kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Неопределённые местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Неопределённые местоимения" для 6 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Неопределённые местоимения"»

Урок по теме «Неопределенные местоимения»


Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, беседа, коллективная.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер.

Цели:

Образовательные:

1. Ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределенные местоимения

2. Дать сведения об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании;

Развивающие:

1. Развивать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;

Воспитательные:

1.Прививать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Орфографическая диктовка.

О страстном стремлении к победе, пробираешься по узкой тропинке, расположиться на ветхой террасе, участвовать с ними (они, личное) в шествии по городу, поразительная чистота воды, восхищаться им (он,личное), узнавать о нём(он,личное), обменяться с вами (вы, личное) мнением, добавлять ему(он,личное), настигать его(он,личное), становиться самим собой(себя, возвратное), упрекать их(они, личное), изменить мнение о нем(он,личное).


- Назовите начальную форму местоимений, определите их разряд.

- Подберите синоним к слову ветхий.


3. Работа с текстом.

Учитель читает стихотворение Юрия Коваля «На Яхте».

(текст распечатан для каждого ученика)

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие – то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад»,

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

- Как автор говорит о том, кто плыл на яхте, о чём кричали чайки, какие люди встречали его и пр.?



- Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске

Кто-то поплыл

Кто-то думал

Кто-нибудь встретит

Какие-то чайки

Какие-то люди

Какой-то дельфин.

- Почему эти местоимения создают впечатления загадочности, таинственности? (Они не дают конкретного, определённого представления о предмете и признаке)

- Какой же разряд местоимений мы сегодня рассмотрим? Учитель уточняет тему урока, обращает внимание на написание через дефис данных местоимений с суффиксами –то, -нибудь.



4. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Составление конспекта.



Конспект

Правописание неопределённых местоимений



кто некто

что нечто

не + который некоторый

сколько несколько


кто

что - то

кое - какой - либо

который - нибудь

чей

сколько


Кое-кто, кое-что, кое-который, кое-чей, кто-то, что-то, какой- то, чей-то, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь.

НО! КОЕ У КОГО (если есть предлог, то пишем в три слова)

- Как могут изменяться неопределенные местоимения?

(по падежам)

И. п. кто-то

Р. п. кого-то

Д. п. кому-то

В. п. кого-то

Т.п. кем-то

П. п. о ком-то

- Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. Давайте попробуем просклонять эти местоимения.

- А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.

(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)

- Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (от вопросительных)



5. Работа с учебником. Выполнение упражнения …

6. Закрепление материала.

 «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр.

1 – неопределенное

2 – возвратное

3 – относительное

4 – вопросительное

  1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.

  2. Вишь, какая саранча!

  3. Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…

  4. О себе дед рассказывать не любил.

  5. Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?

Код: 13124

Запишите  первое предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор предложения с его характеристикой.

Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

Произведите фонетический разбор местоимения из предложения № 4. (себе)

О себе дед рассказывать не любил.


7. Итог урока:  Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?


8. Домашнее задание:













































Урок по теме «Отрицательные местоимения»

Цели:

Образовательные:

1. Ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – отрицательные местоимения

2. Дать сведения об отличительных признаках отрицательных местоимений и их образовании с помощью приставок не- и ни-

Развивающие:

1. Развивать умение распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами; определять их синтаксическую функцию;

Воспитательные:

1.Прививать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Закрепление пройденного материала

Объяснительный диктант.

- Прослушайте текст, подумайте, почему автор озаглавила этот рассказ одним словом «плохо». Запишите текст, объясните выбор орфограмм и постановку знаков препинания.


Плохо

C..бака ярос..но ла..ла, пр..падая на передн..е лапы. Прямо перед ней, пр..жавшись к з..бору, с..дел маленький вз..ерошенный к..тёнок. Он ш..роко ра..крывал рот и жалобно м..укал. Непод..лёку ст..яли два мальчика и ждали, что буд..т.

В окно выгл..нула жен(?)щина и поспешно выб..жала на крыльцо. Она отогн..ла собаку и с..рдито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего (не) делали! – уд..вились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила жен(?)щина.

В. Осеева

- Найдите в тексте изученные разряды местоимений, подчеркните их как члены предложения, определите разряд.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

- Почему рассказ назван «Плохо»? Что плохого сделали мальчики? Ответьте с помощью одного слова из текста.

- Итак слово «ничего» является главным в тексте, оно вызывает гневную оценку мальчишек женщиной. Иногда бездействие, стороннее наблюдение хуже самых плохих поступков.

-Что же это за словечко – «ничего»? (местоимение, отрицательное)

- Узнаем о нём и о других местоимениях этого разряда из учебника.

4. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Составление конспекта.



Конспект

Правописание отрицательных местоимений



СЛИТНО!

кто

кого

кому

не кем ни (без уд.)

что

чего

чем

какой

чей

сколько

НО!

Ни у кого

(в три слова, если появляется предлог)

5. Работа с учебником. Выполнение упражнения …

6. Закрепление материала.

Запись под диктовку.

Учащиеся должны указать отрицательные местоимения, объяснить графически их написание.

1) Пустые речи и слушать нечего.

2) Худо тому, кто не делает добра никому.

3) Говорит день до вечера, а слушать нечего.

4) Упрямого ничем не убедишь.

5) Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.

6) Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.

7) Худого человека ничем не уважишь.

8) Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.

(Пословицы)

7. Итог урока:  Что изучили на уроке? Какие местоимения называются отрицательными? Как образуются отрицательные местоимения? В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка не-, ни- ? В каком случае местоимения с не- и ни- пишутся раздельно? Как склоняются отрицательные местоимения? Какие отрицательные местоимения не имеют именительного падежа?

  Отрицательные местоимения склоняются так же, как вопросительные, от которых они были образованы. Но: местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.


8. Домашнее задание:

















Урок по теме «Притяжательные местоимения»

Цели:

Образовательные:

1. Ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – притяжательные местоимения;

2. Дать сведения о склонении притяжательных местоимений.

Развивающие:

1. Развивать умение различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных.

Воспитательные:

1.Прививать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Работа с текстом.

- Прослушайте текст.

Самое большое счастье для отца и матери – твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы – усердие в учении.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья – это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твоё поведение, твои поступки.

(В. Сухомлинский)

- Определите основную мысль высказывания.

- Запишите текст.

- Подчеркните словосочетания с местоимениями. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают? Укажите разряд местоимений.

3. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Составление конспекта.



Конспект

Притяжательные местоимения

мой свой наш

твой ваш





его

её чей?

их

Говорите: их (не «ихний» !)

5. Работа с учебником. Выполнение упражнения …

6. Синтаксический разбор предложений.

1) Я долго разглядывал непонятные следы и догадался, кто их здесь оставил.

2) Я слежу за жизнью своих четвероногих друзей и переживаю вместе с ними их радости и невзгоды. ( По Г. Скребицкому)

Делается вывод о синтаксической роли личных и притяжательных местоимений. (Личные местоимения выступают в роли подлежащих, дополнений, притяжательные – в роли определений.)


7. Итог урока:  Что изучили на уроке? Почему притяжательные местоимения называются именно так? Как изменяются притяжательные местоимения? Как отличать личные и притяжательные местоимения?


8. Домашнее задание:






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Неопределённые местоимения"

Автор: Варламова Валентина Константиновна

Дата: 06.07.2017

Номер свидетельства: 423777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Неопределённые местоимения" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-nieopriedielionnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "231073"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442343879"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока по теме: Отрицательные и неопределённые местоимения. 8 класс"
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt_uroka_po_tiemie_otritsatiel_nyie_i_nieopriedielionnyie_miestoimieniia_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "348075"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476117506"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства