kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "В мире имён собственных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "В мире имён собственных"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "В мире имён собственных"»

Тема «В мире имён собственных»

Цели урока:
• побудить школьников к размышлениям о роли собственных имён существительных в жизни человека и общества;
• формировать представление о языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;
• воспитывать уважительное отношение к слову, чувство гордости за великих предков, увековечивших свои имена в истории России.
Основные методы:
• эвристическая беседа;
• частично- поисковый.
Оборудование: карточки,
портреты известных русских людей

Ход занятия.
I. Организационный момент
Имена - это орудия магического
проникновения в действительность.
Павел Флоренский

II. Вступительное слово учителя.
Учитель:
Этот урок вам поможет...
Ученики:
побольше узнать о своём имени;
люблю историю и русский язык;
увлекаюсь ономастикой...
Учитель:
А что такое «ономастика»?
Ученики высказывают предположения.

Учитель:
В переводе с греческого слово «Онома́стика» (от греч. ὀνομαστική) означает «искусство давать имена». Это раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке. В более узком смысле ономастика — собственные имена различных типов (ономастическая лексика).
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, почему давать имена – это искусство?
Ученики высказывают предположения.
Учитель:
Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности. Мыслить образно, значит представлять кого-то или что-то во взаимосвязи с окружающим миром. Имена, названия предметов хранят множество тайн. Чем больше учёные занимаются исследованиями имен и их влияния на судьбы людей, животных, тем больше понимают, сколько загадок содержится в словах. Имя - это код силы. Во все времена охота за силой сопрягалась с охотой за именем, потому что имя - всегда имя силы. Сила подчиняется только тому, кто знает ее имя. В этом ключ. Недостаточно просто произнести имя, необходимо его ЗНАТЬ. Только имя, произнесенное из знания, высвобождает силу, таящуюся в нем, и дает возможность ею воспользоваться, направив в то или иное русло, в соответствии с целевой функцией, для реализации которой оно и было сотворено. Современный человек, не владея знанием собственного имени, не владеет и его силой, пытаясь заимствовать ее у других. Но это тупиковый путь. Чужая сила не приносит блага. Благо приносит только своя сила, свой путь, свои уроки и задачи, свое предназначение, - все то, что свернуто в именном мифе, скрыто за его буквенным кодом. Значит и буквы, которые графически обозначают звук, волшебные? Обладают определённой силой? Как вы думаете?
Ученики высказывают предположения.
Учитель:
В документальном фильме Ю. Власова «Вода», «Вода. Тайна живой воды» (Россия, ООО ПЦ «Мастерская»), показано, какое разрушительное и созидательное значение имеют произнесённые слова. Слово – это информация. Если бы люди знали и задумывались об истинном значении слов, произносимых ими, они бы иногда предпочитали молчать. Порой с течением времени словам придается другое значение, но подсознание воспринимает только то значение, которое в нем хранится многие тысячелетия. Может, поэтому не работают старинные заговоры? Маг при произнесении заговоров должен проникнуться сутью произнесенного, а он не понимает зашифрованной информации в произносимых им словах. Не зря говорится: «Будьте осторожней в своих словах”, “выбирайте выражения”, “подбирай слова” и так далее.
На стенах Египетских пирамид высечено: «Человека лечат трава, скальпель и слово». Наши предки поклонялись стихиям природы и слову, возможно, за это их потом заклеймили словом “язычники”, потому что язык имел тогда чисто информационное значение и обладал силой и мощью.
Через слово можно управлять как отдельным человеком, так и толпой. Церковь относится к слову как к великой целительной силе. Вот что говорит Св. Игнатий Брянчанинов: «Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит, нося всякая глаголам силы Своея; и однакож мы грешные обходимся с словом так легкомысленно, небрежно. Что у нас пользуется меньшим уважением, как слово? О, окаянные мы человеки! С какою драгоценностью так мы обходимся невнима¬тельно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верного и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других».
«Дар слова, несомненно, принадлежит к великим дарам. Им человек уподобляется Богу, имеющему Свое Слово». «Не будьте к сему невнимательны или равнодушны, чтущие достоинство слова, ревнуйте о нем, одушевляйте и вооружайте ваше слово истиною и правдою... и, действуя им верно и твердо, не до¬пускайте разлития глаголов потопных» (Псал. 51,6 — Митр. Моск. Филарет)
Св. Иоанн Кронштадтский уверен: «Неосторожное, легкомысленное отношение к слову приводит к разладу в самой жизни, дисгармонии нашего существа»1.
Значит прав был Павел Флоренский, чьи слова мы взяли в качестве эпиграфа к уроку?
Давайте вспомним слова, которые людям всегда приятны!
Ученики высказывают предположения.
Учитель:
В современном русском языке существуют сотни тысяч замечательных нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия. Представим на минуту, что в нашем языке перестали существовать имена собственные. С какими трудностями столкнутся люди?
Ученики:
Мы не будем знать, как обращаться друг к другу;
Не будет географических названий;
Почтальоны не найдут нужного адреса;
Поезда не смогут никуда уехать;
Рухнет экономика. ...
Учитель:
Мировое хозяйство распадётся, человечество будет отброшено к первобытному состоянию. И все из-за названий. Невозможно сосчитать все имена собственные, которые существуют на планете. Появляются собственные имена постоянно. У каждого народа есть имена людей, географические названия, клички животных и ещё множество других названий.
Перед нами необычная карта. Она поможет нам не заблудиться в стране Ономастики. На карте указан маршрут нашего следования.
Попробуйте провести маленькое исследование и угадать, какие имена изучают указанные направления ономастики, опираясь на подсказки в каждом секторе (приложение 1).

Учитель:
Молодцы! А теперь давайте проверим себя и попробуем соотнести картинки с названием раздела ономастики, который изучает имена собственные (приложение 2):
Материал для подсказки:
 Топонимика (изучает собственные имена географических объектов).
 Антропонимика (исследует собственные имена людей)
 Космонимика (анализирует наименования зон космического пространства — созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные).
 Астронимика (изучает названия космических объектов или отдельных небесных светил: например, Солнце, малая планета (астероид) Веста, карликовая планета Церера, звезды Толиман или Сириус)
 Зоонимика (занимается собственными именами животных, их кличками)
 Хрематонимика (стали объектом изучения собственные имена предметов материальной культуры (алмаз «Орлов», меч Дюрандаль, пушка «Гамаюн»)
 Теонимика (собственные имена богов и божеств любого пантеона)
 Карабонимика (изучает собственные имена кораблей, судов и катеров)
 Эргонимика (изучает наименования деловых объединений людей: названия парикмахерских, баров, кафе, бильярдных клубов, благотворительных организаций и др.) Прагмонимика (изучает наименования различных видов товаров).
Учитель:
А как вы думаете, зачем нам нужно изучать названия и имена?
Ученики высказывают предположения.
Учитель:
Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер языка, на котором было впервые создано соответствующее наименование.
Ономастика даёт ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Топонимика зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Учитель:
А как вы думаете, кто первым получил имена собственные?
Согласно Книге Бытия, первыми получили имена собственные сами люди, известные им места на земле, животные (домашние и дикие) и видимые небесные светила. Эти объекты и их имена заполняли ономастическое пространство древнего человека. С течением времени это пространство расширялось, получили имена новые типы объектов.
Мир, в котором мы живем, воистину можно назвать миром имен и названий. Ведь практически каждый реальный объект (а зачастую и вымышленный) имеет или может иметь свое собственное наименование. При этом одни названия настолько древние, что их воспринимают как возникшие сами собой, поскольку неизвестен их автор, а иногда даже и народ, языку которого это слово принадлежало. История таких имен (наглядный пример — слово Москва) скрыта от нас завесой времени. Этим, в частности, отличаются названия некоторых рек, морей, гор, звезд. Напротив, существуют другие имена и названия, дата рождения которых установлена точно или даже широко известна; они нередко молоды, часто известны и авторы этих слов-названий.
Границы мира ономастики, позволяющие определить число таких необычных слов в нашей речи, удалены от взора даже опытного исследователя: статистика здесь также не может быть всеобъемлющей — это просто невозможно. Но для примера можно сказать, что русских фамилий известно более 200 тысяч...

А знаете ли вы, когда появились фамилии?
Ученики высказывают предположения.
Учитель:
В книге Поляковой Елены Николаевны «Из истории русских имен и фамилий» 2 есть ответ на мой вопрос. Я думаю, она станет вашим спутником в мире ономастики.
Ни в летописях, ни в документах Древней Руси мы фамилий не встречаем. Фамилий в Древней Руси еще нет, а вот необходимость в них уже есть. Люди покупают друг у друга землю, дома – пишут об этом документ. Может быть, такой: «ИВАШКА ЛИНЬ КУПИЛ У ФЕДЬКИ ШИРОКОГО ДОМ». “Широкий, Линь” - это еще не фамилии, а прозвища, потому что относятся только к одному человеку, а не ко всей его семье.
А попробуйте выступить в роли именологов и догадаться, почему Федька «Широкий» и почему так странно зовут его детей? Обсудите в парах. Обратите внимание на иллюстрацию с замечательной картины «Крестьянские дети» Маковского Владимира Егоровича.
Ученики высказывают предположения.
Ответ.
Дочь Первуша – первой родилась,
Сын Вторак – второй родился.
Еще сыновья: Нехорошко, Несмеян, Мал, Крив – их нарекали так, чтобы злые духи не обратили на них внимания и не сгубили.
Волк, Зубр – чтобы дети росли сильными,
Заяц, Белка – быстрыми и ловкими.

Учитель:
То, что имена обладают каким-то скрытым, не изученным ещё действием, — не мистика, а реальность. В результате опытов, например, установлено, что когда человек слышит во сне своё имя, колебания волн его мозга в два раза сильнее, чем при произнесении имени иного.
Разные имена могут связываться у отдельных людей с абсолютно разными понятиями, но иногда — с одними и теми же представлениями. Время от времени в Америке учёные-именологи проводят так называемые ономатические опросы. Задание: с чем в мозгу опрашиваемого связываются те или иные имена? Результаты показали, что женские имена, такие, как Берта, Эстер, Розалинда, Сильвия, Зелда и ряд других, ассоциируются с чем-то „толстым“ и м неприятным, а вот другие — Алисия, Андреа, Андриенна, Кристина, Джаклин, Джессика, Сюзан, Дженифер, Джена — как бы очаровывают мужской характер.
Ономастическое мышление — так называются в наше время все „психологические структуры“ человека, которые отдают предпочтение одним именам и отвергают другие. Здесь учёным более всего помогли опыты на парах разлучённых близнецов. Всем известно, что у близнецов почти всегда наблюдаются одинаковые вкусы, привычки, привязанности и так далее. Разлучённые близнецы — те, которых при рождении отдали в разные семьи (так как родная мать от детей отказалась или скончалась). И удивительным оказалось то, что близнецы, особенно „однояйцовые“, не подозревающие о существовании друг друга, окружают себя одинаковыми именами. Разлучённые близнецы Том и Джек назвали своих детей одинаково — Джеймс Алан, собак и тот, и другой — Той. Братья-двойняшки были женаты два раза, у обоих первых жён звали Линда, вторых — Бетти.
А вот перед нами и женская пара тех же разлучённых близнецов-двойняшек по имени Бриджит и Дороти. У обеих сыновья — Ричард Эндрью и Эндрью Ричард, а кошек обеих женщин зовут Фогги.3

Учитель:
“Фамилия” - слово нерусское. Die Familie (нем.) = семья. Но слово «семья» в русском языке уже было. А чужеземное слово пригодилось для другого дела: оно стало обозначать общее наименование для всей семьи, для каждого ее члена. Это именование (т.е. фамилия) передавалась в семье по наследству по мужской линии, его имели сын, отец, дед, прадед и т.д. Уже с XV века дошли до нас документы, свидетельствующие о передаче фамилии от поколения к поколению. Правда, это относится пока лишь к знатным княжеским и боярским фамилиям. В документах упоминаются князья Оболенские, Морозовы, Голицыны, Шуйские и другие.
А когда же возникли фамилии у крестьян, у незнатных горожан? Приблизительно с XVII века. Но и тогда еще могли написать по – разному: Иван – Алексеев сын или Иван Алексеев. Крепостных крестьян редко «баловали» фамилиями, чаще называли пренебрежительно: Палашка, Захарка. А пожилых – по отчеству: Савельич, Еремеевна.
Вот каким длительным и неодинаковым для разных слоев населения был процесс возникновения фамилий.

Предлагаю определить, как образовались указанные в карточке фамилии.
Ученики
Ответ:
Способы образования фамилий
1. От имен родителей
2. От кличек или прозвищ
3. От названия места жительства
4. От названий животных
5. От имен нарицательных
Учитель:
Русские фамилии сегодня известны во всём мире. Давайте вместе вспомним тех, кто прославил нашу Родину.
Ученики отвечают.

Учитель:
Перед вами – карта мира, страницы из вечной и большой книги нашей Земли и нашего народа. Посмотрите, как много красных флажков на ней. Это обозначены фамилии русских первооткрывателей. Среди них – адмирал И.Ф. Крузенштерн. Он командовал русским судном “Надежда”, которое отправилось в 1805 году в кругосветное плавание.
Это плавание было во многих отношениях замечательным. Они уточняли карту морей и океанов, наносили новые острова и открыли риф Крузенштерна. Исчезли с карты вымышленные острова, нанесенные недобросовестными мореплавателями.
Русские люди поднимались на горные хребты Памира и Алтая, первыми составляли карты берегов Северной Америки.
Не всегда их славный путь отмечался их именами на карте. Русские землепроходцы стремились сохранить местные имена, если они уже существовали.
И все же, даже беглый взгляд на карту мира позволит увидеть много славных русских имен: мыс Дежнева, пролив Беринга, мыс Челюскина, море Лаптевых, хребет Пржевальского в Китае, хребет Черского в Забайкалье.
Семен Дежнев и его 90 товарищей – казаков в 1648 году отправляются в путешествие по Северному Ледовитому океану и открывает мыс – Большой Каменный Нос.
Так было совершено открытие: Азия и Африка разделены проливом. Это было великое географическое открытие, но сам Дежнев не ведал этого; а его отчет о плавании почти 100 лет пролежал в Якутском архиве.Ныне на самой крайней северо – восточной точке нашей страны стоит, подобно флагу, русское имя – Дежнев.

А знаете ли вы, что
• В конце прошлого века в штате Виконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не мог уместить его, имя на камне – 122 буквы.
• Самую длинную фамилию в мире носит один житель города Стамбула: в ней 43 буквы. Этот человек очень гордится своей фамилией, потому что она означает:
«СЫН ГЕРОЯ ЗНАМЕНОСЦА ФЛАГА С ПОЛУМЕСЯЦЕМ И ЗВЕЗДОЙ».
• Самая короткая фамилия на земле состоит из одной буквы. Это французская фамилия О.

Рефлексия. «Заверши тезис»
Сегодня я узнал (а) ...
Самым интересным для меня было ...
Для себя я возьму ...

Подведение итогов
Учитель: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками ... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

При подготовке к уроку были использованы материалы:
Сноски:
1. ingus.ru › 2007/11/10/slovom-mozhno...slovom...vylechit/
2. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1975, 160 с., илл.
3. http://wsyachina.com
Литература
1. Березович Е. Л. Топонимия Русского Севера: Этнолингвистические исследования. — Екатеринбург, 1998.
2. Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур — М.: Р.Валент, 2001. — с. 200 — ISBN 5-93439-046-5 [depositfiles.com/files/jszdm0uis Д. И. Ермолович — Имена собственные на стыке языков и культур — 2001]
3. Лебедева Е. С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся // Русский язык в школе, 2000, № 2.
4. Леонидова М. А. Место собственного имени в лексической и фразеологической системе языка // Годишник на Соф. унив. Фак. слав. филология, 1974, № 1.
5. Лосев А. Ф. Философия имени. М.: МГУ, 1990. — 269 с.
6. Отин Е. С. Словарь коннотативных собственных имен. — Донецк: Юго-Восток, 2004. — 412 с.
7. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А. В. Суперанская. 2-е изд. М.: Наука, 1988. — 192 с. [depositfiles.com/files/ie124hh2v Подольская_Н. В._Словарь_русской_ономастической_терминологии_1978]
8. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М.: Прогресс, 1989. (и переиздания)
9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.I-IV. М., 1964—1973.
10. Флоренский П. А. Имена // Имя-судьба. М., 1993.
11. Чичагов В. К. Из истории русских имён, отчеств и фамилий (вопросы русской исторической ономастики XV—XVII вв.). М.,
12. ОНОМАСТИКА.РУ
Тема «В мире имён собственных»

Цели урока:
• побудить школьников к размышлениям о роли собственных имён существительных в жизни человека и общества;
• формировать представление о языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;
• воспитывать уважительное отношение к слову, чувство гордости за великих предков, увековечивших свои имена в истории России.
Основные методы:
• эвристическая беседа;
• частично- поисковый.
Оборудование: карточки,
портреты известных русских людей

Ход занятия.
I. Организационный момент
Имена - это орудия магического
проникновения в действительность.
Павел Флоренский

II. Вступительное слово учителя.
Учитель:
Этот урок вам поможет...
Ученики:
побольше узнать о своём имени;
люблю историю и русский язык;
увлекаюсь ономастикой...
Учитель:
А что такое «ономастика»?
Ученики высказывают предположения.

Учитель:
В переводе с греческого слово «Онома́стика» (от греч. ὀνομαστική) означает «искусство давать имена». Это раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке. В более узком смысле ономастика — собственные имена различных типов (ономастическая лексика).
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, почему давать имена – это искусство?
Ученики высказывают предположения.
Учитель:
Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности. Мыслить образно, значит представлять кого-то или что-то во взаимосвязи с окружающим миром. Имена, названия предметов хранят множество тайн. Чем больше учёные занимаются исследованиями имен и их влияния на судьбы людей, животных, тем больше понимают, сколько загадок содержится в словах. Имя - это код силы. Во все времена охота за силой сопрягалась с охотой за именем, потому что имя - всегда имя силы. Сила подчиняется только тому, кто знает ее имя. В этом ключ. Недостаточно просто произнести имя, необходимо его ЗНАТЬ. Только имя, произнесенное из знания, высвобождает силу, таящуюся в нем, и дает возможность ею воспользоваться, направив в то или иное русло, в соответствии с целевой функцией, для реализации которой оно и было сотворено. Современный человек, не владея знанием собственного имени, не владеет и его силой, пытаясь заимствовать ее у других. Но это тупиковый путь. Чужая сила не приносит блага. Благо приносит только своя сила, свой путь, свои уроки и задачи, свое предназначение, - все то, что свернуто в именном мифе, скрыто за его буквенным кодом. Значит и буквы, которые графически обозначают звук, волшебные? Обладают определённой силой? Как вы думаете?
Ученики высказывают предположения.
Учитель:
В документальном фильме Ю. Власова «Вода», «Вода. Тайна живой воды» (Россия, ООО ПЦ «Мастерская»), показано, какое разрушительное и созидательное значение имеют произнесённые слова. Слово – это информация. Если бы люди знали и задумывались об истинном значении слов, произносимых ими, они бы иногда предпочитали молчать. Порой с течением времени словам придается другое значение, но подсознание воспринимает только то значение, которое в нем хранится многие тысячелетия. Может, поэтому не работают старинные заговоры? Маг при произнесении заговоров должен проникнуться сутью произнесенного, а он не понимает зашифрованной информации в произносимых им словах. Не зря говорится: «Будьте осторожней в своих словах”, “выбирайте выражения”, “подбирай слова” и так далее.
На стенах Египетских пирамид высечено: «Человека лечат трава, скальпель и слово». Наши предки поклонялись стихиям природы и слову, возможно, за это их потом заклеймили словом “язычники”, потому что язык имел тогда чисто информационное значение и обладал силой и мощью.
Через слово можно управлять как отдельным человеком, так и толпой. Церковь относится к слову как к великой целительной силе. Вот что говорит Св. Игнатий Брянчанинов: «Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит, нося всякая глаголам силы Своея; и однакож мы грешные обходимся с словом так легкомысленно, небрежно. Что у нас пользуется меньшим уважением, как слово? О, окаянные мы человеки! С какою драгоценностью так мы обходимся невнима¬тельно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верного и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других».
«Дар слова, несомненно, принадлежит к великим дарам. Им человек уподобляется Богу, имеющему Свое Слово». «Не будьте к сему невнимательны или равнодушны, чтущие достоинство слова, ревнуйте о нем, одушевляйте и вооружайте ваше слово истиною и правдою... и, действуя им верно и твердо, не до¬пускайте разлития глаголов потопных» (Псал. 51,6 — Митр. Моск. Филарет)
Св. Иоанн Кронштадтский уверен: «Неосторожное, легкомысленное отношение к слову приводит к разладу в самой жизни, дисгармонии нашего существа»1.
Значит прав был Павел Флоренский, чьи слова мы взяли в качестве эпиграфа к уроку?
Давайте вспомним слова, которые людям всегда приятны!
Ученики высказывают предположения.
Учитель:
В современном русском языке существуют сотни тысяч замечательных нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия. Представим на минуту, что в нашем языке перестали существовать имена собственные. С какими трудностями столкнутся люди?
Ученики:
Мы не будем знать, как обращаться друг к другу;
Не будет географических названий;
Почтальоны не найдут нужного адреса;
Поезда не смогут никуда уехать;
Рухнет экономика. ...
Учитель:
Мировое хозяйство распадётся, человечество будет отброшено к первобытному состоянию. И все из-за названий. Невозможно сосчитать все имена собственные, которые существуют на планете. Появляются собственные имена постоянно. У каждого народа есть имена людей, географические названия, клички животных и ещё множество других названий.
Перед нами необычная карта. Она поможет нам не заблудиться в стране Ономастики. На карте указан маршрут нашего следования.
Попробуйте провести маленькое исследование и угадать, какие имена изучают указанные направления ономастики, опираясь на подсказки в каждом секторе (приложение 1).

Учитель:
Молодцы! А теперь давайте проверим себя и попробуем соотнести картинки с названием раздела ономастики, который изучает имена собственные (приложение 2):
Материал для подсказки:
 Топонимика (изучает собственные имена географических объектов).
 Антропонимика (исследует собственные имена людей)
 Космонимика (анализирует наименования зон космического пространства — созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные).
 Астронимика (изучает названия космических объектов или отдельных небесных светил: например, Солнце, малая планета (астероид) Веста, карликовая планета Церера, звезды Толиман или Сириус)
 Зоонимика (занимается собственными именами животных, их кличками)
 Хрематонимика (стали объектом изучения собственные имена предметов материальной культуры (алмаз «Орлов», меч Дюрандаль, пушка «Гамаюн»)
 Теонимика (собственные имена богов и божеств любого пантеона)
 Карабонимика (изучает собственные имена кораблей, судов и катеров)
 Эргонимика (изучает наименования деловых объединений людей: названия парикмахерских, баров, кафе, бильярдных клубов, благотворительных организаций и др.) Прагмонимика (изучает наименования различных видов товаров).
Учитель:
А как вы думаете, зачем нам нужно изучать названия и имена?
Ученики высказывают предположения.
Учитель:
Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер языка, на котором было впервые создано соответствующее наименование.
Ономастика даёт ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Топонимика зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Учитель:
А как вы думаете, кто первым получил имена собственные?
Согласно Книге Бытия, первыми получили имена собственные сами люди, известные им места на земле, животные (домашние и дикие) и видимые небесные светила. Эти объекты и их имена заполняли ономастическое пространство древнего человека. С течением времени это пространство расширялось, получили имена новые типы объектов.
Мир, в котором мы живем, воистину можно назвать миром имен и названий. Ведь практически каждый реальный объект (а зачастую и вымышленный) имеет или может иметь свое собственное наименование. При этом одни названия настолько древние, что их воспринимают как возникшие сами собой, поскольку неизвестен их автор, а иногда даже и народ, языку которого это слово принадлежало. История таких имен (наглядный пример — слово Москва) скрыта от нас завесой времени. Этим, в частности, отличаются названия некоторых рек, морей, гор, звезд. Напротив, существуют другие имена и названия, дата рождения которых установлена точно или даже широко известна; они нередко молоды, часто известны и авторы этих слов-названий.
Границы мира ономастики, позволяющие определить число таких необычных слов в нашей речи, удалены от взора даже опытного исследователя: статистика здесь также не может быть всеобъемлющей — это просто невозможно. Но для примера можно сказать, что русских фамилий известно более 200 тысяч...

А знаете ли вы, когда появились фамилии?
Ученики высказывают предположения.
Учитель:
В книге Поляковой Елены Николаевны «Из истории русских имен и фамилий» 2 есть ответ на мой вопрос. Я думаю, она станет вашим спутником в мире ономастики.
Ни в летописях, ни в документах Древней Руси мы фамилий не встречаем. Фамилий в Древней Руси еще нет, а вот необходимость в них уже есть. Люди покупают друг у друга землю, дома – пишут об этом документ. Может быть, такой: «ИВАШКА ЛИНЬ КУПИЛ У ФЕДЬКИ ШИРОКОГО ДОМ». “Широкий, Линь” - это еще не фамилии, а прозвища, потому что относятся только к одному человеку, а не ко всей его семье.
А попробуйте выступить в роли именологов и догадаться, почему Федька «Широкий» и почему так странно зовут его детей? Обсудите в парах. Обратите внимание на иллюстрацию с замечательной картины «Крестьянские дети» Маковского Владимира Егоровича.
Ученики высказывают предположения.
Ответ.
Дочь Первуша – первой родилась,
Сын Вторак – второй родился.
Еще сыновья: Нехорошко, Несмеян, Мал, Крив – их нарекали так, чтобы злые духи не обратили на них внимания и не сгубили.
Волк, Зубр – чтобы дети росли сильными,
Заяц, Белка – быстрыми и ловкими.

Учитель:
То, что имена обладают каким-то скрытым, не изученным ещё действием, — не мистика, а реальность. В результате опытов, например, установлено, что когда человек слышит во сне своё имя, колебания волн его мозга в два раза сильнее, чем при произнесении имени иного.
Разные имена могут связываться у отдельных людей с абсолютно разными понятиями, но иногда — с одними и теми же представлениями. Время от времени в Америке учёные-именологи проводят так называемые ономатические опросы. Задание: с чем в мозгу опрашиваемого связываются те или иные имена? Результаты показали, что женские имена, такие, как Берта, Эстер, Розалинда, Сильвия, Зелда и ряд других, ассоциируются с чем-то „толстым“ и м неприятным, а вот другие — Алисия, Андреа, Андриенна, Кристина, Джаклин, Джессика, Сюзан, Дженифер, Джена — как бы очаровывают мужской характер.
Ономастическое мышление — так называются в наше время все „психологические структуры“ человека, которые отдают предпочтение одним именам и отвергают другие. Здесь учёным более всего помогли опыты на парах разлучённых близнецов. Всем известно, что у близнецов почти всегда наблюдаются одинаковые вкусы, привычки, привязанности и так далее. Разлучённые близнецы — те, которых при рождении отдали в разные семьи (так как родная мать от детей отказалась или скончалась). И удивительным оказалось то, что близнецы, особенно „однояйцовые“, не подозревающие о существовании друг друга, окружают себя одинаковыми именами. Разлучённые близнецы Том и Джек назвали своих детей одинаково — Джеймс Алан, собак и тот, и другой — Той. Братья-двойняшки были женаты два раза, у обоих первых жён звали Линда, вторых — Бетти.
А вот перед нами и женская пара тех же разлучённых близнецов-двойняшек по имени Бриджит и Дороти. У обеих сыновья — Ричард Эндрью и Эндрью Ричард, а кошек обеих женщин зовут Фогги.3

Учитель:
“Фамилия” - слово нерусское. Die Familie (нем.) = семья. Но слово «семья» в русском языке уже было. А чужеземное слово пригодилось для другого дела: оно стало обозначать общее наименование для всей семьи, для каждого ее члена. Это именование (т.е. фамилия) передавалась в семье по наследству по мужской линии, его имели сын, отец, дед, прадед и т.д. Уже с XV века дошли до нас документы, свидетельствующие о передаче фамилии от поколения к поколению. Правда, это относится пока лишь к знатным княжеским и боярским фамилиям. В документах упоминаются князья Оболенские, Морозовы, Голицыны, Шуйские и другие.
А когда же возникли фамилии у крестьян, у незнатных горожан? Приблизительно с XVII века. Но и тогда еще могли написать по – разному: Иван – Алексеев сын или Иван Алексеев. Крепостных крестьян редко «баловали» фамилиями, чаще называли пренебрежительно: Палашка, Захарка. А пожилых – по отчеству: Савельич, Еремеевна.
Вот каким длительным и неодинаковым для разных слоев населения был процесс возникновения фамилий.

Предлагаю определить, как образовались указанные в карточке фамилии.
Ученики
Ответ:
Способы образования фамилий
1. От имен родителей
2. От кличек или прозвищ
3. От названия места жительства
4. От названий животных
5. От имен нарицательных
Учитель:
Русские фамилии сегодня известны во всём мире. Давайте вместе вспомним тех, кто прославил нашу Родину.
Ученики отвечают.

Учитель:
Перед вами – карта мира, страницы из вечной и большой книги нашей Земли и нашего народа. Посмотрите, как много красных флажков на ней. Это обозначены фамилии русских первооткрывателей. Среди них – адмирал И.Ф. Крузенштерн. Он командовал русским судном “Надежда”, которое отправилось в 1805 году в кругосветное плавание.
Это плавание было во многих отношениях замечательным. Они уточняли карту морей и океанов, наносили новые острова и открыли риф Крузенштерна. Исчезли с карты вымышленные острова, нанесенные недобросовестными мореплавателями.
Русские люди поднимались на горные хребты Памира и Алтая, первыми составляли карты берегов Северной Америки.
Не всегда их славный путь отмечался их именами на карте. Русские землепроходцы стремились сохранить местные имена, если они уже существовали.
И все же, даже беглый взгляд на карту мира позволит увидеть много славных русских имен: мыс Дежнева, пролив Беринга, мыс Челюскина, море Лаптевых, хребет Пржевальского в Китае, хребет Черского в Забайкалье.
Семен Дежнев и его 90 товарищей – казаков в 1648 году отправляются в путешествие по Северному Ледовитому океану и открывает мыс – Большой Каменный Нос.
Так было совершено открытие: Азия и Африка разделены проливом. Это было великое географическое открытие, но сам Дежнев не ведал этого; а его отчет о плавании почти 100 лет пролежал в Якутском архиве.Ныне на самой крайней северо – восточной точке нашей страны стоит, подобно флагу, русское имя – Дежнев.

А знаете ли вы, что
• В конце прошлого века в штате Виконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не мог уместить его, имя на камне – 122 буквы.
• Самую длинную фамилию в мире носит один житель города Стамбула: в ней 43 буквы. Этот человек очень гордится своей фамилией, потому что она означает:
«СЫН ГЕРОЯ ЗНАМЕНОСЦА ФЛАГА С ПОЛУМЕСЯЦЕМ И ЗВЕЗДОЙ».
• Самая короткая фамилия на земле состоит из одной буквы. Это французская фамилия О.

Рефлексия. «Заверши тезис»
Сегодня я узнал (а) ...
Самым интересным для меня было ...
Для себя я возьму ...

Подведение итогов
Учитель: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками ... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

При подготовке к уроку были использованы материалы:
Сноски:
1. ingus.ru › 2007/11/10/slovom-mozhno...slovom...vylechit/
2. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1975, 160 с., илл.
3. http://wsyachina.com
Литература
1. Березович Е. Л. Топонимия Русского Севера: Этнолингвистические исследования. — Екатеринбург, 1998.
2. Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур — М.: Р.Валент, 2001. — с. 200 — ISBN 5-93439-046-5 [depositfiles.com/files/jszdm0uis Д. И. Ермолович — Имена собственные на стыке языков и культур — 2001]
3. Лебедева Е. С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся // Русский язык в школе, 2000, № 2.
4. Леонидова М. А. Место собственного имени в лексической и фразеологической системе языка // Годишник на Соф. унив. Фак. слав. филология, 1974, № 1.
5. Лосев А. Ф. Философия имени. М.: МГУ, 1990. — 269 с.
6. Отин Е. С. Словарь коннотативных собственных имен. — Донецк: Юго-Восток, 2004. — 412 с.
7. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ре




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "В мире имён собственных"

Автор: Спирлиева Наталья Юрьевна

Дата: 27.04.2017

Номер свидетельства: 412058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-odushievlionnykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства