kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать учащимся представление о фразеологизмах, научить отличать фразеологизмы от   других речевых единиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Фразеологизмы"»

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов

Цели: дать учащимся представление о фразеологизмах, учить отличать фразеологизмы от других речевых единиц; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; воспитывать интерес к русскому языку, его красоте и многозначности.

Оборудование: рисунки учащихся, раздаточный материал, презентация, задания на блоге учителя.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учения

Сегодня на уроке нам предстоит изучить одну из самых интересных тем в русском языке - фразеологизмы. Для этого мы совершим увлекательное путешествие в страну Фразеология. Мы посетим деда Всеведа, фразеологический зверинец, остановимся в поселке Синонимов и Антонимов, а также на нескольких станциях. Во время путешествия не рекомендуется бить баклуши, сидеть сложа руки, гонять лодыря, вместо этого надо шевелить мозгами и отвечать в полный голос.

  1. Изучение нового материала

Слово учителя. Итак, наше путешествие началось.

  • Перед нами станция «Терминологическая». Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). В этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, смысл имеет все выражение в целом. Наш язык удивительно богат фразеологизмами. Отдельные слова сливаются в эти неделимые сочетания и теряют свои привычные значения. Поэтому фразеологизмы очень трудно переводятся на другой язык.

Один иностранец решил посетить

Россию, чтоб русский язык изучить.

Приехал. Учил, удивляясь не раз:

Откуда в нем столько загадочных фраз?

Что значит работать спустя рукава?

А дров наломать? Почему трын -трава?

Где раки зимуют? Как жар поддавать?

Кому это нужно - блоху подковать?

Садиться в калошу, в лепешку разбиться,

И с писаной торбой, как дурень, носиться,

Чесать языком, червячка заморить,

Мозолить глаза и двух зайцев убить?

Зачем наступает на ухо медведь,

И как, объясните мне, лазаря петь,

Причем здесь текущая с гуся вода?

Нет! Этот язык не понять никогда.

А вы, ребята, знаете, что означают фразеологизмы, в которых не мог разобраться наш иностранец? Следующая станция поможет нам в этом разобраться.

  • Станция «Наблюдаем. Размышляем…»

1)Перед вами объявления:

Вставляю палки в колеса





Обучаю игре на нервах




Куплю хорошо подвешенный

копченый язык



Почему эти объявления вызывают смех?

2) Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом? Почему вы так думаете? Запишите данные словосочетания в две колонки: свободные сочетания и фразеологизмы. Составьте с ними предложения.

Волчий хвост – волчий аппетит;

приходить в голову – приходить в школу;

важная деталь – важная птица;

выйти из комнаты – выйти из положения;

сбивать с дерева – сбивать с толку.

  • Поселок Синонимов и Антонимов

Подберите синонимы к данным фразеологизмам:

Бить баклуши -… (бездельничать)

Сломя голову - … (быстро)

Водить за нос - … (обманывать)

Кот наплакал - … (очень мало)

Ни вашим ни нашим - … (никому)

И вашим и нашим - … (всем)

Подберите антонимы к данным фразеологизмам:

Душа в душу - … (как кошка с собакой)

Кот наплакал - … (куры не клюют)

Как кошка с собакой - … (водой не разольешь).

  • Станция «Фразеологический зверинец»

Дополните устойчивые выражения, включив в них названия животных. С некоторыми из них составьте предложения.

  1. Голоден как … 5) Нем как …

  2. Надутый как … 6) Болтлив как …

  3. Упрямый как … 7) … носа не подточит

  4. Пишет как … лапой 8) Колючий как …

  • Станция «Мастерская художника»



Какие фразеологизмы нарисованы на рисунках?



  • Станция «В гостях у деда Всеведа»



  1. Укажите фразеологизмы со значением:

I ряд – «бездельничать»

II ряд – «обманывать»

III ряд – «быстро»

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, высунув язык, со всех ног, вводить в заблуждение

  1. Назовите фразеологизмы, означающие части тела:

I вариант – «голова» (сломя голову, потерять голову, с головы до ног, как снег на голову)

II вариант – «уши» (развесить уши, не видать как своих ушей, по уши в долгах, покраснел до ушей)

III вариант – «нос» (повесить нос, нос к носу, водить за нос, из-под самого носа, клевать носом, остаться с носом)

IV вариант – «язык» (чесать языком, язык подвешен, прикусить язык, язык без костей, тянуть за язык)

V вариант – «зуб» (иметь зуб, заговаривать зубы, вооружен до зубов, зуб на зуб не попадает)

VI вариант – «ноги» (без задних ног, взять ноги в руки, уносить ноги, на широкую ногу, встать на ноги, сбиться с ног, путаться под ногами).

  1. Отгадайте фразеологические загадки:

а) его вешают, приходя в уныние; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);

б) не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают (уши);

в) он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле (ветер);

г) их кладут на полку, когда нечего есть (зубы);

д) ее заваривают, затевая какое-либо дело; она в голове у путаников (каша);

е) её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом (вода).



  • Станция «Творческая»



1. Дополните рассказ фразеологизмами. (Учитель показывает рисунки)

Не любил Вася ходить в школу. «В школе, - думал он, - мухи от скуки дохнут».

Так и дальше бы он витал в облаках, но учительница сказала ему: «Если не возьмешь себя в руки, то можешь вылететь из школы!» У Васи от страха сердце в пятки ушло. Перестал он валять дурака и взялся за ум.



2. Составьте текст, используя фразеологизмы.



  1. Подведение итогов



Вот и закончилось наше путешествие по стране Фразеология.

  1. Что нового узнали на уроке о фразеологизмах?

  2. Чему научились?

  3. Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?



  1. Домашнее задание

Подберите фразеологизмы, характеризующие внешность человека, и составьте с ними предложения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Фразеологизмы"

Автор: Маркарян Мальвіна Каренівна

Дата: 27.01.2018

Номер свидетельства: 452975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка по теме " Устойчивые выражения""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieustoichivyievyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "283652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453869974"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока по русскомы языку в 6 классе: "Этот удивительный мир фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomy-iazyku-v-6-klassie-etot-udivitiel-nyi-mir-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "184338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043982"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме: "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "113601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410550556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства