1. Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 1) |
| Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели. | Запишите число, классная работа (Слайд 2) Класс поделить на 3 группы, каждая стоит у своей зоны. Первый ученик каждой группы просит ребят рассчитаться по порядку, после расчета, говорит: «Группа к уроку готова!». Фронтальный опрос. А как мы с вами рассчитывались? ( на первый, второй…). И у каждой группы есть номер (первая, вторая, третья). На что указывают эти числительные? (на порядок). Делаем вывод, какие это числительные? Значит тема сегодняшнего урока? ( порядковые числительные). Учащиеся записывают тему урока. Запишем её в тетрадях.
- Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока |
| Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации) | (Создание проблемной ситуации). А какие праздники у нас впереди? (23 февраля, 8 марта, 1мая, 9 мая). - Как вы думаете, самый великий из названных праздников это… (Победа нашего народа в Великой Отечественной войне). Война длилась долгие четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годы Великой Отечественной войне. А какой год был самым тяжелым? Запись в тетради предложения: произвести синтаксический разбор предложения. Первый год войны был самым тяжелым для русского народа. (Возникновение проблемной ситуации) Слайд №3 Ребята, с какой проблемой мы столкнулись? ( слово первый является определением, так как отвечает на вопрос: какой?, а выражено…) Попробуем разобраться. (побуждение к формулированию проблемы, и выдвижению гипотезы). Задание№1: Из предложения выпишите словосочетания Первый год Тяжелый год Слайд №4. При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой?, стоят в одном падеже, числе и роде. Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные. (Задания по решению проблемы) Задание №2 Склонение прилагательного И. п. тяжелый год Р. П. тяжелого года В.п. тяжелый год Д. п. тяжелому году Т.п. тяжелым годом П.п. о тяжелом годе Слайд №5 Самостоятельно просклонять числительное И. п. первый год Р. п. первого года В.п. первый год Д. п. первому году Т.п. первым годом П.п. о первом годе Слайд №6 Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные. Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам? Задание № 3 придумайте словосочетание (числительное + существительное) на военную тему, чтобы у числительных был другой род и другое число. Первая битва (ед.ч., ж.р.) Первое сражение (ед.ч.,с.р.) Первые победы ( мн.ч.) Слайд №7 Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные. Гипотеза подтвердилась. |
| Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями).
|
Закрепление изученного материала
| Задание №1. Прочитайте предложение: Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз в 1941 году. Самостоятельная работа. Просклонять числительное тысяча девятьсот сорок первый. Самостоятельно в тетрадях. 2 ученика у доски. Выделить окончания. Тысяча девятьсот сорок первый Тысяча девятьсот сорок первого Тысяча девятьсот сорок первому Тысяча девятьсот сорок первый Тысяча девятьсот сорок первым О тысяча девятьсот сорок первом Учитель: Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное). Какой еще вывод можно сделать? Задание №2. Из предложения: Слайд №8 Тамбовская область с ее почти двухмиллионным населением внесла огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией. выпишите числительное. Какое это числительное? Двухмиллионный Порядковое числительное Количественное числительное в Р. п.
Учитель: ребята, давайте обратим внимание на правописание числительного. Списать в тетрадь кластер. Чтобы понять, почему оно пишется слитно, вспомним правописание сложных прилагательных. железная дорога – железнодорожный Слайд №9 сельское хозяйство- сельскохозяйственный двух миллионов – двухмиллионный пять десятков – пятидесятый шесть сотен - шестисотый Учащиеся: Состоит из 2 слов (количественного числительного в Р.п и порядкового числительного), но пишется слитно. Это числительное - сложное. Задание № 3 Словарная работа. Рассмотрите примеры в таблице. Слайд № 10 Сложные порядковые числительные - десятый | -сотый | -тысячный | -миллионный | пятидесятый шестидесятый семидесятый | двухсотый трёхсотый четырёхсотый пятисотый шестисотый семисотый восьмисотый девятисотый | Двухтысячный трёхтысячный четырёхтысячный пятитысячный шеститысячный семитысячный восьмитысячный девятитысячный запомнить: девяностотысячный стотысячный | Двухмиллионный трёхмиллионный четырёхмиллионный пятимиллионный шестимиллионный семимиллионный восьмимиллионный девятимиллионный | Учитель диктует слова, а дети записывают в тетради. Семидесятый, четырёхсотый, девятитысячный, шестисотый, девяностотысячный, стотысячный. Затем осуществляется проверка. Задание № 4 Ребята, 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с праздником. Давайте им подпишем поздравительные открытки. А как правильно подписывать открытки? Используя порядковые числительные? Существует правило. Слайд № 11. 1) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п. Д.п. Р.п. Т.п. Р.п. К восьмому марта перед первым апреля 2) Если перед числом будут стоять слова: дата, день, праздник, то порядковое числительное будем ставить в Им. п., писать с большой буквы, а название месяца – с маленькой. И.п. Р.п. С праздником Восьмое марта Учитель: Итак, ребята, мы подкованы, теорию изучили. Теперь практическая работа. Дети получают карточки и выполняют в них по 3 задания. Уровень выбирают сами Приложение |
|
|
Рефлексия деятельности.
| Итог урока. Слайд № 12 -какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (порядковые) -как изменяются порядковые числительные? (как и прилагательные: по родам, числам и падежам). -от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? (от существительного, к которому оно относится). |
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |