Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Обособленные обстоятельства»
Класс: 8 «А»
Дата: 17.02.2017 года
Тема: Обособленные обстоятельства.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний
SMART-Цели урока: учащиеся, до конца урока,
1. повторят и обобщат теоретические знания об обособленных обстоятельствах.
2. продолжат работу по выработке орфографической и пунктуационной грамотность.
3. продолжат работу по развитию речевых навыков грамотного употребления обособленных обстоятельств в различных синтаксических конструкциях.
Критерии успешности учащихся:
Я знаю:
- условия обособления и не обособления обстоятельств;
- чем выражаются обособленные обстоятельства;
Я умею:
- находить в тексте одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
- отличать одиночные деепричастия от деепричастий, перешедших в разряд наречных;
- применять на практике правила обособления обстоятельств;
- конструировать предложения с обособленными обстоятельствами;
Оборудование:
- интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (Приложение), рабочие листы для учащихся, учебник , магнитная доска, стикеры, форматы А-4 с рисунками 3-х облаков «Нейтральное настроение», «Отличное настроение», «Нет настроения» и рисунком дерева пожеланий.
Эпиграфы к уроку: «Несомненно, их (деепричастий) преимущество заключено в их краткости и динамичности» Д.Э. Розенталь
«Знаки препинания служат нотами при чтении» А.П.Чехов
Ход урока
Организационный момент. 5-7 мин
Приветствие.
Начинаем ровно в срок Наш открытый урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!
Еще раз мысленно пожелайте себе и одноклассникам удачи. И приступим к работе.
Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите число. Далее: классная работа. Перед Вами на партах лежат цветные стикеры, на которых каждый из вас сейчас напишет свое имя и закрепит этот стикер на одном из трех облачек: отличное настроение, нейтральное настроение и нет настроения.
Деление на группы: собери строки из стихотворений и сформируй группу
3-4 мин
Учитель: А теперь, ребята, я прошу Вас подойти к моему столу и вытянуть по одной волшебной полоске, которая и поможет определить состав групп для работы на уроке.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, ……………………..
махая крылом,….
(А.С.Пушкин. Узник)
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,………
Блестя на солнце, снег лежит.
(А. С .Пушкин. Зимнее утро)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
…………………………………..
По лазури весело играя.
(М. Ю. Лермонтов. Утёс)
Выбор лидеров групп и распределение функциональных обязанностей.
Напомнить о правилах работы в группе.
Раздать листы взаимооценивания . Вписать имена учащихся, вошедших в состав каждой группы.
Ознакомить учащихся с критериями оценивания урока, которые вывешены на доске.
«5» - от___ до___ баллов
«4» - от___ до___ баллов
«3» - от___ до___ баллов
«повтори теорию » - от___ до___ баллов
Учитель: Ребята, сейчас посредством замечательных строк Вы сформировали группы. Озвучьте, пожалуйста, их. Было бы здорово, если бы Вы вспомнили из какого произведения эти строки и кто является их автором.
Лидеры групп зачитывают строки из стихотворений.
( только после этого )
Строки из 3-х отрывков стихотворений отображаются на слайде.
Учитель: А теперь, после того как Вы прослушали все три отрывка, кто мне скажет, что объединяет эти строки из разных произведений.
( в каждом из них есть обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами)
Учитель: Как вы думаете, как эти строки связаны с нашим уроком?
( возможно, мы будем говорить об обособленных обстоятельствах)
Учитель: Совершенно верно, ребята . У нас сегодня заключительный обобщающий урок по теме: «Обособленные обстоятельства».
Как вы думаете, ребята, чтобы показать нашим гостям, какими знаниями мы вооружились по заданной теме, какие цели мы для себя должны определить?
Целеполагание.
Мы должны:
Повторить все правила об обособленных обстоятельствах.
Знать, чем выражаются обособленные обстоятельства.
Находить в тексте обособленные обстоятельства.
Знать, когда обстоятельства надо выделять запятыми, а когда нет.
При чтении соблюдать интонацию, выделяя голосом обособленные обстоятельства.
Конструировать предложения с обособленными обстоятельствами.
SMART-Цели урока: учащиеся, до конца урока,
1. повторят и обобщат теоретические знания об обособленных обстоятельствах.
2. продолжат работу по выработке орфографической и пунктуационной грамотность.
3. продолжат работу по развитию речевых навыков грамотного употребления обособленных обстоятельств в различных синтаксических конструкциях.
Учитель: С учетом определенных целей, выработаем следующие Критерии успешности на данный урок. Если каждый из Вас к концу урока может сказать:
Я знаю:
- условия обособления и не обособления обстоятельств;
- чем выражаются обособленные обстоятельства;
Я умею:
- находить в тексте одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
- отличать одиночные деепричастия от деепричастий, перешедших в разряд наречных;
- применять на практике правила обособления обстоятельств;
- конструировать предложения с обособленными обстоятельствами.
Значит, наш урок прошел успешно.
Учитель: Ребята, думаю, что вы согласитесь с тем, что прежде чем говорить об условиях обособления обстоятельств в предложениях, нам необходимо для себя четко уяснить, что обособленные обстоятельства чаще всего выражены одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. И наша с вами первичная задача уметь находить их в тексте, а уж затем решать следует их обособлять или нет. А для того чтобы деепричастия были узнаваемы, надо знать о них как можно больше.
Ну что ж, проверим, как вы справились с домашним заданием:
повторить все о деепричастии.
Прежде, чем начать игру, напоминаю Лидерам групп о том, чтобы не забывали своевременно вносить заработанные учащимися баллы в листы взаимоценивания .
Задание №1.
Игра называется «Гонка за лидером», в которой за каждый правильный полный ответ ученик получает 3 балла, за ответ, требующий дополнения – 2 балла, неверный ответ- 0 баллов.
Вопросы задаем адресно, поочередно каждой группе. В случае если группа не смогла ответить, право получает одна из групп. Начнем с первой группы.
- Что называется деепричастием? • На какие вопросы отвечает деепричастие? ( что делая? что сделав?) • Признаки каких частей речи соединяет в себе? ( глагола и наречия) • Назовите признаки глагола. ( вид, возвратность) • Какой признак заимствован у наречия? ( неизменяемость ) • Как образуется деепричастие несовершенного вида? ( при помощи суффиксов –я,-а) • А совершенного вида? (при помощи суффиксов -в,-вш) • Какие суффиксы указывают на принадлежность говорящему. /СЯ, СЬ/ • Как пишется НЕ с деепричастиями? ( раздельно, кроме случаев, когда деепричастие не употребляется без –не) • Что называется деепричастным оборотом? ( деепричастие с зависимым словом )
- Как устанавливается зависимость в ДО? ( при помощи вопроса)
- К какому главному члену предложения по смыслу привязано деепричастие? ( к сказуемому)
- Что общего у причастия и деепричастия? / они оба являются особыми формами глагола/
• Какова синтаксическая роль деепричастия? /ОБСТОЯТЕЛЬСТВО/
За __ минут было задано 14 вопросов. Получено ___ верных ответов.
Лидеры групп, зафиксируйте результат.
Задание №2.
Ну что ж игра продемонстрировала _________ уровень знаний о деепричастиях, теперь настало время перейти к обособленным обстоятельствам.
Нашу с вами работу построим следующим образом:
- сейчас , для проведения жеребьевки, я прошу подойти ко мне лидеров групп, что бы определиться, чем на протяжении 7- 10 минут будут заниматься ваши группы.
На столе лежат следующие задания:
- Составить постер на тему обособленные обстоятельства;
- Прочитайте схемы и составьте по ним предложения;
- Подчеркните грамматическую основу предложения и расставьте знаки препинания .
(2-3 задание выполняем в тетрадях.)
Дескрипторы к заданию
Изложенный материал, не требует доработки
5 баллов
Изложенный материал, требует незначительных дополнений
3 балла
Изложенный материал, требует значительных дополнений
1 балл
Не справился с заданием
0 баллов
3адание для 1 группы
Обособляются:
1.Деепричастные обороты и одиночные деепричастия
2.С предлогом несмотря на
3.С производными предлогами благодаря, вопреки и т.д.
Не обособляются:
1.Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия
2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.
3адание для 2 группы
Д.О. , Х
Х , Д.О. ,…………..
Дееприч. , Х
Х , Дееприч.
Несмотря на ……, ……
Благодаря
Согласно + сущ. в Д.п
Задание для 3 группы
Составьте простое предложение с обособленным обстоятельством.
1) Цвели фруктовые деревья. Они наполняли воздух пьянящим ароматом.
2) Горячим пламенем горел костёр. Бросал в темноту скупые блики света.
3) Было раннее утро. На улице было многолюдно.
Задание на сопоставление №4
Дескрипторы задания
Расставил все знаки препинания, объяснив их постановку
5 баллов
Расставил все знаки препинания, но не смог дать полный исчерпывающий ответ
3 балла
Расставил знаки препинания, но не смог объяснить их постановку.
1 балл
Не справился с заданием
0 баллов
Запишите предложения на формат А-4. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Сравните эти предложения.
Герман читал книгу ни на кого не глядя и перелистывая её страницы что-то шептал тихо.
Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.
Практическое применение знаний
Игра «Своя игра»
Дескрипторы к заданию
Выполнил задание за 500
5 баллов
Выполнил задание за 400
4 балла
Выполнил задание за 300
3 балла
Выполнил задание за 200
2 балла
Выполнил задание за 100
1 балл
Раздел «Умный редактор»
Умный редактор. (необходимо исправить ошибки в употреблении обособленных обстоятельств
300
Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.
400
На катке всегда весело скользишь по льду, но, накатавшись, болят ноги. На катке всегда весело скользишь по льду, но, когда накатаешься (после катания), болят ноги.
500
После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.
После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.
В шаге от ГИА.
300
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?
Мы(1)несмотря на поздний час(2) отправились на прогулку.
1) 1, 2
2) 1
3) 2
4) Запятая не нужна
400
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?
Каштанка(1) вскочив(2) присела на все четыре лапы(3) и (4) протягивая к коту морду(5) залилась громким лаем.
3, 5
1, 2, 3, 4, 5
1,2, 3, 5
1, 2, 4, 5
500
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?
Роща (1) весело шумя (2) расступилась (3) открывая (4) залитый солнцем простор и подёрнутые голубоватой дымкой (5) дали.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3, 4, 5
3) 3, 4, 5
4) 2, 4, 5
Итак, ребята время нашего урока истекает, настало время подвести итог. Пока лидеры групп, считают какое количество баллов набрали ребята, работавшие в группах и в соответствии с критериями оценки, указанными на доске, и оценивают вашу работу, обратимся к критериям успешности.
Заслушаем лидеров групп.
А я хочу поблагодарить Вас за плодотворную работу и пожелать Вам успехов в постижении вершин Олимпа знаний.
А сейчас, вновь замерим температуру. Каков настрой к концу урока? Вернемся к своим стикерам и еще раз определим настроение.
Обращаясь к коллегам, я хочу попросить Вас записать на стикерах отзывы, пожелания, замечания и разместить их на дереве пожеланий. До новых встреч.!
Приложение №1
Д.О. , Х
Х , Д.О. ,…………..
Дееприч. , Х
Х , Дееприч.
Несмотря на ……, ……
Согласно + сущ. в Д.п.,
Д.О. , Х
Х , Д.О. ,…………..
Дееприч. , Х
Х , Дееприч.
Несмотря на ……, ……
Согласно + сущ. в Д.п.,
Приложение №1
Составить постер на тему: «Обособленные обстоятельства»
Прочитайте схемы и составьте по ним предложения.
Составьте простое предложение с обособленным обстоятельством.
1) Цвели фруктовые деревья. Они наполняли воздух пьянящим ароматом.
2) Горячим пламенем горел костёр. Бросал в темноту скупые блики света.
3) Было раннее утро. На улице было многолюдно.
Приложение №3
Умный редактор.
300
Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
400
На катке всегда весело скользишь по льду, но, накатавшись, болят ноги.
500
После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.
Приложение №4
В шаге от ГИА.
300
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?
Мы(1)несмотря на поздний час(2) отправились на прогулку.
1) 1, 2
2) 1
3) 2
4) Запятая не нужна
400
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?
Каштанка(1) вскочив(2) присела на все четыре лапы(3) и (4) протягивая к коту морду(5) залилась громким лаем.
3, 5
1, 2, 3, 4, 5
1,2, 3, 5
1, 2, 4, 5
500
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая при обособлении обстоятельства?
Роща (1) весело шумя (2) расступилась (3) открывая (4) залитый солнцем простор и подёрнутые голубоватой дымкой (5) дали.