Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа».»
Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Конспект урока на тему:
«Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа».
учитель русского языка и чтения
Омельченко О. А.
Краснодар
2017
Тема: Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
1. Оргмомент. Психологический настрой
2. Актуализация знаний и способов деятельности.
3. Целеполагание и мотивация.
4. Осмысление новых сведений и применение их на практике.
7. Закрепление нового материала.
8. Подведение итогов урока, оценивание.
9. Вариативное применение знаний и способов действия с ними. Информация о д/з.
10. Этап рефлексии.
Цели урока:
1) коррекционно-образовательная: формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.
2) коррекционно-воспитательная: формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.
3) коррекционно-развивающая: коррекция и развитие речи, внимания, мышления.
Планируемый результат:
знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;
уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;
учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), «смайлики» для проведения рефлексии, учебник русского языка - Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 .
1. Организационный момент. На урок все собрались! Просыпайся! Не ленись! Чтобы многого добиться, Нужно хорошо учиться! 2. Этап актуализации знаний и способов деятельности.
- Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).
- Сгруппируйте данные существительные (книга, уроки, цветок, дерево) в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа. Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).
Предлагаем испечь к чаю печенье.Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!
- Выпишите выделенные слова в именительном падеже в наши столбики в зависимости от их числа.
- Всё ли у вас получилось?
3. Этап открытия новых знаний.
Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные кефир, сахар, печенье,сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные дрожжи и сливки невозможно поставить в форму единственного числа.
- Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).
- Мы должны запомнить, как пишутся словарные слова кефир, печенье, сметана, шоколад. (На доске).
4. Этап целеполагания и мотивации.
- Ребята, как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока. (Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа).
- Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).
5. Этап осмысления новых сведений и применение их на практике.
1) - А если всё-таки необходимо сказать про сметану или молоко во множественном числе, то как можно выйти из положения? (Учащиеся предлагают собственные варианты).
- Посмотрите на картинку учебника на стр. 111. (На картинке изображены пачки молока, кефира, творога, сметаны. Учащиеся приходят к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, творога, сметаны, кефира).
2) - Посмотрите на картинки и расшифруйте слова. В чём их особенность?
Ребусы
- Какие же значения бывают у имен существительных, имеющих форму только единственного числа?
1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва.
2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин.
3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.
4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.
5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.
6. Собственные названия единичных предметов: Москва, Волга, Рязань, Ока.
Зарядка для глаз «Семицветик»
3) - А теперь попробуем разгадать кроссворд. Если у нас возникнут затруднения, то нам помогут те, для кого он был домашним заданием.
Кроссворд
Приложение 1.
- Что объединяет все эти слова? (Все они употребляются только в форме множественного числа).
- Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только множественного числа?
Названия парных или состоящих из нескольких частей предметов:
1) - Изучите упр. 184 на стр. 112. Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность:
1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).
- Устная работа с упр.184:
называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа);
определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.
- Письменная работа с упр.184 в парах:
выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).
Этап контроля.
- Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.
Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. Работа проверяется вслух. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)
- Вы часто кричите: «Ура! Каникулы!» Это простое земное слово обязано своим появлением небу.
Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Сначала каникулами называли только летний отдых. Потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении: летом, зимой, весной. Поэтому мы сейчас говорим: летние каникулы, зимние каникулы, весенние каникулы.
– Определите, верно ли образовано число имён существительных.
1. восстание - восстания
2. ворота - вороты
3. серебро - серебра
4. оттепель - оттепеля
5. цитата - цитаты
6. консервы - консерва
7. свёкла - свёклы
8. щавель – щавеля
- Проверяем.
Верно: 1. восстание – восстания
5. цитата – цитаты
Музыкальный диктант.
- Сейчас мы с вами поиграем, немножко повысим своё настроение. А что нам повышает настроение? (Музыка). Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню.
Ах вы сени, мои сени, сени новые мои
Cени новые, кленовые, узорчатые.
Если я чешу в затылке - не беда! В голове моей опилки - да! да! Да!
- В какой форме употреблены слова сени и опилки? (В форме множественного числа).
Этап подведения итогов.
- Что нового узнали на уроке?
(Ориентируясь на материалы урока, ученики отвечают на вопрос)
Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними.
- А теперь домашнее задание. У каждого оно будет индивидуальное.
Этап рефлексии.
Заключительное слово учителя.
- Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке. (Выставление оценок).
- А теперь оцените своё настроение и работу на уроке. Уходя, на доске при помощи «смайлика» оцените ваше самочувствие. (На слайде изображены «смайлики» и комментарии к ним: весёлый «смайлик» – «Мне было интересно!»; хмурый «смайлик» - «Мне было скучно…»; грустный «смайлик» - «Мне было трудно»).
Приложение 2.
Дополнительные задания.
1.Списать и отгадать загадки. Записать отгадки в два столбика.
Ед.ч. Мн.ч.
Ну, кто готов свои две шпаги
Скрестить из-за клочка бумаги? Ножницы.
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться. Шахматы.
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. Санки.
Белый, как снег. В чести у всех.
В рот попал, там и пропал. Сахар.
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. Лыжи.
Белый камушек растаял, на доске следы оставил. Мел.
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Морковь.
Белый камень из горы Всегда стоит на столе. Кто его не ест, Тот вкуса не знает. Соль.
Заполни колонку толкового словарика. Запиши получившиеся предложения в тетрадь.
_______________________ - сельскохозяйственное орудие с редкими
зубьями для сгребания сена.
_______________________ - металлический инструмент для
выдергивания гвоздей.
_______________________ - инструмент для резания с двумя острыми
концами.
_______________________ - инструмент для зажимания обрабатыва-
емого материала.
Напиши знакомые тебе игры в два столбика.
Настольные игры Подвижные игры
Отметь существительные, имеющие только одно число.
Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существительными, которые имеют только форму множественного числа.
Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существи-тельными, которые имеют только форму множественного числа.