Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Данный урок проведен в рамках методической недели. Целью проведения было ознакомление учащихся с орфограммой "мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"»
18.01.2017г
Макаренко Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Вознесенское
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
(7 класс, урок изучения нового материала)
Методы: по дидактической цели (методы обучения и методы контроля);
по источнику получения знаний (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ (разбор), работа по учебнику (учебному пособию), упражнения.
Формы работы: беседа, устная работа, индивидуальная работа, самопроверка, коллективная работа по таблице, самостоятельная письменная работа.
Оборудование: таблица-памятка, карточки, тест.
Цель урока: формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.
Задачи урока:
обучающие: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи;
развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, умения аргументировать, доказывать, слушать, развивать умения применять полученные знания в устной и письменной речи;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; помочь ученику раскрыть индивидуальные способности; формировать эстетическое отношение к жизни.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, создание благоприятной атмосферы общения (внешняя и внутренняя психологическая готовность).
Проверка домашнего задания.
Раскройте тетради с домашним заданием и назовите мне наречия, которые вы подчеркнули, как члены предложения (наугад, вокруг, назло, некстати, как будто, издавна).
Как пишутся эти наречия? Слитно .
Хорошо. А теперь закройте тетради и передайте на первые парты.
(раздать вторую пачку тетрадей, но не открывать пока)
Фронтальный опрос
Сегодняшний урок построим следующим образом: повторим изученное ранее, познакомимся с новым материалом, закрепим знания, выполнив различные задания
Пока все отвечают на вопросы 3 учащихся работают по карточкам Раздать карточки
Карточка №1
Вставить пропущенные буквы, указать часть речи. Составить предложение с одним из слов
Хорошо. Ребята , продолжаем работать откроем наши тетради и запишем число, название ( классной) работы и тему урока.
Собрать карточки у учащихся
Мобилизующее начало
.. Сегодня нам предстоит выяснить, в каких случаях на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Но сначала вспомним, когда пишется мягкий знак после шипящих на конце других частей речи. В связи с этим целью нашего урока будет познакомиться с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи; использовать полученные знания в устной и письменной речи.
5.Объяснение нового материала
Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним В каких случаях мягкий знак пишется после шипящих на конце других частей речи , а в каких нет?
Ребята, параллельно заполняем таблицу на доске и в своих схемах
Приведите примеры( если трудно) обратимся к форзацу учебника:
Орфограммы №8 на конце сущ. ж.р. 3скл. роЖЬ;
№20 кратких прилагательных горюЧ
№22 конце глаголов в инфинитиве, во 2 л. ед.ч.,
№47 в повелительном наклонении глагола
Мягкий знак после шипящих на конце слов
Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется
Имя существительное
На конце сущ. 3-го скл. (дичь, дочь, ночь, пустошь, рожь, дрожь, ложь, вещь)
На конце сущ. 2-го скл. м. р. (меч, грач, сторож, плащ, лихач, гараж)
На конце сущ. мн. ч. Р. п. (туч, задач, училищ, пастбищ)
Имя прилагательное
_____
В крат. прил. (горюч, горяч, колюч, летуч, пахуч)
Глагол
Во 2-го л. ед. ч. (точишь, бережёшь, метишь, гонишь)
В неопред. форме (сечь, прячь, лечь, беречь)
В форме повел. накл. 2-го л. ед. ч. и мн. ч. (режьте, намажь, умножь, не тревожьтесь)
_____
Наречие
После Ш и Ч: вскачь, сплошь, навзничь, прочь, наотмашь
После Ж: уж, замуж, невтерпёж (искл. – настежь)
Делаем вывод по нашей таблице:
1.Мягкий знак после шипящих пишется:
а) на конце сущ. ж.р. 3скл.
б) на конце глаголов в инфинитиве, во 2 л. ед.ч., в повелительном наклонении
2.Мягкий знак после шипящих НЕ пишется
1. На конце сущ. 2-го скл. м. р. (меч,
2 На конце сущ. мн. ч. Р. п. (туч, задач
Ребята! Вы видите, что одна колонка у нас остается не заполненная, мы к ней еще вернемся.
А сейчас сыграем в игру «Найди мягкий знак».
Я произношу слова с шипящей на конце. Если мягкий знак в слове пишется –поднимаем руки и тогда я вижу, кто Ь нашел, если не пишется –руки перед собой на парте: Кто правильно определил ставит на полях (+). Можно заработать и второй (+), если ответить на вопрос Почему Ь пишется или не пишется
Ещё раз сделаем вывод: если это существительное женского рода 3-го склонения или глагол, то мягкий знак после шипящих пишем; если это существительное мужского рода или существительное во множественном числе, краткое прилагательное, то мягкий знак после шипящих не пишем.
Хорошо! Теперь, когда мы еще раз повторили написание Ь знака после шипящих в разных частях речи. Правило написания мягкого знака на конце наречий после шипящих очень простое – мягкий знак всегда пишется после букв Ш и Ч (вскачь, навзничь, сплошь, прочь, наотмашь). После буквы Ж мягкий знак пишется только в одном слове – настежь. В других случаях (уж, замуж, невтерпёж) мягкий знак не пишется.
Откроем учебники.стр.122, прочитаем правило и заполним нашу таблицу на доске и в схемах
5.Закрепление материала
Задание № 1 упражнение №263
Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать
1 ученик – у доски, остальные работают в тетрадях (самопроверка).Лингвистическая работа: Составить предложения с выделенными словосочетаниями
6.Физкультминутка
мы старались мы писали
наши пальчики устали
Мы немного отдохнем
И опять писать начнем
Задание № 2
Объяснительный диктант. Один ученик работает у доски, объясняя орфограммы.
а) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
б) Едет царевич задумчиво прочь.
в) И мигом отлетел он прочь.
г) А знаешь, не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Вывод: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения составляют слова: уж, замуж, невтерпёж
Чтобы еще раз в этом убедиться обратимся к упр264 и прочитаем стихотворение, которое называется «Исключение из правил»читаем сначала про себя,( готовим выразительное чтение стихотворения), а затем вслух. Выполняем задание к упражнению
Задание № 3
(распределительный диктант): распределить словосочетания в 2 колонки (Ь пишется, Ь не пишется).
2 ученика – у доски, остальные работают в тетрадях (самопроверка).
Задание № 4 (творческое): записать, добавив по 2-3 примера данной части речи, с шипящими на конце.
1 ученик – у доски, остальные работают в тетрадях.
Чувствуешь –
Ключ –
Прочь –
Шипуч –
Задание № 5
. Ребята, вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Третий лишний».
На доске написаны
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно здесь лишнее. Продолжаем набирать бонусы, ставя за правильный ответ (+)
А. Вскачь, настежь, уж;
Б. Полночь, товарищ, молодежь;
В. Отрежь, смажь, помощь;
Г. Рожь, блестишь, молчишь;
Д. Из-за туч, камыш, малыш;
Е. Могуч, горяч, мочь;
Ж. Видишь, прочь, сплошь;
З. Дочь, ночь, мяч.
Молодцы! Считаем свои (+)
Ну и напоследок
7.Подведение итогов
Обобщая изученное ранее и материал сегодняшнего урока, расскажите о правописании мягкого знака после шипящих.
1. Мягкий знак после шипящих пишется:
а) у существительных женского рода 3-го склонения;
б) у глаголов в неопределенной форме, в форме второго лица единственного числа и повелительного наклонения;
в) на конце наречий (исключение: уж, замуж, невтерпёж).
2. Мягкий знак после шипящих не пишется:
а) у существительных женского рода 1-го склонения во множественном числе;
б) у существительных мужского рода;
в) у кратких прилагательных.
8. Мотивация оценок
Сегодня на уроке мы повторили правила написания мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.
И получили следующие оценки:
«5»
«4»
«3»
9. Рефлексия.
Учитель:
Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок.
Учитель: Что новое вы сегодня узнали на уроке?
Подумайте над такими вопросами
1.Все ли было понятно на уроке?
2.Усвоил ли каждый из вас тему?
3.Может быть кто-то испытывал трудности?
4.За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
10..Дача домашнего задания
Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: выучить правило на с. 122, выполнить упражнение 265, с. 123.
Учитель: Спасибо. Урок закончен.
Используемая литература
Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 7 классе : Кн. Для учителя / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2003. – 235 с.
Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М., 1999.
Раилко, Н. С. Открытые уроки русского языка: 5 – 8 классы / Н. С. Раилко – Ростов н / Д : Феникс, 2008. – 310 с.
Русский язык. 6 – 8 классы. Составитель Цой, Н. С. – Волгоград : ООО Экстремум», 2004. – 112 с.