Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме: "Правописание глаголов на -тся и -ться"»
Конспект урока по русскому языку 4 класс
Раздел: Грамматические признаки глагола.
Тема урока: Правописание –тся и ться в глаголах.
Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание –тся и ться в глаголах.».
Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на –тся и ться.
Задачи:
регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.
Результаты:
Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на –тся и ться..
Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, презентация.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.
Технологии:
проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);
развивающего обучения (система Занкова)
информационно-коммуникативный.
Методы и приёмы:
проблемный
частично-поисковый
информационно-коммуникативный метод
Технологическая карта урока
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность обучающихся.
Примечание
I. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
– Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок.
Подготовка класса к работе.
II .Этап актуализации знаний
-Давайте начнем наш урок, а девизом пусть послужат эти слова: Если к(??)лектив старает…ся,
То у них всё получает…ся.
Если не будем стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
Словарно -орфографическая работа
-Посмотрите,мы столкнулись с орфограммами. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет проверочного,значит это слово словарное? -Где мы можем узнать написание этого слова?(Интернет,словарь) (Запись слова коллектив, указать его грамматические признаки)
Записывают слово, решают орфографические задачи.
Фронтальная работа
Слайд №1
III. Определение темы, целей и задач урока
-Вернёмся к нашему девизу ,в словах какой части речи мы видим орфограмму? предположите тему нашего урока?
Тема урока: Правописание –тся и ться в глаголах. Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на –тся и ться.
Задачи: 1. Повторить ранее изученное о глаголе. 2. Познакомиться с новой орфограммой. 3. Научиться писать глаголы с –тся и ться. Эти задачи и послужат планом к нашему уроку.
- У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.
Лист самооценки Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно.
IV. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.
- Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест)
1. Глагол- это…
а) служебная часть речи;
б) сложная часть речи;
в) самостоятельная часть речи.
2. Обозначает…
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) количество предметов.
3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется…
а) по лицам и числам;
б) по числам и родам;
в) по числам и падежам;
4. Изменение по лицам и числам называется …
а) спряжением;
б) склонением;
в) наклонением.
5.В предложении глагол чаще всего является…
а) подлежащим;
б) обстоятельством;
в) сказуемым.
- Ставим столько баллов, сколько правильных ответов.
- У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока.
.
Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, взаимопроверка.
Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ
Фронтальная проверка
IV. Открытие нового знания
Работа с классом. - Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?
(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).
- Из этих источников мы получим информацию в готовом виде.
– Но, можно самим вывести правило.
– Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)
-Предлагаю вам провести наблюдение.
Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста . -Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:
1.Найдите глагол.
2.Задайте вопрос к глаголу.
3.Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
4.Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
-Мы повторили изученный материал,а теперь попробуем решить главную сегодня задачу. Предположите как мы ее можем решить?
Давайте, понаблюдаем за глаголами, для этого выполним упражнение из учебника.
Стр.31 упр310 -Выпишише глаголы, в 1 столбик оканчивающиеся на –ться. Во второй на –тся.
-1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.
2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся.
- Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр.32
Индивидуальная работа у доски (2 ученика)
-Теперь мы смело можем решить наши орфографические задачи. Выписываем глаголы в нужный столбик.
Индивидуальная работа
Составляют схему
Обучающиеся работают в самостоятельно.
Дети делают выводы.
Работа по учебнику.
-На доске появляется запись-алгоритм (таблица):
V. Физминутка
- Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.
- Выполняйте то, что я говорю.
Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.
- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.
VI . Первичное закрепление
Скажите, в каких произведениях УНТ чаще встечаются глаголы? Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
- Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)
Работав группах. Игра «Собери пословицу».
- Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь.
Дифференцированная работа
1 уровень Задание:
Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.
Всякий человек на деле познает?ся.
2 уровень Задание:
Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.
Друзья познают?ся в беде.
-Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.
Обучающиеся работают в группах.
Проверка по эталону на слайде
Самооценка
Карточки со словами пословицы
Слайд №3
Слайд №4
VII. Домашнее задание
Стр.36 упр.№3 (продолжите работу над пословицами)
Слайд №5
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная работа со словами.
- Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2
Самостоятельная работа по теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
- В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?
№ сл/соч
1
2
3
4
5
6
7
-тся
-ться
запират..ся на засов 5. надо заботит..ся о здоровье
употребляет..ся в глаголе 6. нам пригодит..ся схема
удивлят..ся пению 7. получает..ся картина
расстилает..ся туман
Обучающиеся самостоятельно,работа в паре применяя правило, изменяют глаголы..
Проверка по слайду
Маршрутный лист
Слайд №6
VIII. Рефлексия деятельности
(Итог урока)
- Какая цель стояла перед нами в начале урока? Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
- Какую цель перед собой поставили?
- Каким способом действовали для достижения цели?
- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
– Внимание, ключ к заданию.
- Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.
- Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока.
4.5- 5 ты отлично поработал на уроке, спасибо
3.7-4.4 ты хорошо потрудился
3-3.6 старайся работать лучше
- Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно?
- Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить?
-А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь?
- Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.
- Спасибо за урок.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Самоанализ урока русского языка в 4 классе
Тема урока: Правописание –тся и ться в глаголах.
Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание –тся и ться в глаголах.».
Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на –тся и ться.
Задачи:
регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.
Результаты:
Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на –тся и ться..
Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, презентация.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.
Технологии:
проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);
развивающего обучения (система Занкова)
информационно-коммуникативный.
Методы и приёмы:
проблемный
частично-поисковый
информационно-коммуникативный метод
Этап урока
Результаты этапа
УУД
1. Орг. момент
Включение в деловой ритм. Положительный настрой на работу.
2. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: мотивация к учебной деятельности; повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Тестовая работа. Данный вид работы вовлекает детей в ситуацию успеха.
Личностные:самоопределение;
Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности.
Регулятивные: коррекция, самооценка
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
3. Актуализация знаний и целеполагание
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать затруднения в пробном действии.
Результаты этапа
Дети попадают в ситуацию практического затруднения, т.е. создается проблемная ситуация.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные: планирование; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет».
4. Открытие нового знания
Цель:развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Учащиеся определяют и формулируют цель урока Проговаривают задачи, которые предстоит решить в ходе урока.
Групповая работа направлена на исследование проблемной ситуации. Дети обсуждают и делают выводы при работе в группах.
На основе полученных выводов, учащиеся выводят алгоритм действий, который поможет правильно писать мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа.
Коммуникативные: общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности и обмен информацией; участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, формулирование выводов и их обоснование.
Личностные: ценностно – смысловая ориентация учащихся в межличностных отношениях.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование
5. Физкультминутка
Цель этапа:
Сохранение здоровья детей.
Выполнение динамической паузы.
Дети снимают напряжение, отвлекают себя от мыслительной деятельности.
Регулятивные, личностные
6. Первичное закрепление
(первичное закрепление материала, проверка знаний по эталону)
Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.
Учащиеся разрешают проблемную ситуацию, с которой они столкнулись в начале урока. Развивается умение действовать по составленному алгоритму на практике.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое письменное и устное высказывания
7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (решение задач повышенной сложности)
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание при выполнении самостоятельной работы
Дифференцированная работа (по уровням) на закрепление нового способа действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.
Отрабатывается умение действовать и выполнять задание по составленному алгоритму.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое письменное и устное высказывания
8. Включение в систему знаний повторение.
Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.
Регулятивные: Соотносят цели и результаты.
Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование.
9. Рефлексия УД на уроке
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками
Результаты этапа
Умение соотносить цели и результат собственной деятельности.
Самооценка результатов своей и деятельности всего класса.
В листе самооценки учащиеся подсчитывают средний балл. Оценивают свою работу на протяжении всего урока.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Домашнее задание.
Цель: формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на уроке
Результаты этапа
Выполнение домашнего задания на закрепление правила написания изученной орфограммы.
Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В.Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.
Для достижения целей старалась спланировать так урок, чтобы чётко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.
Тему, цель и задачи урока формулируют ученики.
Характер общения: уважение, внимание, обращение к ученикам по имени; поддержка улыбкой.
Сведение фронтальных форм работы до минимума (как самых непродуктивных).
Оборудование урока направлено на:
- решение целей;
- плотность урока.
Высокий здоровьесберегающий потенциал урока:
- виды учебной деятельности (нет однообразности урока): письмо, чтение, рассматривание слайдов, ответы на вопросы;
- наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению: обсуждение в группе, самооценка;
- поза учащихся, чередование позы: повернулись, вышли к доске;
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока.
Использование информационно - коммуникативного метода на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».
Все, что было запланировано – на уроке выполнили. В целом урок можно считать продуктивным и соответствующим