Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Склонение имен числительных"»
Урок в 6 классе
«Склонение имен числительных»
Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т. е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
Задачи.
1) Обучающая.
· Знать:
- основные понятия об имени числительном;
-какими они бывают по строению и разряды числительных;
- особенности склонения отдельных числительных ( числительные от 50-80, 200-900)
-случаи употребления ь в числительных;
Уметь:
-применять основные понятия об имени числительном, отличать числительные от других частей речи;
-определять разряд числительных и их тип по строению;
-правильно писать окончания числительных, различая особенности их склонения, произносить числительные;
-правильно употреблять ьв числительных (устно и письменно);
2) Развивающая. Развить умение самостоятельно анализировать лингвистический материал, обобщать, делать выводы.
3) Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению русского языка, развивать коммуникативные качества (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения) Вид урока и используемые формы:
Оборудование урока: учебник «Русский язык. 6 класс» п/ред. М.М.Разумовской, ПК, интерактивная доска, презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас праздник- открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости-симпатичные и добрые учителя нашей школы.
II. Стадия вызова (обобщение имеющихся знаний)
Для начала давайте мы поиграем в "Третий лишний":
(слайд 1)
1) один, одиночка, одиночество;
2) пятёрка, пятерня, пять;
3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Ответ: один, пять, четыре.
– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)
– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)
1) Беседа с обучающимися.
- - О чем мы будем говорить сегодня?
(Имя числительное, склонение…правописание..
- Что можете сказать об имени числительном? Своими словами постараемся? (ИЧ – часть речи, обозначающая …)
слайд 2
-Что еще знаем? Что можно добавить? (разряды, структура….) (Мы знаем разряды числительных, мы знаем типы числительных про строению).
- Для чего мы используем ИЧ? Мы используем ИЧ? А для чего?(для обозначения количества предмета, сколько уроков, номера телефонов, цены продуктов, номера страниц…)
-Все мы с вами употребляем числительные, как в устной, так и в письменной речи. На вопросы: Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Вы ответите, употребив имена числительные. На уроках русского языка, начиная работу в классе, мы записываем число. Например, сегодня тринадцатое марта, а слово «13» -числительное. Многие писатели и поэты в своих произведениях также используют числительные:
- Молодцы!
-- Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи сейчас выполним небольшое задание.
Столетний старичок удвоил силы и поднялся на шестой этаж.
Задание 1 (слайд 3) на доске распределить слова по колонкам
- Все правильно? Кто-нибудь хочет исправить? Дополнить? Добавить?
( Чтобы распознать их, необходимо правильно задать вопрос к слову и определить его лексическое значение)
- Теперь у меня такой вопрос? Для чего же еще используется имя числительное? Слайд – подсказка. (для образования ИС, ИП, Г, Н: дважды, трижды и т.д.)
-А в каких стилях используются ИЧ?
(Имена числительные мы употребляем в разговорном и книжном стилях. Очень нужны числительные в деловой речи, где часто необходимы точность и краткость при передаче информации).
III. Постановка темы и цели урока /Мотивация.
-Продолжим знакомство с числительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Текст перед вами. Ученики читают текст «про себя». Текст. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.(сразу аахтарабын) -Что же получается?? Чем же можно помочь? (Варианты ответов. Научиться правильно произносить числительные. Узнать, как правильно изменять числительные по падежам)
- Изменение по падежам – это…
-Разные падежи, разные вопросы, изменение по падежам – это …склонение.
- Подумайте, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Тема урока: Склонение имен числительные.
- Нам известно, на какие вопросы отвечают имена числительные, мы знаем.. И не так давно мы научились склонять простые числительные от 5-20.Как называются такие ИЧ по своему составу? Почему простые? (простые)
- Итак, мы знаем , как склоняются простые числительные. Но кроме простых есть еще какие? (Сложные и составные?)
- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Попробуем сформулировать цель нашего урока.
(Узнать , научиться склонять сложные и составные ИЧ).
IV. Стадия осмысления.
1) Отгадайте загадки (Слайды при повторном чтении найдите имена числительные, задайте к ним вопрос.
Семьдесят одёжек и все без застёжек.
(Сколько? семьдесят).
Три братца пошли купаться, два купаются, а третий на берегу валяется.
(Сколько? три, два; Какой? третий).
Выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей.
- В какие группы есть? Как ИЧ делятся на такие группы?
-Трудно ли было справиться с заданием? Кто не допустил ошибок? Каким правилом вы пользовались?
2) Поставьте ИЧ в форму указанного падежа:
251 (В. п.) 235 (Р. п.)
98 (Р. п.) 427 (Д. п.)
3) Упражнение 610, стр.248. (если время есть)
- Трудно ли было справиться с этим заданием? Каким правилом вы пользовались?
- Как называются эти числительные по составу?
-Как правильно их склонять? Что нужно помнить при склонении таких числительных?
3) Еще раз попытаемся прочитать. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.
IV. Стадия рефлексии
Обучающиеся дают полный ответ, приводят примеры.
- Какие числительные войдут в эту группу? От скольки до скольки?
(50-80, 200-900)
-Почему именно они? По какому принципу выделяются в одну группу?
(правописание, Ь пишется в середине.)
4) Подсчитайте результат и запишите примеры словами:
47 + 15 =
189 – 33 =
72 : 12 =
18 Х 10 =
Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.
V. Итог урока
Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу. Несмотря на то, что тема уже изучена, я думаю, что вы открыли имя числительное с новой стороны.
-Какой вид работы сегодня вам понравился больше всего?
- Что узнали об имени числительном? - Что нового вы открыли на уроке? - Что осталось непонятным??
VI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) «Угадай числительное»
1)Это число- нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел (11)
2)Это число- нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на 3 (15)
3)Это число-четное, меньше 81, но больше 75, сумма этого числа равна 8 (80)
4)Это число-четное, оно больше 500, но меньше 520, делится на 10 (510)
2) составить небольшой словарный диктант с числительными;
3) сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных.
VII.Оценки.
2)Кодовый диктант
Задание: кодовый диктант. Слайд 26 Условные обозначения: ь – слово пишется с мягким знаком на конце; (ь) – слово пишется с мягким знаком в середине; “ - “ - слово пишется без мягкого знака; (нн) - слово пишется с удвоенной –нн-; (лл) - слово пишется с удвоенной –лл-.