Урок русского языка в 5 классе.
Для учащихся с нарушением интеллекта.
Тема: Проверка безударных гласных в словах.
Цель:
-Отработать умение подбирать проверочное слово и обосновывать, используя полученные на предыдущих уроках знания, написание проверяемого.
Задачи:
-Закрепить навык последовательности действий при написании безударной гласной.
-Отработать умение восстанавливать деформированное предложение, производить (частично) его синтаксический разбор.
- Корректировать артикуляцию звуков, правильное написание букв.
-Пополнять словарный запас.
-Развивать устную и письменную речь учащихся, их орфографическую зоркость, а также память и внимание.
- Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность к оформлению записей в тетради.
Оборудование: добрая Фея, алгоритм «Характеристика предложения» линейки, карандаши, снежинки с буквами, карточки.
I. Организационный момент.
А) Психологический настрой.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Б) Мобилизующее начало урока.
-Какой сейчас урок?( письмо и развитие речи)
-Что мы делаем на уроке письма?(пишем, объясняем, повторяем…)
-Для того,чтобы красиво писать, что необходимо сделать (подготовить руки)
Разминка кисти рук.
Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз (10 раз), вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против. Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
- . Введение в тему урока.
Учитель: Сегодня к нам на урок пришла добрая Фея. Она надеется, что мы ей поможем. Злой колдун отнял у Феи добрую улыбку, а она ей очень-очень нужна, чтобы совершать добрые дела.
Улыбка вернется к Фее только в том случае, если мы сегодня на уроке будем правильно отвечать, грамотно писать, думать, соображать, т.е. творить добрые дела.
• Доброе дело №1. Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите число – сегодня:
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).
- Несколько снежинок к нам прилетели на урок.
Но это необычные снежинки.
- Что вы заметили? - Какие буквы? Что вы можете о них сказать?
- Давайте, как Мороз на окне, в тетрадях составим узор из букв.
-Аа Жж Ее, Оо (дать характеристику каждого звука, повторить правописание заглавных букв)
-Жизнь дана на добрые дела Спишите грамотно, красиво
-что записано?
- Какие правила спрятались в пословиц?
- Раскройте смысл пословицы.
- какое слово требует проверки?(дела)
-Гласные буквы бывают какие?(ударные и безударные)
-Вот мы и пришли к теме нашего урока.
III.Постановка задач урока.
-С каким правилом связана наша тема урока сегодня? (Правописание безударных гласных в словах)
-Чему мы должны учиться на уроке? (подбирать проверочные слова)
-Что мы должны уметь? (ставит ударение)
• Доброе дело №2. Словарная работа . .(учащиеся отгадывают загадки, записывают словарные слова, ставят ударение, выделяют орфограммы, проверяют написанное по словарю)
1. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
(Автобус)
2. Учреждение, в котором продают и изготавливают лекарства.
(Аптека)
3. Край земли около воды.
(Берег)
4. Морское судно.
(Корабль)
5. Помещение для торговли
(Магазин)
6. Хищная птица с крючковатым клювом и длинными острыми когтями.
(Ястреб)
- Скажите, на чём ездят жители нашего поселка?
(на автобусе)
- Как нужно вести себя в автобусе во время поездки?
(Вести себя спокойно, уступать место пожилым и малышам).
- Составим со словом – автобус- предложение.
По дороге едет автобу.
IV.Работа по теме урока.
1) Продолжаем творить добрые дела. Доброе дело №3. Игра «Какие буквы спорят? Какие побеждают?»
д о/а ска, тр о/а ва, - устно, с объяснением
л е/и са, з е/и ма, п о/а лы – письменно, комментируя.
Физминутка.(сидя)
Кто стучит за окном?
Дождь идёт по траве.
(Постучать пальцем по парте.)
Кто шуршит за окном?
Ветер в мокрой траве.
(Махи руками вправо-влево.)
Кто журчит за окном?
Ручейки, ручейки.
(Перебирать пальцами по парте.)
Кто кричит за окном?
Стаи птиц у реки.
(Руки согнуты в стороны, махи кистями)
Кто молчит за окном?
(Поднять плечи и опустить.)
Так никто не молчит:
(Постучать пальцами по парте.)
Там и дождик стучит,
(Руки согнуты в стороны.)
Там и птица кричит.
(Махи кистями рук.)
Только я и молчу,
(Руки поднять вверх.)
Всех послушать хочу.
(Руки поднять вверх.)
Всех послушать хочу.
(Руки опустить вниз)
2)Работа с деформированным предложением. Доброе дело №4
Задача: восстановить порядок слов в предложении, грамотно записать его в тетрадь.
камень, в, белый, тает, во
-Разобрать предложение по членам. Дать ему характеристику: по цели высказывания; по наличию главных членов предложения; по наличию второстепенных членов предложения.
Запоминание правописания
слова сахар
3)Работа по учебнику
-Самостоятельная работа (упр. 96-«Гласные спорят». Реши их спор. Спиши. Вставь безударные гласные.) Доброе дело №5
-Проверка самостоятельной работы.
V.Закрепление изучаемой темы.
• Игра «Забей в ворота быстрый гол» Доброе дело №5
М. ря е в. лна а
Ст. на о в. да я
Гр. бы а п. тно о
Гл. за и ш. рфы о
VI. Домашнее задание.
-упр.90 стр58, правила.
VII. Подведение итогов урока
- Чему мы учились на уроке?
- Ставить ударение в словах, выделять безударную гласную, подбирать проверочные слова, составлять предложения.
-Оценивание.
Незаметно «возвращается» улыбка Фее. Педагог благодари