kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведен в рамках методической недели. Целью проведения было ознакомление учащихся с орфограммой "мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"»

18.01.2017г

Макаренко Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Вознесенское

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

(7 класс, урок изучения нового материала)

Методы: по дидактической цели (методы обучения и методы контроля);

 по источнику получения  знаний (слово учителя, беседа, наблюдение,
языковой анализ (разбор), работа по учебнику (учебному пособию),
упражнения.

Формы работы: беседа, устная работа, индивидуальная работа, самопроверка, коллективная работа по таблице, самостоятельная письменная работа.

Оборудование: таблица-памятка, карточки, тест.

Цель урока: формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Задачи урока:

  • обучающие: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи;

  • развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, умения аргументировать, доказывать, слушать, развивать умения применять полученные знания в устной и письменной речи;

  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; помочь ученику раскрыть индивидуальные способности; формировать эстетическое отношение к жизни.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, создание благоприятной атмосферы общения (внешняя и внутренняя психологическая готовность).

  1. Проверка домашнего задания.

Раскройте тетради с домашним заданием и назовите мне наречия, которые вы подчеркнули, как члены предложения (наугад, вокруг, назло, некстати, как будто, издавна).

Как пишутся эти наречия? Слитно .

Хорошо. А теперь закройте тетради и передайте на первые парты.

(раздать вторую пачку тетрадей, но не открывать пока)

  1. Фронтальный опрос


Сегодняшний урок построим следующим образом: повторим изученное ранее, познакомимся с новым материалом, закрепим знания, выполнив различные задания


Пока все отвечают на вопросы 3 учащихся работают по карточкам Раздать карточки

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы, указать часть речи. Составить предложение с одним из слов

Съеш.., сторож.., сплош.., дремуч.., с плеч.., ландыш.., ветош.., видиш.., навзнич.., реч.., лиш.., назнач..те, проч.., трескуч..,

Карточка №2

Вставить пропущенные буквы, указать часть речи. Составить предложение с одним из слов

Показаться из-за туч.., жареная дич.., увлеч..ся интересной работой, решить много задач.., исполнить точ..-в-точ.., раскрытое настеж.. окно,

Карточка №3

Вставить пропущенные буквы, указать часть речи. Составить предложение с одним из слов

Невмоч.. продолжать путь, день хорош.., разжеч.. костер, сплош.. увешанная сережками береза. настеж.. . до встреч..,


Ребята. На предыдущих занятиях мы с вами подробно изучали такую часть речи, как наречие

- Какая часть речи называется наречием?

(Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? как? и др.

Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.)

-Как отличить наречия от омонимичных форм имён прилагательных?

(Наречие относится к глаголу, отвечает на вопрос как? и в предложении является обстоятельством. Например: Серёжа прыгнул невысоко.

Прилагательное относится к существительному, отвечает на вопрос каково? и в предложении является сказуемым. Например: Это деревце невысоко.)

-На предыдущих уроках мы с вами познакомились с правописанием наречий. Внимание вопрос: Как пишутся наречия?

Чаще всего слитно, через дефис, реже раздельно.

- Приведите примеры слитного написания (вверху, вмиг)

Приведите примеры дефисного написания ( приставка ПО, суффиксы –ОМУ-, ЕМУ-, -И-; приставка В(ВО)- суффиксы -ЫХ-, -ИХ- ; приставка КОЕ- суффиксы –ТО-, -ЛИБО-, -НИБУДЬ- черточку не позаюудь)

Приведите примеры раздельного написания

Хорошо. Ребята , продолжаем работать откроем наши тетради и запишем число, название ( классной) работы и тему урока.

Собрать карточки у учащихся


  1. Мобилизующее начало

.. Сегодня нам предстоит выяснить, в каких случаях на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Но сначала вспомним, когда пишется мягкий знак после шипящих на конце других частей речи. В связи с этим целью нашего урока будет познакомиться с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи; использовать полученные знания в устной и письменной речи.

5.Объяснение нового материала

Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним В каких случаях мягкий знак пишется после шипящих на конце других частей речи , а в каких нет?

Ребята, параллельно заполняем таблицу на доске и в своих схемах

Приведите примеры( если трудно) обратимся к форзацу учебника:

Орфограммы №8 на конце сущ. ж.р. 3скл. роЖЬ;

№20 кратких прилагательных горюЧ

№22 конце глаголов в инфинитиве, во 2 л. ед.ч.,

№47 в повелительном наклонении глагола


Мягкий знак после шипящих на конце слов

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется

Имя существительное

На конце сущ. 3-го скл. (дичь, дочь, ночь, пустошь, рожь, дрожь, ложь, вещь)

На конце сущ. 2-го скл. м. р. (меч, грач, сторож, плащ, лихач, гараж)

На конце сущ. мн. ч. Р. п. (туч, задач, училищ, пастбищ)

Имя прилагательное

_____

В крат. прил. (горюч, горяч, колюч, летуч, пахуч)

Глагол

Во 2-го л. ед. ч. (точишь, бережёшь, метишь, гонишь)

В неопред. форме (сечь, прячь, лечь, беречь)

В форме повел. накл. 2-го л. ед. ч. и мн. ч. (режьте, намажь, умножь, не тревожьтесь)




_____

Наречие

После Ш и Ч: вскачь, сплошь, навзничь, прочь, наотмашь

После Ж: уж, замуж, невтерпёж (искл. – настежь)


Делаем вывод по нашей таблице:

1.Мягкий знак после шипящих пишется:

а) на конце сущ. ж.р. 3скл.

б) на конце глаголов в инфинитиве, во 2 л. ед.ч., в повелительном наклонении

2.Мягкий знак после шипящих НЕ пишется

1. На конце сущ. 2-го скл. м. р. (меч,

2 На конце сущ. мн. ч. Р. п. (туч, задач

Ребята! Вы видите, что одна колонка у нас остается не заполненная, мы к ней еще вернемся.

А сейчас сыграем в игру «Найди мягкий знак».

Я произношу слова с шипящей на конце. Если мягкий знак в слове пишется –поднимаем руки и тогда я вижу, кто Ь нашел, если не пишется –руки перед собой на парте: Кто правильно определил ставит на полях (+). Можно заработать и второй (+), если ответить на вопрос Почему Ь пишется или не пишется

Молодёжь, камыш, из-за туч, стеречь, полночь, товарищ, помощь, удивляешь, отрежь, карандаш, испечь, течь, чудовищ, горяч, плющ, плач, хорош, мяч, печь, чащ.

Ещё раз сделаем вывод: если это существительное женского рода 3-го склонения или глагол, то мягкий знак после шипящих пишем; если это существительное мужского рода или существительное во множественном числе, краткое прилагательное, то мягкий знак после шипящих не пишем.


Хорошо! Теперь, когда мы еще раз повторили написание Ь знака после шипящих в разных частях речи. Правило написания мягкого знака на конце наречий после шипящих очень простое – мягкий знак всегда пишется после букв Ш и Ч (вскачь, навзничь, сплошь, прочь, наотмашь). После буквы Ж мягкий знак пишется только в одном слове – настежь. В других случаях (уж, замуж, невтерпёж) мягкий знак не пишется.

Откроем учебники.стр.122, прочитаем правило и заполним нашу таблицу на доске и в схемах

5.Закрепление материала

Задание № 1 упражнение №263

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать

1 ученик – у доски, остальные работают в тетрадях (самопроверка). Лингвистическая работа: Составить предложения с выделенными словосочетаниями

6.Физкультминутка

мы старались мы писали

наши пальчики устали

Мы немного отдохнем

И опять писать начнем


Задание № 2

Объяснительный диктант. Один ученик работает у доски, объясняя орфограммы.

а) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

б) Едет царевич задумчиво прочь.

в) И мигом отлетел он прочь.

г) А знаешь, не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?


Вывод: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения составляют слова: уж, замуж, невтерпёж

Чтобы еще раз в этом убедиться обратимся к упр264 и прочитаем стихотворение, которое называется «Исключение из правил»читаем сначала про себя,( готовим выразительное чтение стихотворения), а затем вслух. Выполняем задание к упражнению


Задание № 3

(распределительный диктант): распределить словосочетания в 2 колонки (Ь пишется, Ь не пишется).

2 ученика – у доски, остальные работают в тетрадях (самопроверка).

Удалиться проч.., ударить наотмаш.., выйти замуж.., отворить настеж.., пуститься вскач.., ждать невтерпёж.., зарасти сплош.., уж.. небо осенью дышало, упасть навзнич.. .

Задание № 4 (творческое): записать, добавив по 2-3 примера данной части речи, с шипящими на конце.

1 ученик – у доски, остальные работают в тетрадях.

  • Чувствуешь –

  • Ключ –

  • Прочь –

  • Шипуч –

Задание № 5

. Ребята, вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Третий лишний».

На доске написаны

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно здесь лишнее. Продолжаем набирать бонусы, ставя за правильный ответ (+)

А. Вскачь, настежь, уж;

Б. Полночь, товарищ, молодежь;

В. Отрежь, смажь, помощь;

Г. Рожь, блестишь, молчишь;

Д. Из-за туч, камыш, малыш;

Е. Могуч, горяч, мочь;

Ж. Видишь, прочь, сплошь;

З. Дочь, ночь, мяч.

Молодцы! Считаем свои (+)

Ну и напоследок

7.Подведение итогов

Обобщая изученное ранее и материал сегодняшнего урока, расскажите о правописании мягкого знака после шипящих.


1. Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных женского рода 3-го склонения;

б) у глаголов в неопределенной форме, в форме второго лица единственного числа и повелительного наклонения;

в) на конце наречий (исключение: уж, замуж, невтерпёж).


2. Мягкий знак после шипящих не пишется:

а) у существительных женского рода 1-го склонения во множественном числе;

б) у существительных мужского рода;

в) у кратких прилагательных.

8. Мотивация оценок

Сегодня на уроке мы повторили правила написания мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.

И получили следующие оценки:

«5»

«4»

«3»

9. Рефлексия.

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

Учитель: Что новое вы сегодня узнали на уроке?

Подумайте над такими вопросами

1.Все ли было понятно на уроке?

2.Усвоил ли каждый из вас тему?

3.Может быть кто-то испытывал трудности?

4.За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

10..Дача домашнего задания

Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: выучить правило на с. 122, выполнить упражнение 265, с. 123.

Учитель: Спасибо. Урок закончен.














Используемая литература

  1. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 7 классе : Кн. Для учителя / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2003. – 235 с.

  2. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М., 1999.

  3. Раилко, Н. С. Открытые уроки русского языка: 5 – 8 классы / Н. С. Раилко – Ростов н / Д : Феникс, 2008. – 310 с.

  4. Русский язык. 6 – 8 классы. Составитель Цой, Н. С. – Волгоград : ООО Экстремум», 2004. – 112 с.












Вставить пропущенные буквы, указать часть речи.

Составить предложение с одним из слов


Съеш.., сторож.., сплош.., дремуч.., с плеч.., ландыш.., ветош.., видиш.., навзнич.., реч.., лиш.., назнач..те, проч.., трескуч..,











Вставить пропущенные буквы, указать часть речи.

Составить предложение с одним из слов

Показаться из-за туч.., жареная дич.., увлеч..ся интересной работой, решить много задач.., исполнить точ..-в-точ.., раскрытое настеж.. окно,









Вставить пропущенные буквы, указать часть речи.

Составить предложение с одним из слов

Невмоч.. продолжать путь, день хорош.., разжеч.. костер, сплош.. увешанная сережками береза. настеж.. . до встреч..,



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Автор: Макаренко Елена Николаевна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока "Буква Ь после шипящих на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-bukva-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "187652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426537918"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце наречий""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_miagkii_znak_posle_shipiashch"
    ["file_id"] => string(6) "483361"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541242210"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса " Мягкий знак на конце наречий после шипящих""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekturokaporusskomuiazykudlia4klassamiaghkiiznaknakontsienariechiiposlieshipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "304872"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457805898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства