Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»
Конспект урока по русскому языку
Класс – 2 «а»
Тема урока: Повторение. Звуки и буквы.
Цель: повторение изученного материала по теме «Звуки и буквы»
Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать гласные и согласные; твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки; проводить фонетический разбор слов; аргументировано отвечать, доказывать свои ответы; работать в парах; подбирать примеры с определенной орфограммой; оценивать свои результаты.
Оборудование: учебник «Русский язык» часть 2, Канакина В.П., Горецкий В.Г.; рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе; магнитная доска, доска переносная, карточки со словами «звуки», «буквы»; карточки с гласными буквами и звуками: а, о, и, у, э, ю, е, ё, ы, я, [а], [о], [и], [у], [ы], [э]; карточки со словами «дом», «сыр», «кот»; карточки со словами «ёжик», «маяк», «вьюга» и с транскрипцией этих слов; карточки «гласный – согласный», «звонкий - глухой», «твёрдый – мягкий»
Ход урока.
Орг момент.
Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться.
Чистописание:жи
1) - Из каких элементов состоят буквы, которые мы будем сейчас писать?
- Какое соединение с буквой и?
2) Показ учителем с объяснением написания слога жи.
3) Массаж рук перед письмом.
4) Самостоятельное письмо обучающимися.
5) - Придумайте три слова на это правило.
- Расскажите правило.
6) Запись придуманных слов.
III.Словарный диктант.(показываю карточки со словарными словами с закрытыми буквами) Два ученика работают на маркерных досках. После написания идёт проверка работы с последующим оцениванием.
- Подчеркните гласные буквы.
- Подчеркните слова, которые начинаются с твёрдого звонкого согласного звука.
IV. Формулирование темы урока.
Учитель вывешивает карточки со словами звуки и буквы.
- Придумайте умный вопрос со словами звуки, буквы. ( 1)Чем отличаются звуки и буквы? Что мы знаем о звуках и буквах?)
(Звуки мы слышим, а буквы видим, пишем, можем прочитать)
- О чём будем сегодня говорить на уроке? (о звуках и буквах)
V. Повторение. Систематизация знаний.
1) Алфавит.
Учитель показывает на алфавит.
- Что это? (Алфавит – буквы русского языка, расположенные в определённом порядке)
- Расскажите, пожалуйста, алфавит по памяти. (один учение рассказывает)
- На какие группы можно разделить все буквы алфавита? (буквы гласные, согласные и буквы, которые звука не дают). Учитель вывешивает карточку со словами: гласные, согласные.
2) Гласные буквы и звуки.
а) На доске вывешены карточки с гласными буквами и звуками.
- Распределите эти карточки на две группы.
- На какие группы вы разбили эти карточки? (гласные буквы и звуки)
- Дайте характеристику гласного звука. (гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, не встречая преград; гласный звук образует слог)
- На какие группы можно разбить гласные буквы? (буквы, указывающие на твёрдость согласного звука и буквы, указывающие на мягкость согласного звука)
- Почему гласных звуков меньше, букв? (некоторые гласные буквы дают одинаковый звук)
- Что можно еще сказать о гласных звуках? ( может быть ударным или безударным). Вывешиваю соответствующую карточку.
б) Игра «Самый внимательный»
- Посмотрите на слова и определите, что в них общего? ( в этих словах есть буквы, которые дают по два звука)
Ёжик
Маяк
Вьюга
- Какие буквы могут дать два звука? В каких случаях? (е, ё, ю, я – в начале слова, после гласной, после ь или ъ) Учитель вывешивает соответствующие карточки.
- Выполните в парах транскрипцию слов. Первый ряд – слово «ёжик», второй ряд – «маяк», третий ряд – слово «вьюга». Посчитайте количество букв и звуков в словах.
Проверка работы.
- Почему не совпадает количество букв и звуков? ( в этих словах есть буквы, которые дают по два звука)
Вывод: гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, не встречая преград; гласный звук образует слог; может быть ударным или безударным; буквы е, ё, ю, я могут давать два звука.
VI. Физминутка «Мы повесим шарики»
VII. Повторение. Систематизация знаний.
Учитель показывает на настенном алфавите согласные буквы.
- Произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами? (например: б - [б][б’])
- Дайте характеристику согласного звука.
( согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума
–Вывешивается карточка: звонкий - глухой
при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду;
согласный звук образует слог только вместе с гласным)
- Какими могут быть согласные звуки по глухости – звонкости?( парными, непарными)
- Приведите примеры парных согласных. (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с)
- Назовите звонкие непарные согласные. (л, м, н, р, й)