Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Наречие"»
кАЛинина Нина николаевна, учитель русского языка и литературы
ТЕМА «НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Цели: повторение сведений о наречии, полученных учащимися ранее; формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль; уметь находить наречия в тексте, воспитание бережного отношения к книгам, любви и уважение к русскому языку.
Здравствуйте, дорогие учащиеся, гости нашего урока!
II. Вступительная часть
Вы видите выражения нескольких выдающихся людей, назовите какое из них ближе вам и почему? Давайте выберем эпиграф к нашему уроку.
«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово...» – эти слова поэта Н.А. Заболоцкого
Он еще говорил: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать».
Русский язык в умелых руках
и в опытных устах – красив,
певуч, выразителен, грибок,
послушен, ловок, вместителен.
А.И. Куприн.
Ни наука, ни искусство
Не будут жить, если
Умрёт в людях интерес
К могучему, вечно
Прекрасному русскому языку.
Н. Н. Ушаков.
Предложите свое высказывание.
III. Объяснение нового материала:
1. Начинается объяснение нового материала с кроссворда.
Впишите по горизонтали соответствующие определения слова, и в вертикальной выделенной строке вы прочтёте название части речи, к которой эти слова относятся.
1. Навыворот (наизнанку).
2. В предыдущий день (накануне).
3. Синоним слова осмотрительно, с опаской (осторожно).
4. Очень быстро, торопливо (поспешно).
5. Ручным способом, без применения механизма (вручную).
6. Полностью, без остатка (подчистую).
7. Приблизительно (примерно).
2. Работа в группах
Какими частями речи являются записанные слова?
Как вы это определили?
На какие вопросы отвечают наречия?
Что вы помните о наречиях?
Отвечая на эти вопросы, я попрошу вас заполнить следующую таблицу:
Знаю
хочу знать
Узнал(а)
(Эту таблицу вы можете заполнять весь урок.)
3. Объяснение нового материала и обобщение сказанного учащимися:
Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, качества, другого признака, примыкающая к глаголу, прилагательному, причастию, другому наречию и выполняющая, как правило, в предложении функцию обстоятельства, например: хорошо петь, чрезвычайно важные, по-снайперски метко.Кроме того, наречие, хоть и редко, может обозначать признак предмета, примыкая при этом к имени существительному, например: дом напротив, яйцо всмятку.
Признак действия жить дружно
писать интересно
рассказывать увлекательно
Признак предмета движение вперед
чтение вслух
кофе по-турецки
Признак другого признака весьма спорный вопрос
довольно приятное известие
идущие пешком
Грамматическая сказка.
Кто важнее?
В царстве речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.
Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.
-Я,- говорит одно наречие,- могу прыгать по-заячьи.
-А стоит представить меня,- хвастается другое,- так сразу все исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям? - обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.
-Когда - нибудь,- лениво отвечает то.
-А я очень люблю вредить всем,- растягивая слова, отвечает наречие Еле-еле.- Стоит меня подставить , так все делается медленно.
-И я тоже ,- крикнуло наречие Кое-как. Стоит мне встать рядом с глаголом, так все дело портится.
И вдруг погас свет. Все стали падать, сталкиваться, возмущаться. Кто-то крикнул:
-Где же наречие Ярко?
-Почему оно нам не поможет ?- подхватили другие.
-А зачем я вам ?- спросило наречие Ярко .- Ведь вы все-все можете . Вы же важнее всех .
Наречия покраснели .Стыдно им стало за свое хвастовство .
А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и все стало по-прежнему .Только никто больше не хвастался .
Какой вывод вы можете сделать? Давайте обратимся к истории нашего языка.
Из истории языка. Наречие – старое слово. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь древнерусского языка И.И. Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи.
Если попытаться определить этимологию (происхождение) этого слова, то придется выделить корень -реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения. Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне -реч-, входящем в слово наречие. Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная.
Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’.
А вот еще одна легенда.
В давние, давние дописьменные времена, когда не было ещё ни телевидения, ни компьютеров, ни космических кораблей, ни книг существовала богатая красивая поднебесная страна. Она не имела своего названия. И жили в ней не люди. А жили в ней разные слова. Они могли только звучать. И когда они звучали, то было понятно, что это совсем разные слова. Страна слов не имела границ, слова могли свободно гулять по земле, и по воде, и по воздуху. Но люди, жившие на земле, ловили слова, присваивали их себе, а потом записывали. Земля эта называлась Древняя Русь. И уже были записаны местоимения къ-то, то, сё, весь, существительные мимо-ходъ (прохожие), мельк (мгновение), ник (низ), торчек (колышек) и многие другие. Но этих слов не хватало. Люди видели, что их речь звучит не очень приятно, что есть более чудные слова. И тогда люди стали образовывать другие слова: коуда, тоуда, сюда, везде, къ-де (где) и назвали эти слова наречиями (на речь). А потом люди стали очень ловко и быстро образовывать наречия от существительных, например от существительных: мимоходом, пешком, ничком, торчком; стали сочетать предлоги с существительными: во+очию, за+мужем, сего+дня, во-преки; сочетать падежные формы кратких прилагательных с предлогом: из+давна, с+молоду.
Проходили века. Речь людей совершенствовалась. Наречий появлялось всё больше и больше. Среди людей появились
учёные. Однако, и до сих пор идут споры среди учёных об истории возникновения наречий.
Это интересно .
Наречие сегодня образовалось из местоимения сего ( сей - "этот" ) и имени существительного дня ( родительный падеж от день ). Сегодня - значит "этого дня".
Наречие завтра - это старый творительный падеж имени существительного утро : заутро . Звук [у] превратился в [в] . Получилось завтра .
Наречия чаще всего образуются приставочным и суффиксальным способом .
3) вопросительные: где, куда, когда, зачем, как, почему;
4) отрицательные: нигде, никуда, негде, никогда.
Наречия на -о (-е), образованные от качественных имен прилагательных, имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Простая форма сравнительной степени
Составная форма сравнительной степени
уверенно — уверенней (ее) высоко — выше ярко — ярче
тихо — более тихо устойчиво — менее устойчиво ярко — более ярко
Превосходная степень: одеваться аккуратнее всех, прыгать выше всех, звенеть громче всех, идти быстрее всех, выступать удачнее всех.
Различайте:
Сравнительная степень прилагательных
Сравнительная степень наречий
Он выше всех. Яблоня весной красивее других деревьев. Озеро глубже реки.
Прыгнул выше всех. Яблоня весной расцвела красивее других деревьев. Мальчик нырнул глубже.
В тетради записывается вышеуказанная таблица.
(Морфологические признаки наречий: неизменяемость, степени сравнения (если есть).
IV. Закрепление нового материала:
1. Словарный диктант. При чтении стихотворение Н.А. Заболоцкого «Ласточка» выпишите словосочетания с наречиями.
Славно ласточка щебечет, Ловко крыльями стрижет, Всем ветрам она перечит, Но и силы бережет. Реет верхом, реет низом, Догоняет комара И в избушке под карнизом Отдыхает до утра.
Удивлен ее повадкой, Устремляюсь я в зенит, И душа моя касаткой В отдаленный край летит. Реет, плачет, словно птица, В заколдованном краю, Слабым клювиком стучится В душу бедную твою.
Но душа твоя угасла, На дверях висит замок. Догорело в лампе масло, И не светит фитилек. Горько ласточка рыдает И не знает, как помочь, И с кладбища улетает В заколдованную ночь.
2. Знакомство с лингвистическим текстом о наречии А.М. Пешковского.(Текст раздается каждому ученику.)
Если мы вдумается в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый и т.д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же – чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо – это не значит, что
кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал...
Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем.
...в связной речи наречие... употребляется только при глаголе и прилагательном. (Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938)
Чем отличаются наречия от прилагательных? Сделайте вывод и проиллюстрируйте его примерами из стихотворения Н.А. Заболоцкого.
Вывод можно оформить в виде сравнительной таблицы:
3. Прочитайте текст шуточной песенки . Как отличить наречия от похожих на них других частей речи ? Определите какими частями речи являются выделенные слова .
Дразнил однажды мальчуган мартышку,
С размаху запустил в мартышку шишкой,
Но, как назло, ему не повезло:
Мартышка злом ответила на зло.
На дерево вскарабкалась мартышка
И бросила в мальчишку эту шишку.
Тут вмиг синяк под глазом налицо .
Да, как назло, упала шишка прямо на лицо .
Щенок у нас ужасный забияка .
Ведет себя как взрослая собака .
Он на кота рычит, как зверь затем,
Чтоб во дворе весь день гоняться .
За котом за тем .
Но как-то кот огромный появился
И за щенком задиристым пустился
Стал вдруг щенок наш тихим оттого,
Что от кота ему досталось от того.
А . Хазанов предлагает такую таблицу для запоминания отличий наречий от других частей речи .
Наречия
Именные части речи
Сначала примерь , а потом отрежь .
Примерь ( когда ? ) сначала .
Сначала = сперва .
С начала зимы установились морозы .
С начала ( чего ? ) зимы .
С зимы .
Не трать времени впустую .
Не трать ( как ? ) впустую .
Впустую = зря .
Мы вошли в пустую комнату.
В комнату ( какую ? ) пустую.
В комнату .
Зайти заодно к брату .
Зайти ( как ? ) заодно .
Заодно = одновременно .
Все изменилось за одно мгновение .
За ( какое ? ) одно мгновение .
За мгновение .
Закончим работу , затем отдохнем .
Отдохнем ( когда ? ) затем .
Затем = потом .
Остановка за тем углом .
За ( каким ? ) тем углом .
За углом .
4.Несколько устойчивых словосочетаний рассыпались. Соберите их, подбирая для каждого глагола необходимое наречие.