Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Неопределённые местоимения"»
Урок по теме «Неопределенные местоимения»
Тип урока:изучение нового материала
Формы работы:индивидуальная, беседа, коллективная.
Оборудование:учебник, презентация, компьютер.
Цели:
Образовательные:
1. Ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределенные местоимения
2. Дать сведения об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании;
Развивающие:
1. Развивать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
Воспитательные:
1.Прививать интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Орфографическая диктовка.
О страстном стремлении к победе, пробираешься по узкой тропинке, расположиться на ветхой террасе, участвовать с ними (они, личное) в шествии по городу, поразительная чистота воды, восхищаться им (он,личное), узнавать о нём(он,личное), обменяться с вами (вы, личное) мнением, добавлять ему(он,личное), настигать его(он,личное), становиться самим собой(себя, возвратное), упрекать их(они, личное), изменить мнение о нем(он,личное).
- Назовите начальную форму местоимений, определите их разряд.
- Подберите синоним к слову ветхий.
3. Работа с текстом.
Учитель читает стихотворение Юрия Коваля «На Яхте».
(текст распечатан для каждого ученика)
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие – то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад»,
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).
- Как автор говорит о том, кто плыл на яхте, о чём кричали чайки, какие люди встречали его и пр.?
- Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске
Кто-то поплыл
Кто-то думал
Кто-нибудь встретит
Какие-то чайки
Какие-то люди
Какой-то дельфин.
- Почему эти местоимения создают впечатления загадочности, таинственности? (Они не дают конкретного, определённого представления о предмете и признаке)
- Какой же разряд местоимений мы сегодня рассмотрим? Учитель уточняет тему урока, обращает внимание на написание через дефис данных местоимений с суффиксами –то, -нибудь.
4. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Составление конспекта.
НО! КОЕ У КОГО (если есть предлог, то пишем в три слова)
- Как могут изменяться неопределенные местоимения?
(по падежам)
И. п. кто-то
Р. п. кого-то
Д. п. кому-то
В. п. кого-то
Т.п. кем-то
П. п. о ком-то
- Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. Давайте попробуем просклонять эти местоимения.
- А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.
(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)
- Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (от вопросительных)
5. Работа с учебником. Выполнение упражнения …
6. Закрепление материала.
«Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр.
1 – неопределенное
2 – возвратное
3 – относительное
4 – вопросительное
Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
Вишь, какая саранча!
Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
О себе дед рассказывать не любил.
Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
Код: 13124
Запишите первое предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор предложения с его характеристикой.
Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).
Произведите фонетический разбор местоимения из предложения № 4. (себе)
О себе дед рассказывать не любил.
7. Итог урока: Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?
8. Домашнее задание:
Урок по теме «Отрицательные местоимения»
Цели:
Образовательные:
1. Ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – отрицательные местоимения
2. Дать сведения об отличительных признаках отрицательных местоимений и их образовании с помощью приставок не- и ни-
Развивающие:
1. Развивать умение распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами; определять их синтаксическую функцию;
Воспитательные:
1.Прививать интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Закрепление пройденного материала
Объяснительный диктант.
- Прослушайте текст, подумайте, почему автор озаглавила этот рассказ одним словом «плохо». Запишите текст, объясните выбор орфограмм и постановку знаков препинания.
Плохо
C..бака ярос..но ла..ла, пр..падая на передн..е лапы. Прямо перед ней, пр..жавшись к з..бору, с..дел маленький вз..ерошенный к..тёнок. Он ш..роко ра..крывал рот и жалобно м..укал. Непод..лёку ст..яли два мальчика и ждали, что буд..т.
В окно выгл..нула жен(?)щина и поспешно выб..жала на крыльцо. Она отогн..ла собаку и с..рдито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего (не) делали! – уд..вились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила жен(?)щина.
В. Осеева
- Найдите в тексте изученные разряды местоимений, подчеркните их как члены предложения, определите разряд.
3. Подготовка к восприятию нового материала.
- Почему рассказ назван «Плохо»? Что плохого сделали мальчики? Ответьте с помощью одного слова из текста.
- Итак слово «ничего» является главным в тексте, оно вызывает гневную оценку мальчишек женщиной. Иногда бездействие, стороннее наблюдение хуже самых плохих поступков.
-Что же это за словечко – «ничего»? (местоимение, отрицательное)
- Узнаем о нём и о других местоимениях этого разряда из учебника.
4. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Составление конспекта.
Конспект
Правописание отрицательных местоимений
СЛИТНО!
кто
кого
кому
не кем ни (без уд.)
что
чего
чем
какой
чей
сколько
НО!
Ни у кого
(в три слова, если появляется предлог)
5. Работа с учебником. Выполнение упражнения …
6. Закрепление материала.
Запись под диктовку.
Учащиеся должны указать отрицательные местоимения, объяснить графически их написание.
1) Пустые речи и слушать нечего.
2) Худо тому, кто не делает добра никому.
3) Говорит день до вечера, а слушать нечего.
4) Упрямого ничем не убедишь.
5) Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
6) Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
7) Худого человека ничем не уважишь.
8) Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.
(Пословицы)
7. Итог урока: Что изучили на уроке? Какие местоимения называются отрицательными? Как образуются отрицательные местоимения? В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка не-, ни- ? В каком случае местоимения с не- и ни- пишутся раздельно? Как склоняются отрицательные местоимения? Какие отрицательные местоимения не имеют именительного падежа?
Отрицательные местоимения склоняются так же, как вопросительные, от которых они были образованы. Но: местоимениянекого, нечегоне имеют формы именительного падежа.
8. Домашнее задание:
Урок по теме «Притяжательные местоимения»
Цели:
Образовательные:
1. Ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – притяжательные местоимения;
2. Дать сведения о склонении притяжательных местоимений.
Развивающие:
1. Развивать умение различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных.
Воспитательные:
1.Прививать интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Работа с текстом.
- Прослушайте текст.
Самое большое счастье для отца и матери – твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы – усердие в учении.
Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья – это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твоё поведение, твои поступки.
(В. Сухомлинский)
- Определите основную мысль высказывания.
- Запишите текст.
- Подчеркните словосочетания с местоимениями. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают? Укажите разряд местоимений.
3. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Составление конспекта.
Конспект
Притяжательные местоимения
мой свой наш
твой ваш
его
её чей?
их
Говорите: их (не «ихний» !)
5. Работа с учебником. Выполнение упражнения …
6. Синтаксический разбор предложений.
1) Я долго разглядывал непонятные следы и догадался, кто их здесь оставил.
2) Я слежу за жизнью своих четвероногих друзей и переживаю вместе с ними их радости и невзгоды. ( По Г. Скребицкому)
Делается вывод о синтаксической роли личных и притяжательных местоимений. (Личные местоимения выступают в роли подлежащих, дополнений, притяжательные – в роли определений.)
7. Итог урока: Что изучили на уроке? Почему притяжательные местоимения называются именно так? Как изменяются притяжательные местоимения? Как отличать личные и притяжательные местоимения?