Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
Первичная проверка понимания изученного.
Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
Поиск долей в пословицах.
Применение знаний и способов действий.
Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия деятельности.
Зафиксировать новое знание.
Организовать рефлексивный анализ деятельности.
Самооценка деятельности.
Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»
-Ему не досталось апельсина.
-Он не умеет дружить.
-Дольку апельсина
-Доли.
-Узнать что такое доля.
ДОЛИ
Познавательные (общеучебныКоммуникативные
Регулятивные (целеполагание)
3.Изучение новых знаний и способов действий
1) Постановка проблемы, введение нового понятия.
-А как это разделить на доли? Что такое доля?
На доске:
Беру яблоко и говорю:
-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?
Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.
-Правильно я поступила?
-Получились доли?
-Почему?
-А как правильно разрезать?
-Какой вывод можно сделать?
На доске:
-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?
Держу в руках две половинки и спрашиваю:
-На сколько равных долей разрезано яблоко?
-А если я возьму одну из двух долей?
- Как назовем долю?
- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?
Какая доля получилась
- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.
На доске дети видят следующую запись: ¼
- Что эта запись обозначает?
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .
- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?
- А число над чертой?
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли
На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»
- Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.
- А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.
На доске: «Одна какая»
2) Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
-А теперь вы разделите одну полоску на две доли.
- Как сделаем?
- Сколько таких долей во всей полоске?
- Какие они между собой?
- Заштрихуйте часть.
- Как назовем долю?
- Кто сможет написать название второй части?
- Что обозначает эта запись?
Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.
- Как это сделать?
-Какие доли между собой?
- Заштрихуйте одну четвертую долю.
- Напишите на этой части её обозначение.
- Что обозначает эта запись?
- Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?
- Какие доли между собой?
- Как назвать одну долю?
- Как записать её название математически?
- Что обозначает эта запись?
- Заштрихуйте долю и запишите её название.
-Доля-это часть.
-Разрезать.
-Нет.
-Нет. Части не равные.
-Части должны быть равные.
-Доля-это равная часть.
-Сначала разрезать пополам
-На две доли.
Одна доля из двух.
Вторая.
На четыре.
Четвертая
(Дети сначала предлагают свои варианты записи.)
- Что обозначает число под чертой?
- Что обозначает число над чертой?
- Чьи куски будут больше?
А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты?
2) практическая работа в сравнении долей полосок.
- Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока.
- Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас.
Положите доли рядом для сравнения.
- Расположите доли в порядке возрастания.
- Какая доля самая маленькая?
Самая большая?
- Почему?
Вывод о сравнении долей
первичное закрепление умения сравнивать доли.
Работа по слайдам 17 - 20 и запись неравенств в тетрадях.
Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой?
- А если мышек будет 4?
- А на восемь мышек?
- Сравните получившиеся доли.
- Объясните, почему вы так решили.
- Три девочки делили плитку шоколада поровну. Какая доля досталась каждой?
- А если подружек будет 6?
- Сравните доли.
- Объясните, почему вы так решили.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия
1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7
2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?
- Что такое доля?
- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?
- Что обозначают числа в записи дробей?
- Как сравнить доли?
Урок целей достиг.
- Где вы можете использовать полученные новые знания?
Вернемся к м/ф «Апельсин».
- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?
Слайд 22
- Какие это будут части?
Самооценка успешности
Равные части.
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
При угощении, делении поровну.
Равные
Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике 3 класс "Доли" »
Тема урока: Доля. Сравнение долей.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Оборудование урока:
компьютер
мультимедиапроектор
карточки для работы в парах
карточки для фронтальной работы
плакат «Алфавит»
м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»
презентация к уроку
полоски для практической работы
2 макета с изображением торта
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Подготовка рабочих мест.
Позитивный настрой на работу.
Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
Первичная проверка понимания изученного.
Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
Поиск долей в пословицах.
Применение знаний и способов действий.
Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия деятельности.
Зафиксировать новое знание.
Организовать рефлексивный анализ деятельности.
Самооценка деятельности.
Этап урока
Содержание и деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент
Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места.
Личностные (Действие смыслообразования)
2.Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока
1) Актуализация опорных знаний. Устный счет.
- Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.
_ Запишите только ответы в строчку, через запятую.
* Число 25 разделить на 25.
* На сколько число 26 больше, чем 9?
*Во сколько раз число 48 больше 8?
*Число 7 увеличьте на 6.
*Число 7 увеличьте в 4 раза.
* Число 25 уменьшите на 6.
*Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см..
*Число 5 увеличьте в 3 раза.
- Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным числам, запишите снизу. Какое слово получилось?
2) Формулирование темы и целей урока.
-Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
- Посмотрите м/ф!
-Почему рассердился волк?
-В чем его ошибка?
-Что получил каждый из животных мультфильма?
- Где в жизни вы встречали это слово?
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
- В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)
Формулирование цели и темы урока
-Так какая тема нашего урока?
- Какую цель перед собой поставим?
(одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать»)
- Учиться образовывать и называть …?
- Учиться сравнивать ….
1 - А
17 - П
6 - Е
13 - Л
28 - Ь
19 – С
10 - И
15 - Н
Апельсин
Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»
-Ему не досталось апельсина.
-Он не умеет дружить.
-Дольку апельсина
-Доли.
-Узнать что такое доля.
ДОЛИ
Познавательные (общеучебные)
Коммуникативные
Регулятивные (целеполагание)
3.Изучение новых знаний и способов действий
1) Постановка проблемы, введение нового понятия.
-А как это разделить на доли? Что такое доля?
На доске:
Беру яблоко и говорю:
-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?
-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.
-Правильно я поступила?
-Получились доли?
-Почему?
-А как правильно разрезать?
-Какой вывод можно сделать?
На доске:
-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?
Держу в руках две половинки и спрашиваю:
-На сколько равных долей разрезано яблоко?
-А если я возьму одну из двух долей?
- Как назовем долю?
- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?
Какая доля получилась
- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.
На доске дети видят следующую запись: ¼
- Что эта запись обозначает?
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .
- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?
- А число над чертой?
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли
На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»
- Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.
- А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.
На доске: «Одна какая»
2) Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
-А теперь вы разделите одну полоску на две доли.
- Как сделаем?
- Сколько таких долей во всей полоске?
- Какие они между собой?
- Заштрихуйте часть.
- Как назовем долю?
- Кто сможет написать название второй части?
- Что обозначает эта запись?
- Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.
- Как это сделать?
- Какие доли между собой?
- Заштрихуйте одну четвертую долю.
- Напишите на этой части её обозначение.
- Что обозначает эта запись?
- Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?
- Какие доли между собой?
- Как назвать одну долю?
- Как записать её название математически?
- Что обозначает эта запись?
- Заштрихуйте долю и запишите её название.
-Доля-это часть.
-Разрезать.
-Нет.
-Нет. Части не равные.
-Части должны быть равные.
-Доля-это равная часть.
-Сначала разрезать пополам
-На две доли.
Одна доля из двух.
Вторая.
На четыре.
Четвертая
(Дети сначала предлагают свои варианты записи.)
(Мнения детей.)
(Мнения детей.)
(Мнения детей.)
Перегнем полоску пополам.
Две
Равные
Одна вторая
½
Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть
Сложить пополам, а затем еще раз пополам.
Равные
¼
Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть
Ответы детей.
Проверка практическим способом.
Равные.
Одна восьмая
⅛
Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)
Познавательные (общеучебные
4. Первичная проверка понимания изученного
1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам.
Слайды 2 – 15
- На сколько долей разделена фигура?
- Какие они между собой?
- Сколько долей?
- Как назвать одну долю?
- Запишите.
- Как по другому назвать ½, 1/3, ¼.
2) Поиск названия долей в пословицах
- Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.
* Один блин и тот пополам.
* Один улей – улей, а пять – пасека.
* Семеро одного не ждут.
Равные
Запись в тетрадях и самопроверка по слайду.
½
1/5
1/8
Регулятивные (контроль, коррекция)
Познавательные
5. Применение знаний и способов действий
1) Создание проблемной ситуации для сравнения долей.
- Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех? Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой.
Выставить две модели тортов.
- На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам?
- Как назвать эту долю?
- Что обозначает число под чертой?
- Что обозначает число над чертой?
- На сколько равных долей разрезали торт мальчикам?
- Как назвать эту долю?
- Что обозначает число под чертой?
- Что обозначает число над чертой?
- Чьи куски будут больше?
- А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты?
2) практическая работа в сравнении долей полосок.
- Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока.
- Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас.
Положите доли рядом для сравнения.
- Расположите доли в порядке возрастания.
- Какая доля самая маленькая?
Самая большая?
- Почему?
Вывод о сравнении долей.
3) первичное закрепление умения сравнивать доли.
Работа по слайдам 17 - 20 и запись неравенств в тетрадях.
- Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой?
- А если мышек будет 4?
- А на восемь мышек?
- Сравните получившиеся доли.
- Объясните, почему вы так решили.
- Три девочки делили плитку шоколада поровну. Какая доля досталась каждой?
- А если подружек будет 6?
- Сравните доли.
- Объясните, почему вы так решили.
4) Решение проблемы с делением тортов с опорой на полученное правилосравнения долей.
- Давайте вернемся к сравнению долей торта мальчиков и девочек. Чья доля больше?
- Почему? Докажите!
Перевернуть макеты, убедиться в правильности решения.
- Так может не звать никого, а съесть торт вдвоем?
5) Работа в парах.
- Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убывания.
Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура получилась?
-Какое правило применяли для выполнения задания?
Резерв. Продолжение парной работы.
- Составьте цепочку долей, двигаясь по стрелке и записывая доли в порядке возрастания. Количество точек можете выбрать сами.
- На 12.
1/12
Записать на доске.
На сколько равных частей разделили.
Ск. долей взяли.
На 16.
1/16
Записать на доске.
На сколько равных частей разделили.
Ск. долей взяли.
Варианты ответов детей.
Запись на доске и в тетрадях
½ ¼ ⅛
⅛
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
Запись дробей и неравенств в тетрадях
1/2
1/4
1/8
1/2 1/4 1/8
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
1/3
1/6
1/3 1/6
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
Девочек.
1/12 1/16
Повторение правила
Лучше меньше, но с друзьями.
Звезда.
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
Познавательные (действие постановки и решения проблем)
Регулятивные (контроль, коррекция)
Коммуникативные
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия
1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7
2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?
- Что такое доля?
- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?
- Что обозначают числа в записи дробей?
- Как сравнить доли?
Урок целей достиг.
- Где вы можете использовать полученные новые знания?
Вернемся к м/ф «Апельсин».
- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?
Слайд 22
- Какие это будут части?
Самооценка успешности
Равные части.
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
При угощении, делении поровну.
Равные
Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.