Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Определение" 5 класс»
Тема: «Определение»
Класс - 5.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты: знают, что такое определение, распознают определения в предложениях, выделяют их графически.
Метапредметные результаты: распространяют предложения определениями, доказывают принадлежность текста к художественному стилю, читают текст ознакомительным чтением
Ход урока.
I.Этап изучения нового материала.
1.Введение в тему и формулирование проблемы урока.
Синтаксический разбор предложения.
Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.
-А теперь подчеркните в данном предложении определение.
-Получилось? (Нет)
-Почему не получилось?
2) Объявление темы урока
Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.
- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
Задачи:
- узнать, что называется определением.
- научиться находить определение в тексте;
- выяснить, для чего нужны определения
3)Диалог с классом
- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?
Значит, определение – это второстепенный член предложения.(На доске составляем схему)
- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?
- Как вы понимаете значение слова “определять”?
- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?
Определение
Отвечает на вопросы
Какой? Чей? Который?
Обозначает
признак предмета
- Всё ли мы узнали об определении? (нет)
Познакомившись с правилом в учебнике, дети должны добавить: к какой части речи относится определение (сущ. + определение); чем оно обычно выражается.
- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)
- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)
- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.
- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы
Регулятивные УУД. 1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание
II.Этап закрепления нового знания.
1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.
Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?
Выпишите из текста эпитеты вместе
с определяемыми словами.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. Тютчев
Виды УУД: познавательные, коммуникативные.
2)Работа в парах. Карточка с текстом. Подчеркните определения. Объяснить написание безударной гласной в корне слова.
Хорошо в …сеннем л…су!
На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.
Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.
Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.
Виды УУД: познавательные, регулятивные
3) Составьте предложение.
- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение
жёлтые
- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень
- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр
выстлала
- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение
дороги
- Добавить союз и и продолжить предложениеоднородными членами
Должно получиться предложение:
Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.
- выполнить синтаксический разбор предложения.
Виды УУД: познавательные, регулятивные.
- Получается находить определения в тексте?
- Значит, мы справились и со 2-й задачей.
4. Релаксация.
- Сядьте поудобнее и послушайте музыку.
- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?
- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?
4)Творческое задание.
- Прочитайте текст.
Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Красивый текст? Почему?
- Ваша задача - подобрать к существительным определения.
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)
- Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)
Вот вы справились и с 3-ей задачей.
Виды УУД: регулятивные, коммуникативные.
III. Этап подведения итога урока
-Что мы делали на уроке?
- Как мы изучали новую тему?
– Для чего мы это делали?
IV. Этап д/з
1)Работа со стихотворением С. Есенина «Берёза»
Белая берёзка
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С.А.Есенин)
- Прочитайте текст ознакомительным чтением. Докажите, что данный текст относится к художественному стилю.
- Выпишите все словосочетания по схеме прил.+ сущ.