Оренбургская область
Сакмарский район
МБОУ «Архиповская СОШ»
Конспект урока русского языка
2 класс
по программе «Школа России»
Тема урока «Единственное и множественное число имен прилагательных»
Подготовила учитель начальных классов
1 категории
Переплетчикова Н.Г.
2016 - 2017 уч. год
Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных.
Цель: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;
2) определять число имен прилагательных;
3) Развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе
4) способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки прилагательного.
Регулятивные:
способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров.
Коммуникативные:
1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;
3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре.
2) развитие самостоятельности;
3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Результат урока: овладение умениями распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.
Ход урока.
Орг. Момент
I Мотивация к учебной деятельности
-Ребята, посмотрите, какая замечательная погода сегодня?
Какое время года наступило?
ВЕСНА
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает в данном слове согласный, звонкий парный, мягкий звук.
Вв Ввв Вввв
Посмотрите, пожалуйста, на ряд букв, найдите закономерность и продолжите ряд.
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Среди букв, спрятались слова, которые характеризуют весну. Найдите их
Аувручейьполнепвкмлатравалп
Совтёплаяшешуоблакодагщвжл
Ручей
Трава
Тёплая
Облако
- Дети, какое слово лишнее и почему?
Определите число имен существительных.
А теперь попробуйте определить число имени прилагательного.
Почему не можем?
-Потому что не знаем
-Значит цель нашего урока: научиться определять…….
И тема нашего сегодняшнего урока:…….
Единственное и множественное число имен прилагательных.
Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном?
III Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта
Теперь вернёмся к нашим словам
Ед.ч.
Ручей
Ед.ч.
Трава
Ед.ч.
Облако
- Подберите по одному прилагательному к данным существительным.
Напомните мне, почему они называются прилагательными?
Сущ. Прил.
Ед.ч.
Ручей (какой?) звонкий
Ед.ч.
Трава (какая?) зелёная
Ед.ч.
Облако (какое?) белое
- Существительное «ручей» стоит в ед.ч., прилагательное «звонкий» относится к сущ. «ручей» и обозначает признак этого одного предмета.
- Как вы думаете в каком числе стоит имя прилагательное?
- В ед.ч.
- А на какой вопрос оно отвечает?
- Делаем вывод:
- Прилагательное в ед.ч. обозначает признак одного предмета и отвечает на вопрос какой?
- Давайте посмотрим, может быть ещё есть вопросы, на которые отвечают прилагательные в ед. ч.?
«Трава» и «облако» по аналогии.
- Ребята, поставьте существительные во мн.ч.
Ед.ч. мн.ч.
Ручей - ручьи
Трава - травы
Облако - облака
Подставим к ним те же прилагательные.
Мн.ч.
Ручьи (какие?) звонкие
Травы (какие?) зелёные
Облака (какие?) белые
Существительное «ручьи» стоят во мн.ч., т.е обозначает много или несколько предметов, прилагательное «звонкие» относится к сущ. «ручьи» и обозначает признак многих или нескольких предметов.
- Как вы думаете, в каком числе стоит имя прилагательное?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное во мн.ч.?
- Давайте обобщим всё, что мы сегодня узнали нового.
прилагательное
ед.ч мн.ч.
признак одного признак нескольких
предмета предметов
какой? какая? какие?
какое?
- Проверим, правильный ли вывод мы сделали?
(учебник стр. 92)
IV Первичное закрепление.
Задание на слайде
- Определи число имён прилагательных
Спелая земляника
Тёплое пальто
Сильный мороз
Стальные коньки
- А теперь посмотрите на существительные. Какие это существительные. Поставьте ударение и подчеркните непроверяемые безударные гласные.
V Физминутка
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в парах
Задание: Вставьте в текст, подходящие по смыслу прилагательные, определите их число.
Работа по учебнику
Упражнение №160
- Прочитайте задание. Выполните самостоятельно. Взаимопроверка.
VII Включение в систему знаний и повторение
Задание на слайде
-Найди ошибки. Исправлять можно только имена прилагательные. Определи число имён прилагательных.
(Слабая морозы ,сладкое ягода , сильный ветры, лесной озеро, молодая дедушка)
VIII Рефлексия учебной деятельности
Сегодня на уроке я научился определять……..
Имена прилагательные бывают………
Прилагательные в ед.ч. обозначают……..
Прилагательные во мн.ч. обозначают……..
Прилагательные в ед.ч. отвечают на вопросы………
Прилагательные во мн.ч. отвечают на вопросы………
Мне было трудно……
Самым интересным было ………