kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Наречие 19"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснение и закрепление материала по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Наречие 19"»

кАЛинина Нина николаевна, учитель русского языка и литературы



ТЕМА «НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»


Цели: повторение сведений о наречии, полученных учащимися ранее; формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль; уметь находить наречия в тексте, воспитание бережного отношения к книгам, любви и уважение к русскому языку.


Оборудование: магнитофон, таблица, учебные принадлежности, карточки, учебники


Тип урока: комбинированный


Ход урока

I. Орг.момент.

Здравствуйте, дорогие учащиеся, гости нашего урока!

II. Вступительная часть

Вы видите выражения нескольких выдающихся людей, назовите какое из них ближе вам и почему? Давайте выберем эпиграф к нашему уроку.

«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово...» – эти слова поэта Н.А.  Заболоцкого

Он еще говорил: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать».

Русский язык в умелых руках

и в опытных устах – красив,

певуч, выразителен, грибок,

послушен, ловок, вместителен.

А.И. Куприн.


Ни наука, ни искусство

Не будут жить, если

Умрёт в людях интерес



К могучему, вечно

Прекрасному русскому языку.

Н. Н. Ушаков.



Предложите свое высказывание.


III. Объяснение нового материала:

1. Начинается объяснение нового материала с кроссворда.

Впишите по горизонтали соответствующие определения слова, и в вертикальной выделенной строке вы прочтёте название части речи, к которой эти слова относятся.

1.     Навыворот (наизнанку).

2.     В предыдущий день (накануне).

3.     Синоним слова осмотрительно, с опаской (осторожно).

4.     Очень быстро, торопливо (поспешно).

5.     Ручным способом, без применения механизма (вручную).

6.     Полностью, без остатка (подчистую).

7.     Приблизительно (примерно).


2. Работа в группах


        Какими частями речи являются записанные слова?

        Как вы это определили?

        На какие вопросы отвечают наречия?

  • Что вы помните о наречиях?

Отвечая на эти вопросы, я попрошу вас заполнить следующую таблицу:

Знаю

хочу знать

Узнал(а)


(Эту таблицу вы можете заполнять весь урок.)


3. Объяснение нового материала и обобщение сказанного учащимися:

Наречиенеизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, качества, другого признака, примыкающая к глаголу, прилагательному, причастию, другому наречию и выполняющая, как правило, в предложении функцию обстоятельства, например: хорошо петь, чрезвычайно важные, по-снайперски метко. Кроме того, наречие, хоть и редко, может обозначать признак предмета, примыкая при этом к имени существительному, например: дом напротив, яйцо всмятку.

Признак действия жить дружно

писать интересно

рассказывать увлекательно



Признак предмета движение вперед


чтение вслух

кофе по-турецки


Признак другого приз­нака весьма спорный вопрос

довольно приятное известие

идущие пешком

Грамматическая сказка.

Кто важнее?

    В царстве речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.

    Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.

-Я,- говорит одно наречие,- могу прыгать по-заячьи.

-А стоит представить меня,- хвастается другое,- так сразу все исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям? - обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.               

-Когда - нибудь,- лениво отвечает то.

-А я очень люблю вредить всем,- растягивая слова, отвечает наречие Еле-еле.- Стоит меня подставить , так все делается медленно.

-И я тоже ,- крикнуло наречие Кое-как. Стоит мне встать рядом с глаголом, так все дело портится.

    И вдруг погас свет. Все стали падать, сталкиваться, возмущаться. Кто-то крикнул:

-Где же наречие Ярко?

-Почему оно нам не поможет ?- подхватили другие.

-А зачем я вам ?- спросило наречие Ярко .- Ведь вы все-все можете . Вы же важнее всех .

    Наречия покраснели .Стыдно им стало за свое хвастовство .

    А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и все стало по-прежнему .Только никто больше не хвастался .



Какой вывод вы можете сделать? Давайте обратимся к истории нашего языка.

Из истории языка. Наречие – старое слово. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь древнерусского языка И.И.  Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи.

Если попытаться определить этимологию (происхождение) этого слова, то придется выделить корень -реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения. Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне -реч-, входящем в слово наречие. Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’.

А вот еще одна легенда.

В давние, давние дописьменные времена, когда не было ещё ни телевидения, ни компьютеров, ни космических кораблей, ни книг существовала богатая красивая поднебесная страна. Она не имела своего названия. И жили в ней не люди. А жили в ней разные слова. Они могли только звучать. И когда они звучали, то было понятно, что это совсем разные слова. Страна слов не имела границ, слова могли свободно гулять по земле, и по воде, и по воздуху. Но люди, жившие на земле, ловили слова, присваивали их себе, а потом записывали. Земля эта называлась Древняя Русь. И уже были записаны местоимения къ-то, то, сё, весь, существительные мимо-ходъ (прохожие), мельк (мгновение), ник (низ), торчек (колышек) и многие другие. Но этих слов не хватало. Люди видели, что их речь звучит не очень приятно, что есть более чудные слова. И тогда люди стали образовывать другие слова: коуда, тоуда, сюда, везде, къ-де (где) и назвали эти слова наречиями (на речь). А потом люди стали очень ловко и быстро образовывать наречия от существительных, например от существительных: мимоходом, пешком, ничком, торчком; стали сочетать предлоги с существительными: во+очию, за+мужем, сего+дня, во-преки; сочетать падежные формы кратких прилагательных с предлогом: из+давна, с+молоду.

Проходили века. Речь людей совершенствовалась. Наречий появлялось всё больше и больше. Среди людей появились



учёные. Однако, и до сих пор идут споры среди учёных об истории возникновения наречий.



Это интересно .

     Наречие сегодня образовалось из местоимения сего ( сей - "этот" ) и имени существительного дня ( родительный падеж от день ). Сегодня - значит "этого дня".

      Наречие завтра - это старый творительный падеж имени существительного утро : заутро . Звук [у] превратился в [в] . Получилось завтра .

Наречия чаще всего образуются приставочным и суффиксальным способом .

         Лучше - получше , сильнее - посильнее , быстрее - побыстрее .

         Иногда наречия образуются с приставкой не- .           Нелепо , небрежно , невзрачно - .... Нелегко , нечасто , немедленно - ....



Группы наречий по значению

(таблица висит на доске)


Наречия по значению


Вопросы


Примеры


Образа действия


как? каким образом?


быстро, хорошо, обстоятельно, мед­ленно, вдребезги, набело, по-узбек­ски, внимательно, вдруг




Времени


когда? с каких пор? до каких пор? как долго?


вчера, сегодня, ут­ром, вечером, нака­нуне, сейчас, дав­но, зимой, рано, днем


Наречия по значению


Вопросы


Примеры


Места


где? куда? откуда?


вдали, наверху, до­мой, везде, напра­во, издали, вниз, позади, вблизи


Причины


почему?


сгоряча, сослепу, поневоле


Цели


зачем?


нарочно, назло


Меры и степени


сколько? во сколь­ко? насколько? в какой сте­пени? в какой мере?


очень, надвое, по­полам, трижды, втроем, весьма, слишком, вполне, довольно, совер­шенно, чрезвычайно



Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них:

1) указательные: здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда;


2) неопределенные: где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где, кое-как;

3) вопросительные: где, куда, когда, зачем, как, почему;

4) отрицательные: нигде, никуда, негде, никогда.


Наречия на -о (-е), образованные от качествен­ных имен прилагательных, имеют две степени срав­нения: сравнительную и превосход­ную.



Простая форма сравнительной степени


Составная форма сравнительной степени


уверенно — уверенней (ее) высоко выше ярко — ярче


тихо — более тихо устойчиво менее устойчиво ярко — более ярко


Превосходная степень: одеваться ак­куратнее всех, прыгать выше всех, звенеть громче всех, идти быстрее всех, выступать удачнее всех.

Различайте:


Сравнительная степень прилагательных


Сравнительная степень наречий


Он выше всех. Яблоня весной красивее дру­гих деревьев. Озеро глубже реки.


Прыгнул выше всех. Яблоня весной расцвела кра­сивее других деревьев. Мальчик нырнул глубже.




В тетради записывается вышеуказанная таблица.

(Морфологические признаки наречий: неизменяе­мость, степени сравнения (если есть).



IV. Закрепление нового материала:

1. Словарный диктант. При чтении стихотворение Н.А.   Заболоцкого «Ласточка» выпишите словосочетания с наречиями.

Славно ласточка щебечет,
Ловко крыльями стрижет,
Всем ветрам она перечит,
Но и силы бережет.
Реет верхом, реет низом,
Догоняет комара
И в избушке под карнизом
Отдыхает до утра.

Удивлен ее повадкой,
Устремляюсь я в зенит,
И душа моя касаткой
В отдаленный край летит.
Реет, плачет, словно птица,
В заколдованном краю,
Слабым клювиком стучится
В душу бедную твою.

Но душа твоя угасла,
На дверях висит замок.
Догорело в лампе масло,
И не светит фитилек.
Горько ласточка рыдает
И не знает, как помочь,
И с кладбища улетает
В заколдованную ночь.

(Славно щебечет, ловко крыльями стрижет, реет верхом, реет низом, горько рыдает.)

2. Знакомство с лингвистическим текстом о наречии А.М.  Пешковского. (Текст раздается каждому ученику.)

Если мы вдумается в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый и т.д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же – чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо – это не значит, что

кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал...

Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем.

...в связной речи наречие... употребляется только при глаголе и прилагательном. (Пешковский  А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938)

Чем отличаются наречия от прилагательных? Сделайте вывод и проиллюстрируйте его примерами из стихотворения Н.А.  Заболоцкого.

Вывод можно оформить в виде сравнительной таблицы:

3. Прочитайте текст шуточной песенки . Как отличить наречия от похожих на них других частей речи ? Определите какими частями речи являются выделенные слова .

Дразнил однажды мальчуган мартышку,

С размаху запустил в мартышку шишкой,

Но, как назло, ему не повезло:

Мартышка злом ответила на зло.

На дерево вскарабкалась мартышка

И бросила в мальчишку эту шишку.

Тут вмиг синяк под глазом  налицо .

Да, как назло, упала шишка прямо на лицо .



Щенок у нас ужасный забияка .

Ведет себя как взрослая собака .

Он на кота рычит, как зверь затем,

Чтоб во дворе весь день гоняться .

За котом за тем .

Но как-то кот огромный появился 

И за щенком задиристым пустился

Стал вдруг щенок наш тихим оттого,

Что от кота ему досталось от того.



А . Хазанов предлагает такую таблицу для запоминания отличий наречий от других частей речи .

  Наречия

  Именные части речи

Сначала примерь , а потом отрежь .

Примерь ( когда ? ) сначала .

Сначала = сперва .

С начала зимы установились морозы .

С начала ( чего ? ) зимы .

С зимы .

Не трать времени впустую .

Не трать ( как ? ) впустую .

Впустую = зря .

Мы вошли в пустую комнату.

В комнату ( какую ? ) пустую.

В комнату .

Зайти заодно к брату .

Зайти ( как ? ) заодно .

Заодно = одновременно .

Все изменилось за одно мгновение .

За ( какое ? ) одно мгновение .

За мгновение .

Закончим работу , затем отдохнем .

Отдохнем ( когда ? ) затем .

Затем = потом .

Остановка за тем углом .

За ( каким ? ) тем углом .

За углом .




4.Несколько устойчивых словосочетаний рассыпались. Соберите их, подбирая для каждого глагола необходимое наречие.

Глаголы

Наречия

Убираться

Вдребезги

Плакать

Наповал

Разбить

Восвояси

Сгореть

Дотла

Убить

Навзрыд

убедиться

воочию

5. Упражнение № 268 (перепишите, подчеркните наречия одной чертой, краткие прилагательные – двумя)

V. Домашнее задание упражнение №273

Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

Напишите их слитно или раздельно.

VI. Подведение итогов. (работа по таблице)

VII. Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Наречие 19"

Автор: Калинина Нина Николаевна

Дата: 17.09.2016

Номер свидетельства: 344199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка "Проверяем себя. Наречие." 4 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-provieriaiem-siebia-nariechiie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415398455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка в 7-ом классе по теме: "Повторение по теме "Наречие ""
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-om-klassie-po-tiemie-povtorieniie-po-tiemie-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "272003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451886713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства