Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Фразеологизмы"»
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов
Цели: дать учащимся представление о фразеологизмах, учить отличать фразеологизмы от других речевых единиц; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; воспитывать интерес к русскому языку, его красоте и многозначности.
Оборудование: рисунки учащихся, раздаточный материал, презентация, задания на блоге учителя.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учения
Сегодня на уроке нам предстоит изучить одну из самых интересных тем в русском языке - фразеологизмы. Для этого мы совершим увлекательное путешествие в страну Фразеология. Мы посетим деда Всеведа, фразеологический зверинец, остановимся в поселке Синонимов и Антонимов, а также на нескольких станциях. Во время путешествия не рекомендуется бить баклуши, сидеть сложа руки, гонять лодыря, вместо этого надо шевелить мозгами и отвечать в полный голос.
Изучение нового материала
Слово учителя. Итак, наше путешествие началось.
Перед нами станция «Терминологическая». Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). В этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, смысл имеет все выражение в целом. Наш язык удивительно богат фразеологизмами. Отдельные слова сливаются в эти неделимые сочетания и теряют свои привычные значения. Поэтому фразеологизмы очень трудно переводятся на другой язык.
Один иностранец решил посетить
Россию, чтоб русский язык изучить.
Приехал. Учил, удивляясь не раз:
Откуда в нем столько загадочных фраз?
Что значит работать спустя рукава?
А дров наломать? Почему трын -трава?
Где раки зимуют? Как жар поддавать?
Кому это нужно - блоху подковать?
Садиться в калошу, в лепешку разбиться,
И с писаной торбой, как дурень, носиться,
Чесать языком, червячка заморить,
Мозолить глаза и двух зайцев убить?
Зачем наступает на ухо медведь,
И как, объясните мне, лазаря петь,
Причем здесь текущая с гуся вода?
Нет! Этот язык не понять никогда.
А вы, ребята, знаете, что означают фразеологизмы, в которых не мог разобраться наш иностранец? Следующая станция поможет нам в этом разобраться.
Станция «Наблюдаем. Размышляем…»
1)Перед вами объявления:
Вставляю палки в колеса
Обучаю игре на нервах
Куплю хорошо подвешенный
копченый язык
Почему эти объявления вызывают смех?
2) Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом? Почему вы так думаете? Запишите данные словосочетания в две колонки: свободные сочетания и фразеологизмы. Составьте с ними предложения.
Волчий хвост – волчий аппетит;
приходить в голову – приходить в школу;
важная деталь – важная птица;
выйти из комнаты – выйти из положения;
сбивать с дерева – сбивать с толку.
Поселок Синонимов и Антонимов
Подберите синонимы к данным фразеологизмам:
Бить баклуши -… (бездельничать)
Сломя голову - … (быстро)
Водить за нос - … (обманывать)
Кот наплакал - … (очень мало)
Ни вашим ни нашим - … (никому)
И вашим и нашим - … (всем)
Подберите антонимы к данным фразеологизмам:
Душа в душу - … (как кошка с собакой)
Кот наплакал - … (куры не клюют)
Как кошка с собакой - … (водой не разольешь).
Станция «Фразеологический зверинец»
Дополните устойчивые выражения, включив в них названия животных. С некоторыми из них составьте предложения.
Голоден как … 5) Нем как …
Надутый как … 6) Болтлив как …
Упрямый как … 7) … носа не подточит
Пишет как … лапой 8) Колючий как …
Станция «Мастерская художника»
Какие фразеологизмы нарисованы на рисунках?
Станция «В гостях у деда Всеведа»
Укажите фразеологизмы со значением:
I ряд – «бездельничать»
II ряд – «обманывать»
III ряд – «быстро»
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, высунув язык, со всех ног, вводить в заблуждение
Назовите фразеологизмы, означающие части тела:
I вариант – «голова» (сломя голову, потерять голову, с головы до ног, как снег на голову)
II вариант – «уши» (развесить уши, не видать как своих ушей, по уши в долгах, покраснел до ушей)
III вариант – «нос» (повесить нос, нос к носу, водить за нос, из-под самого носа, клевать носом, остаться с носом)
IV вариант – «язык» (чесать языком, язык подвешен, прикусить язык, язык без костей, тянуть за язык)
V вариант – «зуб» (иметь зуб, заговаривать зубы, вооружен до зубов, зуб на зуб не попадает)
VI вариант – «ноги» (без задних ног, взять ноги в руки, уносить ноги, на широкую ногу, встать на ноги, сбиться с ног, путаться под ногами).
Отгадайте фразеологические загадки:
а) его вешают, приходя в уныние; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
б) не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают (уши);
в) он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле (ветер);
г) их кладут на полку, когда нечего есть (зубы);
д) ее заваривают, затевая какое-либо дело; она в голове у путаников (каша);
е) её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом (вода).
Станция «Творческая»
1. Дополните рассказ фразеологизмами. (Учитель показывает рисунки)
Не любил Вася ходить в школу. «В школе, - думал он, - мухи от скуки дохнут».
Так и дальше бы он витал в облаках, но учительница сказала ему: «Если не возьмешь себя в руки, то можешь вылететь из школы!» У Васи от страха сердце в пятки ушло. Перестал он валять дурака и взялся за ум.
2. Составьте текст, используя фразеологизмы.
Подведение итогов
Вот и закончилось наше путешествие по стране Фразеология.
Что нового узнали на уроке о фразеологизмах?
Чему научились?
Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?
Домашнее задание
Подберите фразеологизмы, характеризующие внешность человека, и составьте с ними предложения.