Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"»
Конспект урока по русскому языку
4 класс
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Иванова Валентина Афиногеновна,
учитель начальных классов
МБОУ «Азимсирминская СОШ»
Вурнарского района
Чувашской Республики
Цели урока:
Формировать умение определять спряжение глагола настоящего и будущего времени по неопределённой форме глагола.
Формировать умение писать безударные личные окончания глагола в настоящем и будущем времени.
Воспитывать положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива.
Ход урока
Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Создание проблемной ситуации и постановка темы и целей урока
Над какой темой вы работали на предыдущих уроках русского языка?
Тогда кто скажет, что такое спряжение?
- Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам.
Сколько спряжений различают в русском языке?
- В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях.
А сейчас посмотрите внимательно на слова. Что их объединяет? (глаголы)
Сид.т мечта.шь
Свист.т помеша.те
Ед.те стро.т
Грем.т кле.шь
По какому принципу они записаны в 2 столбика? (ударные и безударные окончания)
По какому признаку их можно разделить на другие 2 столбика? (2 и 3 лицо)
Какой глагол лишний? Помешаете – буд. время
В слова какого столбика вы легко можете вставить гласную? (первого) Вставьте. Почему это легко?
Попробуйте вставить гласную в слова второго столбика. Какую трудность в написании безударных личных окончаний глаголов вы видите? (Нет ударения – слабая позиция)
Определите тему сегодняшнего урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Какую цель поставим перед собой?
Научиться писать безударные личные окончания глаголов.
На уроке нам, как всегда, очень пригодятся знания с прошлых уроков.
Чистописание
Откройте тетради и напишите число. Какие буквы мы можем вставить в слова второго столбика? е или и
Вот написание этих двух букв мы и повторим в чистописании.
и е (какие звуки обозначают эти буквы?) (гласные)
На второй строке запишем эти буквы вместе с заглавными. Ии Ее
Как вы думаете, что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (определить спряжение)
Как определить спряжение? (по окончанию).
Оказывается, определить спряжение нам поможет глагольный суффикс.
Выполним упражнение и проведем наблюдение.
Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. Выделите суффиксы неопределенной формы.
Благодарят – благодарИть
Владеет – владЕть
Летаете – летАть
Влияют – влиЯть
Колете – колОть
Выдели значком ^ гласную букву перед –ТЬ. Это глагольный суффикс, который поможет определить спряжение.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед – ТЬ.
- Суффикс –и- указывает на 2 спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) – на 1 спряжение.
Например: делаешь – делать (не и – 1 спр.), косит – косить (и – 2 спр.)
Но есть слова-исключения. Откройте учебники - на стр. 94, найдем правило. Прочитаем его.
Работа с правилом.
- вслух вместе произнесем слова-исключения.
- что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (определить спряжение)
- как определить спряжение с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени? (по неопределенной форме)
Работа по определению безударных гласных в словах второго столбика
У вас на партах лежат листочки с алгоритмом определения спряжение. Возьмем их и вернемся к нашим глаголам. Воспользуемся нашим алгоритмом и вставим пропущенную гласную. Найдите таблицу на с.93.
мечта.шь – мечтать (I) – е - мечтаешь
помеша.те – помешать (I) - е - помешаете
стро.т – строить (II ) –и- строит
кле.шь – клеить (II ) –и- клеишь
Ну вот мы справились с заданием.
Физкультминутка
Закрепление
Потренируемся в определении спряжения по неопределенной форме.
Упр. 192 – с устным объяснением
Для выполнения следующего упражнения нам снова понадобится таблица на с.93.
Упр. 193 (все глаголы пишем только во 2 лице ед.ч.). Сначала провести словарную работу.
Следующее Упр.194 (выполняем по рядам). Выберите один глагол и напишите его в 3л. ед. и мн. числа, обозначьте окончание –
3л. ед.ч. –
3л. мн.ч. –
Какие окончания у первого ряда? У второго - ? У третьего - ?
Проведем Выборочный диктант
Знакомство с текстом
Сегодня мы с братом поднимаемся рано и отправляемся на рыбалку.
Солнышко еще не греет, на реке стелется туман. Мы слышим, как в воде плещется рыба. Видим, как ветерок слегка колышет кусты.
Забрасываем удочки. Не клюет! Сашка постоянно вертится, так как ему не терпится поймать рыбу.
Начинается клев. Сашка и я непрерывно смотрим на удочки.