kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике 3 класс "Доли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Доля. Сравнение долей.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

 

                                                                         Ход урока

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Подготовка рабочих мест.
  • Позитивный настрой на  работу.

 

  1. Подго­товка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
  • Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.
  • Формулирование темы и целей урока.

Изучение новых знаний и способов действий.

  • Постановка проблемы, введение нового понятия.
  • Практическая работа  с полосками бумаги. Образование и название долей.

Первичная проверка понимания изученного.

  • Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
  • Поиск долей в пословицах.

Применение знаний и способов действий.

  • Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
  • Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
  • Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
  • Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
  • Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).

Подведение итогов.

  • Домашнее задание.

     Рефлексия деятельности.

  • Зафиксировать новое знание.
  • Организовать рефлексивный анализ деятельности.
  • Самооценка деятельности.

 

Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»

-Ему не досталось апельсина.

-Он не умеет дружить.

-Дольку апельсина

-Доли.

-Узнать что такое доля.

ДОЛИ

Познавательные (общеучебныКоммуникативные

Регулятивные (целеполагание)

3.Изучение новых знаний и способов действий

1) Постановка проблемы, введение нового понятия.

-А как это разделить на доли? Что такое доля?

На доске:

 Беру яблоко и говорю:

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?

Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились доли?

-Почему?

-А как правильно разрезать?

-Какой вывод можно сделать?

На доске:

-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?

Держу в руках две половинки и спрашиваю:

-На сколько равных долей разрезано яблоко?

-А если я возьму одну из двух долей?

- Как назовем долю?

- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?

Какая доля получилась

- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.

На доске дети видят следующую запись: ¼

- Что эта запись обозначает?

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

 - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»

 - Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

 - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

На доске: «Одна какая»

2) Практическая работа  с полосками бумаги. Образование и название долей.

-А теперь вы разделите одну полоску на две доли.

- Как сделаем?

- Сколько таких долей во всей полоске?

 - Какие они между собой?

- Заштрихуйте часть.

- Как назовем долю?

 - Кто сможет написать название второй части?

- Что обозначает эта запись?

Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.

 - Как это сделать?

-Какие доли между собой?

 - Заштрихуйте одну четвертую долю.

- Напишите на этой части её обозначение.

 - Что обозначает эта запись?

- Сколько  долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?

- Какие доли между собой?

- Как назвать одну долю?

- Как записать её название математически?

- Что обозначает эта запись?

- Заштрихуйте долю и запишите её название.

-Доля-это часть.

-Разрезать.

-Нет.

-Нет. Части не равные.

-Части должны быть равные.

-Доля-это равная часть.

-Сначала разрезать пополам

-На две доли.

Одна доля из двух.

Вторая.

На четыре.

Четвертая

(Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

 

- Что обозначает число под чертой?

 - Что обозначает число над чертой?

 - Чьи куски будут больше?

 А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты?

2) практическая работа в сравнении долей полосок.

 - Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока.

- Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас.

Положите доли рядом для сравнения.

- Расположите доли в порядке возрастания.

- Какая доля самая маленькая?

Самая большая?

 - Почему?

Вывод о сравнении долей

первичное закрепление умения сравнивать доли.

Работа по слайдам 17 - 20 и запись неравенств в тетрадях.

Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой?

 - А если мышек будет 4?

 - А на восемь мышек?

 -  Сравните получившиеся доли.

- Объясните, почему вы так решили.

 - Три девочки делили плитку шоколада поровну.  Какая доля досталась каждой?

 - А если подружек будет 6?

- Сравните доли.

- Объясните, почему вы так решили.

 

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7

2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?

- Что такое доля?

- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

- Что обозначают числа в записи дробей?

- Как сравнить доли?

Урок целей достиг.

- Где вы можете использовать полученные новые знания?

Вернемся к м/ф «Апельсин».

- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?

Слайд 22

- Какие это будут части?

 Самооценка успешности

Равные части.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

 

При угощении, делении поровну.

Равные

Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике 3 класс "Доли" »

Тема урока: Доля. Сравнение долей.


Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.


Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.


Формирование УУД (универсальных учебных действий):

познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.


Оборудование урока:

      • компьютер

      • мультимедиапроектор

      • карточки для работы в парах

      • карточки для фронтальной работы

      • плакат «Алфавит»

      • м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»

      • презентация к уроку

      • полоски для практической работы

      • 2 макета с изображением торта



Ход урока



  1. Организационный момент.

  • Приветствие.

  • Подготовка рабочих мест.

  • Позитивный настрой на работу.


  1. Подго­товка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.

  • Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.

  • Формулирование темы и целей урока.


  1. Изучение новых знаний и способов действий.

  • Постановка проблемы, введение нового понятия.

  • Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.


  1. Первичная проверка понимания изученного.

  • Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).

  • Поиск долей в пословицах.


  1. Применение знаний и способов действий.

  • Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.

  • Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.

  • Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).

  • Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.

  • Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).


  1. Подведение итогов.

  • Домашнее задание.


  1. Рефлексия деятельности.

  • Зафиксировать новое знание.

  • Организовать рефлексивный анализ деятельности.

  • Самооценка деятельности.


Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места.


Личностные (Действие смыслообразования)

2.Подго­товка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока

1) Актуализация опорных знаний. Устный счет.

- Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

_ Запишите только ответы в строчку, через запятую.

* Число 25 разделить на 25.

* На сколько число 26 больше, чем 9?

*Во сколько раз число 48 больше 8?

*Число 7 увеличьте на 6.

*Число 7 увеличьте в 4 раза.

* Число 25 уменьшите на 6.

*Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см..

*Число 5 увеличьте в 3 раза.

- Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным числам, запишите снизу. Какое слово получилось?

2) Формулирование темы и целей урока.

-Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

- Посмотрите м/ф!


-Почему рассердился волк?


-В чем его ошибка?


-Что получил каждый из животных мультфильма?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)

Формулирование цели и темы урока

-Так какая тема нашего урока?

- Какую цель перед собой поставим?

(одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать»)

- Учиться образовывать и называть …?

- Учиться сравнивать ….








1 - А

17 - П

6 - Е

13 - Л

28 - Ь

19 – С


10 - И

15 - Н



Апельсин






Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»

-Ему не досталось апельсина.

-Он не умеет дружить.

-Дольку апельсина







-Доли.

-Узнать что такое доля.




ДОЛИ

Познавательные (общеучебные)
























Коммуникативные














Регулятивные (целеполагание)





3.Изучение новых знаний и способов действий

1) Постановка проблемы, введение нового понятия.

-А как это разделить на доли? Что такое доля?

На доске:


Беру яблоко и говорю:

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?


-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились доли?

-Почему?

-А как правильно разрезать?



-Какой вывод можно сделать?


На доске:


-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?

Держу в руках две половинки и спрашиваю:

-На сколько равных долей разрезано яблоко?

-А если я возьму одну из двух долей?


- Как назовем долю?

- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?

Какая доля получилась

- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.


На доске дети видят следующую запись: ¼


- Что эта запись обозначает?

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»

- Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

- А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

На доске: «Одна какая»

2) Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.

-А теперь вы разделите одну полоску на две доли.

- Как сделаем?


- Сколько таких долей во всей полоске?


- Какие они между собой?

- Заштрихуйте часть.

- Как назовем долю?

- Кто сможет написать название второй части?

- Что обозначает эта запись?



- Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.

- Как это сделать?



- Какие доли между собой?

- Заштрихуйте одну четвертую долю.

- Напишите на этой части её обозначение.

- Что обозначает эта запись?





- Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?




- Какие доли между собой?

- Как назвать одну долю?

- Как записать её название математически?

- Что обозначает эта запись?





- Заштрихуйте долю и запишите её название.




-Доля-это часть.







-Разрезать.



-Нет.

-Нет. Части не равные.


-Части должны быть равные.


-Доля-это равная часть.



-Сначала разрезать пополам



-На две доли.


Одна доля из двух.

Вторая.


На четыре.



Четвертая

(Дети сначала предлагают свои варианты записи.)


(Мнения детей.)







(Мнения детей.)



(Мнения детей.)


























Перегнем полоску пополам.

Две


Равные


Одна вторая

½


Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть


Сложить пополам, а затем еще раз пополам.

Равные


¼


Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть

Ответы детей.

Проверка практическим способом.

Равные.

Одна восьмая

Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)





Познавательные (общеучебные

4. Первичная проверка понимания изученного

1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам.

Слайды 2 – 15

- На сколько долей разделена фигура?

- Какие они между собой?

- Сколько долей?

- Как назвать одну долю?

- Запишите.

- Как по другому назвать ½, 1/3, ¼.


2) Поиск названия долей в пословицах

- Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.

* Один блин и тот пополам.

* Один улей – улей, а пять – пасека.

* Семеро одного не ждут.





Равные



Запись в тетрадях и самопроверка по слайду.




½

1/5

1/8

Регулятивные (контроль, коррекция)









Познавательные



5. Применение знаний и способов действий

1) Создание проблемной ситуации для сравнения долей.

- Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех? Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой.

Выставить две модели тортов.

- На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам?

- Как назвать эту долю?



- Что обозначает число под чертой?



- Что обозначает число над чертой?

- На сколько равных долей разрезали торт мальчикам?

- Как назвать эту долю?



- Что обозначает число под чертой?



- Что обозначает число над чертой?

- Чьи куски будут больше?


- А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты?

2) практическая работа в сравнении долей полосок.

- Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока.

- Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас.


Положите доли рядом для сравнения.

- Расположите доли в порядке возрастания.

- Какая доля самая маленькая?

Самая большая?

- Почему?

Вывод о сравнении долей.





3) первичное закрепление умения сравнивать доли.

Работа по слайдам 17 - 20 и запись неравенств в тетрадях.




- Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой?

- А если мышек будет 4?

- А на восемь мышек?

- Сравните получившиеся доли.

- Объясните, почему вы так решили.





- Три девочки делили плитку шоколада поровну. Какая доля досталась каждой?

- А если подружек будет 6?

- Сравните доли.

- Объясните, почему вы так решили.





4) Решение проблемы с делением тортов с опорой на полученное правило сравнения долей.

- Давайте вернемся к сравнению долей торта мальчиков и девочек. Чья доля больше?

- Почему? Докажите!



Перевернуть макеты, убедиться в правильности решения.

- Так может не звать никого, а съесть торт вдвоем?

5) Работа в парах.

- Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убывания.

Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура получилась?

-Какое правило применяли для выполнения задания?




Резерв. Продолжение парной работы.

- Составьте цепочку долей, двигаясь по стрелке и записывая доли в порядке возрастания. Количество точек можете выбрать сами.











- На 12.

1/12

Записать на доске.

На сколько равных частей разделили.

Ск. долей взяли.


На 16.

1/16

Записать на доске.

На сколько равных частей разделили.

Ск. долей взяли.

Варианты ответов детей.










Запись на доске и в тетрадях

½ ¼ ⅛





Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля



Запись дробей и неравенств в тетрадях




1/2

1/4

1/8

1/2 1/4 1/8

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля


1/3

1/6

1/3 1/6

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля





Девочек.

1/12 1/16

Повторение правила




Лучше меньше, но с друзьями.






Звезда.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля






Познавательные (действие постановки и решения проблем)
















































Регулятивные (контроль, коррекция)

































Коммуникативные











6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7

2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?

- Что такое доля?

- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

- Что обозначают числа в записи дробей?










- Как сравнить доли?




Урок целей достиг.

- Где вы можете использовать полученные новые знания?



Вернемся к м/ф «Апельсин».

- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?

Слайд 22

- Какие это будут части?

Самооценка успешности






Равные части.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля


При угощении, делении поровну.




Равные


Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по математике 3 класс "Доли"

Автор: Козьменкова Валентина Николаевна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по теме: "Доли. Обыкновенная дробь.""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokapotiemiedoliobyknoviennaiadrob"
    ["file_id"] => string(6) "267778"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450456216"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Единицы времени. Минута. Секунда. Сутки».Конспект урока математики.3 класс"
    ["seo_title"] => string(77) "iedinitsy-vriemieni-minuta-siekunda-sutki-konspiekt-uroka-matiematiki-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "286920"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454416628"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Единицы времени. Минута. Секунда. Сутки».Конспект урока математики.3 класс"
    ["seo_title"] => string(79) "iedinitsy-vriemieni-minuta-siekunda-sutki-konspiekt-uroka-matiematiki-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "286922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454416635"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Единицы времени.Конспект урока математики.3 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "iedinitsy-vriemieni-konspiekt-uroka-matiematiki-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "286923"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454416692"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока математики "Доли. Обыкновенные дроби" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-matiematiki-doli-obyknoviennyie-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "157005"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421515260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства