Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Использование наречий в речи"»
Урок развития речи.
Тема: Использование наречий в речи.
Цели:
1 Дать представление о художественной функции наречий в тексте, о выразительной и смысловой роли наречий в тексте.
2.Воспитывать чувство прекрасного , любви к к искусству музыки и живописи, к русскому языку.
3.Развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование урока: ИКТ.
Методы и приёмы , используемые на уроке: дедуктивное и индуктивное мышление, эвристический метод, слово учителя, работа по карточкам.
Ход урока:
1 .Организационный момент: приветствие учителя.
2.Слово учителя: Ребята, тема нашего занятия- использование наречий в речи. А ведь слова НАРЕЧИЕ и РЕЧЬ очень созвучны. Почему? ( ониродственные). Да, слово НАРЕЧИЕ имеет древнерусский корень РЕЧЬ, который имел значение «говорить, глаголить». По – другому, наречие - это НАГЛАГОЛИЕ, что очень соответствует значению этой части речи. А вы знаете, что с помощью наречия характеризуют музыку, музыкальную речь. Ведь такие термины как аллегро, адажио, форте, пиано – это всё наречия.
3. Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из части сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт», которая называется «Утро». ( Звучит музыка ). Пожалуйста, ребята, скажите КАК звучит эта музыка? ( Весело, звонко, задорно, торжественно, восхитительно, по-весеннему, радостно, озорно, легко, переливчато) Какой частью речи являются эти слова, ребята? Запишите в тетрадь эти слова.
4.Теперь, ребята, давайте попробуем устно нарисовать картину природы, обязательно используя наречия, которые мы сейчас с вами назвали. ( Ребята называют по одному предложению. В результате получается примерный текст: « Весело и задорно вступает в свои права весна. Переливчато и радостно поют птицы. Воздух восхитительно свеж. Легко поднимается из-под ещё не растаявшего снега пахучая травка. Ярко светит солнышко.») На экране появляется картина. Запишите получившийся текст в ваши тетради и сделайте синтаксический разбор одного из предложений и обратите внимание на то, что именно при помощи наречий мы совершили переход от музыки к живописи. Наречия передали в этом случае наши эмоции, чувства, следовательно, выполнили выразительную функцию.
5.Слово учителя: Наречия – это важная составляющая и в художественной речи писателей. Возьмём отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». Этот отрывок представлен в двух вариантах.
Я пошел вправо, через кусты. Все кругом быстро чернело и утихало, - одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи.
Я пошел через кусты. Все чернело и утихало, - одни перепела кричали. Небольшая ночная птица, мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Я с трудом различал отдаленные предметы; поле белело ; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало синеть - но то была синева ночи.
Чего не хватает в одном из вариантов? (Наречий)
А какой вариант, на ваш взгляд, подлинный? ( Первый)
Выделите, пожалуйста, наречия в тексте, а также обозначьте орфограммы в этих словах.
Как бы вы, ребята, определили функцию наречий в этом тексте?
( Характеризующая, уточняющая, поясняющая)
6. Итог урока: Перед вами карточки со следующим заданием, ребята. Вы должны найти наречия и попытаться определить функцию, которую они выполняют в этом отрывке художественного текста (И.С.Тургенев « Бежин луг» )
"Да где же это я?" - повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. Но умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазками и не подала мне никакого дельного совета.(…)
Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших, белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания, - и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней. Я поспешил выбраться назад на бугор.