрите на глаголы в загадках, что вы можете сказать о правописании не с глаголами? (Обращается к презентации. Слайд №13)
- Не с глаголами пишется отдельно.
- Сделанный вами вывод, поможет определить тему урока. Назовите тему урока.
- Правописание частицы не с глаголами. (слайд №14)
-Мы об этом уже знаем, и сегодня на уроке откроем новые знания о частице не и глаголе.
-Сформулируйте цель деятельности.
Узнать: как пишется частица НЕ с глаголами. (слайд№15)
Научиться: писать частицу Не с глаголами.
-Но прежде немного отдохнем.
4.Физминутка. (1 мин.) (слайд №16)
Физ. минутка Игра «Девочки-мальчики».
- Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол будет с частицей НЕ - встают мальчики, если без частицы НЕ – встают девочки.
Не завтракал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ужинал, знаю, рисует, не морозит,
-Вспомните и назовите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в физ. минутке.
-Что это за слова? (эти глаголы образованы от существительных – словарных слов)
-Как бы вы записали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)
6. Усвоение новых знаний. (10 мин.)
Минутка чистописания. (Слойд№17)
-Для того, чтобы продолжить нам необходимо оформить рабочие тетради.
-На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.
- Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать.
На доске: л..тит, сп…шит, б..жит.
Дети: Сегодня будем писать гласную букву е, так как она является безударной гласной, которая пропущена в данных словах.
- Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:
Ееа Ееб Еев
- Посмотрите на следующую строчку. (На доске) (слайд №18)
Ошибается тот, кто ничего делает.
Откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.
-Почему данные высказывания звучат бессмысленно? Что нужно добавить? (слайд №19)
-Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом).
Докажите, что это глагол. (рассказывают правило)
-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? ( НЕ нужно написать раздельно)
-Это мы узнаем из следующего Предложения. Прочитайте предложения. (Слайд №20)
Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не) навидят уколы и (не) годуют, когда им (не) здоровится.
- Какое задание нужно выполнить?
( нужно не написать слитно или раздельно)
- Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова?
(любят, навидят, годуют, здоровится)
- Есть ли в русском языке такие слова?
( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет)
- Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)
-Так вот о чем мы еще не знали.
-Сформулируйте правило.
-Проверим себя, прочитав правило на стр. 13 (работа в паре)
7. Проверка понимания учащимися нового материала. (7мин.)
- Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их.
Ненавидят - презирают, не любят
негодуют - возмущаются
нездоровится – болеют
- Значение слова негодует посмотрим в толковом словаре. (ученик зачитывает по словарю значение слова)
- Запишем первое предложение разберём его по членам. (один ученик выполняет разбор)
- Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?
8.Закрепление и коррекция знаний. (5 мин.)
Работа с учебником.
Стр. 14 упр. 33. Выпишем только не с гл. работаем по цепочке, только 2 ряд.
-Какой вывод сделаем?
Вывод: (Слайд №21)Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.
- Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями.
На самом деле в русском языке много слов – исключений (слайд №22) (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.
- Давайте ещё раз прочитаем и запомним их. Как пишется не в этих словах?
Наш урок подошел к концу, вы все хорошо поработали. Молодцы!
- Давайте вспомним, какова была тема урока? Слайд №24.
-Какие цели поставили? Слайд №25.
-Поднимите руки те, кто считает, что полностью достиг поставленной перед собой цели?
- А кому нужно улучшить результат?
- Как это сделать?
-Для чего нужно уметь правильно писать частицу НЕ с глаголами?
- И закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением, которое расскажет Доминика.
Глаголу нравится ЧИТАТЬ, ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ! Глаголу очень нравится всё делать очень живо... Частица "НЕ" - красавица, но как она ленива! Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ, НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ, Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ, Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО! -Хочу вам пожелать: Не ругайтесь, не деритесь, Не стоните, не дразнитесь, Не кричите, не спешите. Вместе НЕ не напишите!
- Надеюсь, что вы так и поступите. -На этом наш урок подошел к концу. Попрошу вас встать. Урок русского языка закончен. Всем спасибо за урок.
Для психологического настроя я выбрала высказывание известного узбекского писателя Сабира Абдуллы. На этом этапе перед собой я ставила задачу создать психологическую атмосферу. Мне удалось включить всех, все задумались над прочитанными словами.
Для повторения мною были выбраны вопросы. На этом этапе все слушали, большинство давали быстрые правильные ответы, некоторые давали быстрые правильные ответы с краткими пояснениями. Этот этап мне __________________________________________________________.
Для проверки домашнего задания я включила те вопросы, которые мы повторили. Для всех я выбрала задание в котором необходимо из текста выбрать глаголы прошедшего времени и определить род. И с ним все справились. Большинству я предложила данные глаголы распределить по группам и выделить окончания. С ним справились _____________. Некоторым необходимо было сделать вывод. С этим заданием справилось________________. С учетом этого на следующем уроке мне необходимо пересмотреть сложность заданий по изучению данной темы.
На этапе физ. Минутки я предложила игру «Девочки - мальчики». Все слушали, и выполняли упражнения. Большинство слушали, выполняли задание и называли по памяти те глаголы, которые были использованы в игре. А некоторые определили, что эти глаголы образованы от существительных – словарных слов.
Для актуализации я предложила поработать в паре с загадками. Все отгадывали загадки, находили глаголы. Большинство назвали служебные части. Некоторые определили, что частица НЕ пишется с глаголами отдельно. Эта работа _________________________________________________________.
На этапе усвоения знаний я предложила для всех прочитать высказывания, определить перед какой частью речи стоит частица НЕ. Большинство пробывали употребить данные глаголы без частицы НЕ. Некоторые сделали вывод о том, что если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.
На этапе проверки понимания учащимися нового материала все читали глаголы, которые не употребляются без частицы НЕ. Большинство к глаголам подбирали синонимы и искали значение слова в толковом словаре. Некоторые сформулировали правило.
На этапе закрепления и коррекции знаний. Все работали с правилом, выполняли упражнение. Большинство находили в тексте только глагол +частица НЕ. Некоторые сделали вывод о том, что если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.
На этапе домашнее задание и рефлексии. Все получили инструкцию, записали в дневник. Большинство назвали тему урока. Некоторые повторили правило изученное на уроке.