kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме: "Правописание глаголов на -тся и -ться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока является методической рекомендацией к проведению урока.Может быть рекомедована в помощь молодым педагогам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме: "Правописание глаголов на -тся и -ться"»

Конспект урока по русскому языку 4 класс


Раздел: Грамматические признаки глагола.

Тема урока: Правописание –тся и ться в глаголах.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание –тся и ться в глаголах.».

Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на –тся и ться.

Задачи:

регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.

Результаты:

Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на –тся и ться..

Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, презентация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

Технологии:

  • проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);

  • развивающего обучения (система Занкова)

  • информационно-коммуникативный.

Методы и приёмы:

  • проблемный

  • частично-поисковый

  • информационно-коммуникативный метод


Технологическая карта урока


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Примечание

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

– Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок.


Подготовка класса к работе.






I I .Этап актуализации знаний

-Давайте начнем наш урок, а девизом пусть послужат эти слова:
Если к(??)лектив старает…ся,

То у них всё получает…ся.

Если не будем стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!


С
ловарно -орфографическая работа

-Посмотрите,мы столкнулись с орфограммами. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет проверочного,значит это слово словарное?
-Где мы можем узнать написание этого слова?(Интернет,словарь)
(Запись слова коллектив, указать его грамматические признаки)


Записывают слово, решают орфографические задачи.









Фронтальная работа

Слайд №1


I I I. Определение темы, целей и задач урока

-Вернёмся к нашему девизу ,в словах какой части речи мы видим орфограмму?
предположите тему нашего урока?


Тема урока: Правописание –тся и ться в глаголах.
Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на –тся и ться.

Задачи: 1. Повторить ранее изученное о глаголе.
2. Познакомиться с новой орфограммой.
3. Научиться писать глаголы с –тся и ться.
Эти задачи и послужат планом к нашему уроку.

- У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.

Лист самооценки
Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно.




IV. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.


- Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест)

1. Глагол- это…

а) служебная часть речи;

б) сложная часть речи;

в) самостоятельная часть речи.

2. Обозначает…

а) признак предмета;

б) действие предмета;

в) количество предметов.



3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется…

а) по лицам и числам;

б) по числам и родам;

в) по числам и падежам;

4. Изменение по лицам и числам называется …

а) спряжением;

б) склонением;

в) наклонением.

5. В предложении глагол чаще всего является…

а) подлежащим;

б) обстоятельством;

в) сказуемым.

- Ставим столько баллов, сколько правильных ответов. 

- У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока.



.














Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.




























Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, взаимопроверка.





Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ




































Фронтальная проверка

IV. Открытие нового знания
































Работа с классом.
- Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?

(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).

- Из этих источников мы получим информацию в готовом виде.

– Но, можно самим вывести правило.

– Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)

-Предлагаю вам провести наблюдение.

Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста
.
-Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:

1.Найдите глагол.

2.Задайте вопрос к глаголу.

3.Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.

4.Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

-Мы повторили изученный материал,а теперь попробуем решить главную сегодня задачу. Предположите как мы ее можем решить?

Давайте, понаблюдаем за глаголами, для этого выполним упражнение из учебника.

Стр.31 упр310
-Выпишише глаголы, в 1 столбик оканчивающиеся на –ться. Во второй на –тся.


-1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.

2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся.

- Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр.32

Индивидуальная работа у доски (2 ученика)

-Теперь мы смело можем решить наши орфографические задачи.
Выписываем глаголы в нужный столбик.



Индивидуальная работа










Составляют схему

Обучающиеся работают в самостоятельно.







Дети делают выводы.








Работа по учебнику.







-На доске появляется запись-алгоритм (таблица):
























V. Физминутка

- Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

- Выполняйте то, что я говорю.

Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.




VI . Первичное закрепление

Скажите, в каких произведениях УНТ чаще встечаются глаголы? Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

- Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

Работа в группах. Игра «Собери пословицу».

- Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь.

Дифференцированная работа


1 уровень Задание:

Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.

Всякий человек на деле познает?ся.



2 уровень Задание:

Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.

Друзья познают?ся в беде.


-Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.











Обучающиеся работают в группах.




Проверка по эталону на слайде










Самооценка











Карточки со словами пословицы




Слайд №3







Слайд №4




VII. Домашнее задание

Стр.36 упр.№3 (продолжите работу над пословицами)


Слайд №5



VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа со словами.

- Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2

Самостоятельная работа по теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах».

- В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?

№ сл/соч

1

2

3

4

5

6

7

-тся








-ться








  1. запират..ся на засов 5. надо заботит..ся о здоровье

  2. употребляет..ся в глаголе 6. нам пригодит..ся схема

  3. удивлят..ся пению 7. получает..ся картина

  4. расстилает..ся туман




Обучающиеся самостоятельно,работа в паре применяя правило, изменяют глаголы..










Проверка по слайду




Маршрутный лист












Слайд №6


VIII. Рефлексия деятельности

(Итог урока)



- Какая цель стояла перед нами в начале урока? Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?

- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

- Каким способом действовали для достижения цели?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?



– Внимание, ключ к заданию.

 - Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

- Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока.

4.5- 5 ты отлично поработал на уроке, спасибо

3.7-4.4 ты хорошо потрудился

3-3.6 старайся работать лучше

- Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно?

- Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить?

-А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь?

- Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.

- Спасибо за урок.








Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.













Самоанализ урока русского языка в 4 классе

Тема урока: Правописание –тся и ться в глаголах.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание –тся и ться в глаголах.».

Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на –тся и ться.

Задачи:

регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.

Результаты:

Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на –тся и ться..

Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, презентация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.


Технологии:

  • проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);

  • развивающего обучения (система Занкова)

  • информационно-коммуникативный.

Методы и приёмы:

  • проблемный

  • частично-поисковый

  • информационно-коммуникативный метод






Этап урока

Результаты этапа


УУД

1. Орг. момент

Включение в деловой ритм. Положительный настрой на работу.


2. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: мотивация к учебной деятельности; повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Тестовая работа. Данный вид работы вовлекает детей в ситуацию успеха.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности.

Регулятивные: коррекция, самооценка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний и целеполагание

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать затруднения в пробном действии.

Результаты этапа

Дети попадают в ситуацию практического затруднения, т.е. создается проблемная ситуация.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные: планирование; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет».

4. Открытие нового знания

Цель: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Учащиеся определяют и формулируют цель урока Проговаривают задачи, которые предстоит решить в ходе урока.

Групповая работа направлена на исследование проблемной ситуации. Дети обсуждают и делают выводы при работе в группах.

На основе полученных выводов, учащиеся выводят алгоритм действий, который поможет правильно писать мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа.


Коммуникативные: общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности и обмен информацией; участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, формулирование выводов и их обоснование.

Личностные: ценностно – смысловая ориентация учащихся в межличностных отношениях.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование

5. Физкультминутка

Цель этапа:

Сохранение здоровья детей.

Выполнение динамической паузы.

Дети снимают напряжение, отвлекают себя от мыслительной деятельности.

Регулятивные, личностные


6. Первичное закрепление

(первичное закрепление материала, проверка знаний по эталону)

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся разрешают проблемную ситуацию, с которой они столкнулись в начале урока. Развивается умение действовать по составленному алгоритму на практике.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое письменное и устное высказывания

7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (решение задач повышенной сложности)

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание при выполнении самостоятельной работы

Дифференцированная работа (по уровням) на закрепление нового способа действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.

Отрабатывается умение действовать и выполнять задание по составленному алгоритму.



Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое письменное и устное высказывания

8. Включение в систему знаний повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.


Регулятивные: Соотносят цели и результаты.

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

9. Рефлексия УД на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками


Результаты этапа

Умение соотносить цели и результат собственной деятельности.

Самооценка результатов своей и деятельности всего класса.

В листе самооценки учащиеся подсчитывают средний балл. Оценивают свою работу на протяжении всего урока.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.


Домашнее задание.

Цель: формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на уроке


Результаты этапа

Выполнение домашнего задания на закрепление правила написания изученной орфограммы.


Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В.Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.

Для достижения целей старалась спланировать так урок, чтобы чётко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.

  • Тему, цель и задачи урока формулируют ученики.

  • Характер общения: уважение, внимание, обращение к ученикам по имени; поддержка улыбкой.

  • Сведение фронтальных форм работы до минимума (как самых непродуктивных).

  • Оборудование урока направлено на:

- решение целей;

- плотность урока.

  • Высокий здоровьесберегающий потенциал урока:

- виды учебной деятельности (нет однообразности урока): письмо, чтение, рассматривание слайдов, ответы на вопросы;

- наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению: обсуждение в группе, самооценка;

- поза учащихся, чередование позы: повернулись, вышли к доске;

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока.

Использование информационно - коммуникативного метода  на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».

Все, что было запланировано – на уроке выполнили. В целом урок можно считать продуктивным и соответствующим


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андреева Татьяна Владимировна

Дата: 14.03.2017

Номер свидетельства: 400125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-ghlagholov-na-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "310081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458921422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Правописание –тся- и –ться- в глаголах" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-i-t-sia-v-ghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "216332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432933824"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_pravopisaniie_tsia_i_t_sia_v_ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "435754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509459173"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства