Орг. момент | - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Ольга Олеговна. - Подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь друг другу. -Постараемся, чтобы наше отличное настроение сохранилось на весь урок. -Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным. - Проверим готовность к уроку. У вас на партах должны быть учебник, рабочая тетрадь, ручка, дневник, карточки - Откройте тетради, запишите дату: сегодня 3 марта, классная работа. | Приветствуют учителя Записывают | |
Словарно- орфографическая работа | - Что помогает людям общаться друг с другом? - Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? - Как вы понимаете смысл пословиц? Язык до Киева доведет.
Язык царствами ворочает.
- Назовите словарное слово в этих пословицах. - Напишите слово с красной строки, поставьте ударение, подчеркните в нем непроверяемую безударную гласную. - Сколько значений у этого слова? Назовите их, обращаясь к странице из словаря. - Подберите к этому слово однокоренные - Устно попробуем составить с этим словом предложение. | Язык ( речь) У них разные языки расспрашивая людей, можно добраться куда угодно Язык 1) средство общения людей 2) орган речи Языковой, язычок | Копии страниц из словаря |
Открытие нового материала. Целеполагание. | - Сегодня мы с вами будем говорить о словах. Слов в нашем языке очень много. И все они разные, у каждого своё значение, каждое что-то называет, указывает на что-то или служит для связи слов друг с другом. - На доске записаны слова. Прочитайте их. красный, бежит, мальчик, цветёт, тюльпан, весёлый - О чем мы сегодня будем говорить? - Какие задачи поставим на уроке? Узнать… Научиться… -Подумайте, на какие три группы можно разделить эти слова. - Задание вам дано на карточках. Задание вы будете выполнять в группах. - Какие слова отнесли к 1 группе? Ко 2-ой группе? К 3 группе? - Почему именно эти слова вы отнесли к каждой из групп? В чем сходство слов каждого столбика? - Что обозначают или называют слова в первом столбике? Во 2-ом? В 3-ем? - На какие вопросы отвечают слова первого столбика? 2-ого столбика? 3-его столбика? - Напишите названия каждой группы слов, вопросы, на которые они отвечают и слова, в тетрадь так, как у меня на доске. Предметы | Признаки | Действия | Кто? Что? | Какой? | Что делает? | мальчик | весёлый | бежит | тюльпан | красный | цветёт | - Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что слова русского языка отвечают на разные вопросы и имеют разное значение. Тогда ученые по этим двум особенностям разделили слова на группы и дали им название. Как же они называются?
- Слова, которые обозначают предмет ученые договорились назвать именами существительными.
-На какие вопросы отвечают имена существительные?
-Слова, обозначают признак предмета называют именами прилагательными.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
-Слова, которые обозначают действие предмета ученые назвали глаголами.
-На какие вопросы отвечает глагол?
-Имя существительное, имя прилагательное и глагол ученые назвали … - А вот как назвали узнаете в учебнике на 40-ой странице. - Так как же они назвали имя существительное, имя прилагательное и глагол? - Это тема нашего урока. - Какие части речи мы узнали? - Проверим, правильно или нет мы сделали вывод. -Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова. -Прочитайте текст правила. -Что же называют частями речи?
-Какую функцию выполняет каждая часть речи?
-Какие названия есть у каждой части речи? -В русском языке принято сокращать части речи на письме Существительное – сущ. Прилагательное – прил. Глагол – гл. - Чтобы определить, какой частью речи является то или иное слово нужно действовать по плану. - По какому? Подсказка на доске 1. ? (вопрос) 2. Значение 3. Часть речи | Мы сегодня будем говорить о словах Узнать о каких словах мы будем говорить Научиться делить слова на группы мальчик, тюльпан веселый, красный бежит, цветет Отвечают на один вопрос обозначают предмет обозначают обозн. Что? Какой? Что делает? Отвечают на вопросы кто? что? Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что делали? Части речи. Мы узнали имя сущ., имя прил., глагол Слова, которые объединяются в группы Что- либо называет (обозначает) : или предмет, или признак предмета или действие предмета Имя сущ., имя прил., глагол | Карточка «СЛОВА» Карточки со словами Карточки с опорными словами Карточки для групп Схема на доску Карточка ( сущ.) Карточка ( с вопр.) Карточка (прил.) Карточка ( с вопр.) Карточка ( Гл.) Карточка (с вопр.) ЧАСТИ РЕЧИ Учебник Карточки с сокращениями План |
Тренировочные упражнения | - Чтобы научиться определять части речи, посмотрите на меня. -Что я держу в руке? -На какой вопрос отвечает это слово? -Что обозначает? -Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет? -Подберите к этому существительному прилагательное. -На какой вопрос отвечает прилагательное? -Теперь подберите к нему глагол? - Ребята, у каждого на парте лежат листочки. Подвинули их к себе. Сейчас будет «немой диктант» -Сейчас на слайде будут появляться изображения предметов. Вы записываете в последнюю колонку название этого предмета. - А теперь поработайте в парах и подберите подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол, глядя на образец на доске.
- Проверим. Кто заметил, что получилось из слов каждой строчки? - Я тоже составила предложения. Посмотрите на слайд. Из какой это сказки? Кто написал эту сказку? Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?
- Чтобы проверить как вы научились определять часть речи, выполним вот такое задание: вас у каждого на парте лежат карточки с разно уровневыми заданиями. Придвинули их к себе. Просмотрите. Вам необходимо выбрать задание какого уровня вы сможете выполнить. В задании первого уровня вам необходимо поставить галочку с той колонке к которой относится слово в строчке. А в задании второго уровня нужно найти лишнее слово и определить у этого слова часть речи. - Кто выполнял задание 1 уровня? Кто 2-ого? - Проверяем задание первого уровня. -У кого нет ошибок? У кого одна- две ошибки? У кого больше двух? - Проверяем задание второго уровня. -У кого нет ошибок? У кого одна- две ошибки? У кого больше двух?
| Карандаш Отвечает на вопрос что? Обозначает предмет Имя существительное Предложения. Сказка о рыбаке и рыбке. А.С.Пушкин | Карандаш Карточки всем Слайд Слайд Слайд Слайд |
Итог урока. Рефлексия | - Всё закрыли, убрали на край стола. -Что нового узнали сегодня о словах? -По каким признакам делятся слова на части речи? -На какой вопрос отвечает имя существительное?
-Что оно обозначает?
-А имя прилагательное?
-Глагол?
-Какой план действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи? - А теперь подведите итог урока каждый сам себя, глядя на слайд. 1. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | 2. Урок для меня показался | коротким / длинным | 3. За урок я | не устал / устал | 4. Материал урока мне был | понятен / не понятен | | Что слова делятся на 3 группы Во вопросу и значению Имя сущ. отвечает на вопросы кто? что? Имя существительное обозначает предмет Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая?... и обозначает признак предмета Гл. отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета Вопрос Значение часть речи | Слайд |