Урок-путешествие «Времена года»
Тема: Проверка безударного гласного и парного согласного звука в корне слова.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка- земля,
Здравствуйте, мои друзья.
- С каким настроением пришли вы в школу?
- Пусть нам принесёт радость общение друг с другом!
2. Сообщение темы урока
- Ребята сегодня мы вами мы на уроке отправимся в путешествие. Что это за путешествие вы узнаете, когда разгадаете загадки.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветет.
Запорошила дорожки.
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила.
И на санках прокатила
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке,
Пришёл старик седой.
Пришла без красок и без кисти,
И разукрасила все листья.
Бел, как мел, с неба прилетел.
Всю зиму пролежал,
Весной убежал.
Зима -
Весна -
Год -
Осень -
Снег –
-Послушайте ещё загадку
Ежегодно приходят к нам гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет
(Времена года)
- Кто догадался из вас ребята, что за путешествие у нас будет?
- Сегодня мы отправимся в «Путешествие по временам года».
- Какие вы знаете времена года?
(Зима, весна, лето, осень)
3. Работа над темой урока.
- Откройте тетради и запишите число.
- Ребята запишите в столбик слова отгадки.
- Давайте найдем корень в этих словах (-зим-, -весн-, -год-, -осен-, снег)
- Какие орфограммы в корне слова вы увидели? Назовите их (безударный гласный, парный согласный)
- А как мы проверим, правильно или нет мы написали эти орфограммы?
- Как проверить безударную гласную?
- Парную согласную?(дети рассказывают правила)
-давайте подберём проверочные слова и запишем их в тетрадь.
Зима - зимний
Весна - вёсны
Год - года
Осень - осенний
Снег – снега
- А теперь ребята мы отправляемся в путешествие, где нас ждут разные испытания.
4. Работа с деформированным текстом (на слайде осенний пейзаж)
Мы к лесной опушке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
- Посмотрите ребята, а на лесной опушке был листопад, листья осыпались с деревьев и разлетелись.
- А на листьях, посмотрите, слова написаны.
-Как вы думаете, ребята, какое задание нам приготовила «Осень»? (Составить из слов предложение, вставить пропущенные буквы)
Б…рёзе, на, л…ства, пож..лтела,
На берёзе пожелтела листва.
- Запишите это предложение в тетрадь.
- Какое слово нам встретилось с непроверяемой гласной?
- Как узнать какую букву надо написать? (запомнить)
- Найдите главные члены предложения
- Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием. А что нам помогло? Знание правила!
5. Словарная работа.
«Кабы не было зимы» (фонограмма, зимний пейзаж )
-Вот и наступила у нас зима. Ребята, а какие забавы любят дети зимой? (ответы детей)
- А вы знаете, снеговики тоже придумали для нас забаву, они хотят проверить, знаем мы словарные слова или нет!
Слайд:
Мороз, погода, сентябрь, декабрь, февраль, месяц, ветер, январь, облако
Дети называют непроверяемую согласную (устно)
-Молодцы, а теперь давайте встанем.
6. Физкультминутка
Снег идет, снег идет.
И в лесу метель метёт.
Вдруг вокруг все тихо стало,
И Весна в лесу настала.
7. Работа в тетради Слайд (весенний пейзаж)
-Вот и наступила весна. Посмотрите, какие подснежники распустились!
- Сейчас ребята мы выполним работу в тетрадях по вариантам. Перед вами группа слов. Запишите слова в столбик: 1 вариант - слова с безударной гласной, 2 вариант - с парной согласной, вставьте пропущенную букву, подберите проверочное слово
- Проверяем.
- Как мы узнали какую писать букву?
Если в слове гласный звук вызвал вдруг сомнения,
Ты его немедленно, ставь под ударение.
Парные согласные - самые опасные!
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй.
8. Обобщение (Индивидуальная работа по карточкам)
На парты раскладываются, нераскрывшиеся бутоны
- Какое время года любят все ребята? И мы ждем его с нетерпением?
- Конечно это лето!
Лето - жаркая пора,
Светит солнышко с утра,
Даже если дождь пойдёт –
Вокруг сияет, всё поёт.
Летом - синяя река,
И плывут в ней облака,
Рубином ягоды горят,
Пора каникул для ребят.
- Ребята, посмотрите, у нас наступило лето, и оно приготовило нам сюрприз. (На партах (закрытые бутоны цветов из бумаги)
- Но что это за сюрприз мы сможем узнать, только тогда, когда каждый выполнит задание.
На карточках даны слова с пропущенными буквами.
Т…жёлый, м..рской, сугро…, р…чной, варе…ка
(Дети выполняют задание, сдают карточки)
- Ну а теперь на счет раз, два, три откроем сюрприз.
Дети раскрывают цветочки.
9. Итог урока
-Вот и закончилось наше путешествие, мы с вами трудились весь год: вставляли пропущенные буквы, вспоминали словарные слова, разбирали предложения и в результате у нас наступило, ребята, настоящее лето и даже распустились цветы.
- Вам понравилось путешествовать?
- На нашей опушке лежали осенние листья, лежал снег, цвели подснежники, а теперь мы можем украсить её цветами!
Лето - это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето - яркие цветы
Необычной красоты.
Лето! лето к нам идёт! Всё ликует и поёт.
-На этом наш урок закончен. До свидания!