kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Красота и богатство родного языка" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обеспечить формирование представления о красоте и богатстве русского языка, об особенностях структуры учебника, содержании курса русского языка в 6 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Красота и богатство родного языка" 6 класс»

Конспект урока по русскому языку на тему «Красота и богатство родного языка». 6 класс

Цель урока: обеспечить формирование представления о красоте и богатстве русского языка, об особенностях структуры учебника, содержании курса русского языка в 6 классе

Тип урока: изучение новых знаний

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ Кирилловской СОШ Клецкова Екатерина Игоревна


Планируемые результаты

- личностные – обеспечить формирование любви к родному языку.

- предметные – обеспечить восприятие, осмысление текста-высказывания на лингвистическую тему; формирование представления о речевом этикете как правилах речевого общения;

- метапредметные – развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи; формировать умение строить устное и письменное высказывание на лингвистическую тему.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и не сомневаюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Отгадайте загадку:

Остёр, как бритва.

Сладок, как мёд.

И друга отыщет,

И врага обретёт. (написано на доске ).

- Это язык.

- Какие значения слова язык вам известны?

Значение слова язык по Ожегову:

Язык- исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Язык - пленный, захваченный для получения нужных сведений.

Язык - подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.

- Какое из данных значений мы будем обсуждать на уроке?

-У И. С. Тургенева есть такие строки:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»


- Как вы понимаете данные строки?

- Объясните, что значат слова красота, богатство языка?

Богатство речи — это количество слов, которые мы используем. О богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи (это многозначность и переносное употребление слов.) Источником богатства речи являются также синонимические ряды слов. Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску, другие – уменьшительно-ласкательную, в третьих отображена оценка. Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов. Грамматика также является источником богатства и выразительности речи. Богатство стилей русского языка также служит источником выразительности речи.

- Итак, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. Что сегодня предстоит нам выяснить?


Актуализация знаний.

- Прочитайте высказывания писателей.

- О каких качествах русского языка размышляют авторы?

М.В. Ломоносов. Краткое руководство к красноречию. 1748.

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает.

Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник или рудник наш, сокровищница нашего языка... Владимир Даль

А.И. Куприн (1870-1938)

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего

Толстой Л. Н. 

Учащиеся делятся своими мыслями.

Задание:

Выберите понравившееся вам высказывание и напишите сочинение-миниатюру о том, как вы понимаете высказывание автора. Через некоторое время проверим.

Усвоение новых знаний.

Знакомство с учебником.

- Ребята, предлагаю поделиться на группы для более эффективной работы.

Каждой группе дается ряд вопросов на которые они должны ответить.

1 группа.

1. Рассмотрите обложку, форзацы, титульный лист

2.Что на них изображено и почему?

3. Какие сведения содержатся на форзацах учебника?

4. О чем вы узнали, прочитав титульный лист?

2 группа.

1. Прочитайте оглавление учебника.

2. Назовите разделы лингвистики, изучение которых вам предстоит в этом учебном году.

3. Перечислите части речи, которые изучаются в 6 классе в разделе «Морфология».

4.Сведения о каких частях речи вам не известны?

3 группа.

1.Посмотрите, как распределен материал по каждой части речи, в какой последовательности?

2. Какие типы упражнений представлены в учебнике?

3.Как вы объясните условные обозначения, данные в учебнике?

4.Каково назначение эпиграфов, представленных в начале каждого раздела?

4 группа.

1. С какой целью даются вопросы перед теоретическими сведениями и после них?

2. Какая информация и для чего дана на плашках учебника?

3. Какие словарики и планы языкового разбора даны в приложении?

4.Какие репродукции картин даны в приложении?

Вывод делают учащиеся: учебник построен таким образом, чтобы изучать русский язык как систему, чтобы школьникам было интересно на уроках и чтобы лучше запоминать научные сведения о языке.


Первичная проверка понимания (упр.1.)

- Ребята, прочитайте эпиграф. Подготовьте выразительное чтение. Согласны ли вы с данным высказыванием? Раскройте его смысл. Как вы думаете почему этот эпиграф помещен в начале учебника?


Тренировочные упражнения.

(упр.2, устно – упр.3)

В процессе выполнения упражнений осуществляется беседа, чтобы в ответах ребят были выражены мысли о том, что речевой этикет нужен и в письменной, и в устной речи, он помогает установить между людьми доброжелательные отношения, проникнутые уважением и доверием. Люди, следующие правилам этикета, внимательно относятся к своим собеседникам, стремятся понять их и никогда не произнесут тех слов, которые могут оскорбить человека


Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Читается стихотворение «Выучи русский язык» С. Абдулла (подготовленный ученик).

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова –

Выучи русский язык!

Мир разобщённых безрадостно тесен,

Спаянных мир бесконечно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен –

Выучи русский язык!


Информация о домашнем задании

Составить кроссворд по теме: «Красота и богатство родного языка».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Красота и богатство родного языка" 6 класс

Автор: Клецкова Екатерина Игоревна

Дата: 11.04.2017

Номер свидетельства: 408313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "конспект урока по русскому языку, презентация урока "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-priezientatsiia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "148158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419603504"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока по русскому языку на тему " Глагол как часть речи" в ТРКМ "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-glaghol-kak-chast-riechi-v-trkm"
    ["file_id"] => string(6) "242403"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445450531"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovoobrazovaniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427778263"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства