Урок русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».
формирование универсальных учебных действий.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
4.Открытие нового знания.
5.Первичное закрепление.
6.Самостоятельная работа. Работа в группах.
7.Включение нового знания в систему знаний и навыков.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, самоанализ и самоконтроль.
9.Рефлексия деятельности (итог урока).
-Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I.Орг. момент | Пожелание детям успешной работы. | Пожелание друг другу удачи. | ЛУУД: мотивация к учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний. | На доске рисунки: луч, шалаш, плащ, рожь. -Ребята, постарайтесь каллиграфически правильно записать буквы последних звуков в словах. -Что можете сказать об этих буквах? -Какие орфограммы с этими буквами? Опорная таблица. | Дети записывают: Ч Ш Щ Ж -Это буквы шипящих звуков. -Правописание сочетаний, написание ь во всех глагольных формах и у сущ.3скл.; отсутствие ь у сущ.2скл., сущ.1скл. Р.п., и у прилагательных в краткой форме. Заполнение таблицы. | ПУУД: -поиск и выделение необходимой информации; -сравнение и классификация по заданным критериям; -использование знаково-символических средств; -систематизация имеющихся знаний о правописании ь после шипящих. |
Ш.Постановка учебной задачи. | Диктант слов: дичь,(нет) туч, прячь, ешь, плющ, пригож, вскачь, настежь, уж. -Почему записи получились разные, задание же было одинаковым для всех? -Какие слова вызвали затруднение? | Двое у доскиУченики записывают слова в два столбика(с ь знаком на конце и без ь ), опираясь на таблицу доказывают почему ь пишется или не пишется. Получаются разные варианты записи наречий в столбики. Дети объясняют это тем, что слова вскачь, настежь, уж-это наречия, правописание которых они не знают. | ПУУД: -анализ объектов с целью выделения признаков, побуждение к осознанию противоречий, ппостановка проб пропостановка проблемы, выдвижение гипотез и предположений; -подведение под понятие, выведение следствий; -развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать, развивать познавательные и исследовательские навыки, творческое мышление. |
| -Кто озвучит тему нашего урока? -Какие цели поставите перед собой? На доске записаны цели: 1.Узнать, когда в наречиях пишется ь ? 2.Научиться правильно писать наречия. -Как узнаем наречие? -На какой ступеньке знаний о наречии вы себя ощущаете? Отметьте. Какими средствами будем пользоваться для достижения данных целей? Что нам поможет в достижении поставленных целей? | -Правописание ь на конце наречий после шипящих (возможно уточнение темы). -Научиться правильно писать наречия с буквой шипящего звука на конце. -Ученики дают определение наречия. -Отмечают. Из учебника, словаря, от учителя. (Предлагают разные варианты). | -формулирование темы урока, использование знаково-символических средств. РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи; -оценка—выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. |
IV.Открытие нового знания. | - -Откройте в учебнике урок №96. -Совпадает ли тема, озвученная вами с темой в учебнике? -В каком блоке будем работать? -Что будем развивать, объяснять, контролировать? Развивать | Объяснять | Контролировать | | - -Тема совпадает. -Работать будем в блоке «Правописание». -Развивать будем орфографическую зоркость, внимание. -Объяснять написание ь в словах. Контролировать ответы свои и товарищей, правильное написание слов. | ЛУУД: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи; КУУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| Открываем тайну орфографического правила (чтение правила в учебнике). -Что узнали о наречии? | На конце наречий после шипящих пишется ь . | |
V.Первичное закрепление с проговариванием. | -Возвращаемся к словам, написанным на обратной стороне доски. -О каких других наречиях-исключениях вы узнали? -Возвращаемся к цели урока. -Чего достигли? Над чем продолжим работу? | Дети корректируют записи на доске, дописывают слова « замуж»,«невтерпёж» во второй столбик; -знакомятся с правописанием ь в наречиях; -закрепляют навык применения изученных правил. | ПУУД: -удержание учебной задачи; -выделение необходимой информации. КУУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Музыкальная физминутка. | | |
VI.Самостоятельная работа. Работа в группах. | Учитель даёт задание на карточках по группам. Инструкция: выписать наречия, сделать буквенную запись слов. Алгоритм. Вспомни определение наречия. Найди наречие. Определи: является ли это наречие исключением или нет. Запиши правильно. Iгр. IIгр. Шгр. приго[ш] молодё[ш] мА[ш] у[ш] заму[ш] навзни[ч] горе[ч] (много) да[ч] невтерпё[ш] знае[ш] спло[ш] колю[ч] наотма[ш] могу[ч] (нет) ГРУ[ш] | Ученики выполняют задание и отчитываются о проделанной работе. | РУУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -осуществление итогового и пошагового контроля, самоконтроль; КУУД: -умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, контролировать действия партнёра; ПУУД: -преобразование модели с целью выявления общих законов. |
VII.Включение нового знания в систему знаний и навыков. | -Заполнение опорной таблицы. | Выполнение задания, повторение и проговаривание правила. | ПУУД: -удерживание цели; -преобразование модели; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
VIII.Самостоятельная работа (разноуровневая). | Тетрадь «Пишем грамотно», стр.15, упр. 1,2(по выбору), учебник упр.1. | Выполнение задания. Проверка задания по слайду. | РУУД: -учитывать алгоритм; -планирование действия для достижения цели; -осуществление итогового и пошагового контроля, самоконтроля. -коррекция—внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. ЛУУД: -смыслообразование--связь между целью учебной деятельности и её мотивом. |
IX.Рефлексия деятельности (итог урока). | -Какие цели ставили? Достигли ли вы цели? Определитесь по знаниям. | -Дети отвечают на вопросы. Рассказывают и отмечают где они ощущают себя по знаниям. | ЛУУД: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
X.Самооценка по памятке. | Памятка. -Что нужно было сделать? -Удалось ли сделать? -Всё выполнено верно или есть недочёты? -Сделал всё сам или с чьей-то помощью? -Какую поставишь себе отметку? | Ответы учеников по памятке. | ЛУУД: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: -оценивание правильности выполненного действия; -умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; -адекватное восприятие оценки учителя и товарищей. |
XI.Домашнее задание. | Тетрадь «Пишем грамотно» упр.4; учебник стр.70,упр.4(по выбору). *придумать загадку, стихотворение, и т. д. про правописание наречий. | Выбирают посильное задание. | ЛУУД: -самоопределение. |