Тема: Изменение глаголов по временам
Цель: ввести понятие “изменение глаголов по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся; учить определять время глаголов; развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе; расширять словарный запас учащихся; развивать устную речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся.
Ресурсы: ТСО.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка учебной цели.
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу.
Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих.
Одного спросили:
- Что ты делаешь?
- Тащу в город эту проклятую ношу.
Второго спросили:
- Что ты делаешь?
- Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:
- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.
- Вот и вам, ребята, нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам, и окружающим. А ваш труд на уроке к тому же будет вознагражден, и не только оценкой, но и знаниями, которые вы сохраните на всю жизнь. Итак, мы отправляемся в путешествие.
- А кто будет героем нашего путешествия, вы узнаете, выполнив следующее задание. Составьте из данных букв слова.
м а с у м (сумма)
н о р а з с т ь (разность)
г о л г л а (глагол)
н о е с т ч а (частное)
- Найдите “лишнее” слово. Глагол, остальные слова – названия результатов арифметических действий.
- Глагол - это одна из частей речи, без которой невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений. Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Известный русский лингвист А.М. Пешко́вский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир. Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.
Коллективная учебная деятельность
Открытие новых знаний, умений и навыков.
Закрепление изученных знаний, умений и навыков.
Повторение изученных знаний, умений и навыков.
- Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать? Тогда я предлагаю отправиться в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! И поможет нам в путешествии воображение! Оно, воображение, перенесет нас из одного промежутка времени в другое. А что вы знаете о времени? Что это такое? Какие ассоциации возникают у вас со словом «время»? Часы, дни, сутки, года. В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так:
«Время – это промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет».
- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время? Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
- Есть люди, которым нравится вспоминать, что было, т.е. жить в прошлом. Есть люди, которые всё время мечтают, живут в будущем. Но все мы сейчас находимся в настоящем. И сегодня мы попробуем разобраться в том, какое бывает время у глаголов. Итак, нас ждет машина времени.
- А для начала запустим нашу машину времени, расшифровав слово.
Предлог
Он В И
Падеж
Д Р
Безударная гласная
И Е Я
Род
м ж ср
Безударная гласная
И Е Я
к лесу л…нейка семья л…дник
Подлежащее
(падеж)
И В
Число
ед. мн.
собственное нарицательное
собака летит
- Какое слово у нас получилось? Движение.
- Итак, наша машина времени запущена.
- Перед вами «Лента времени». Как вы думаете, в каком месте ленты времени мы сейчас с вами находимся? Посередине. Верно. Сейчас мы с вами находимся в настоящем времени. Послушайте текст.
Работа с текстом 1.
- Прочитайте текст, подберите и запишите вопросы к глаголам.
Современный человек идёт в ногу со временем. Он интересуется искусством, музыкой, литературой. Современный человек открывает для себя каждый день много нового. Он не стоит на месте, добивается своей цели. Люди современности ходят в спортзалы, учатся в университетах, занимаются любимым делом. Они используют достижения науки и техники. Современный человек много путешествует и изучает мир.
- Когда, относительно момента речи, происходит действие? В момент речи. Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что делают? и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
Учитель на доске, а дети в маршрутных листах записывают посередине на «Ленте времени» - н.в. и вопросы настоящего времени.
- В какое время мы с вами уже никогда не попадём? В прошлое. Вы желаете совершить путешествие в прошлое? Послушайте текст.
Работа с текстом 2.
- Прочитайте текст, подберите и запишите вопросы к глаголам.
Много тысяч лет назад на земле жили первобытные люди. Они сильно отличались от современных людей. Но и от животных их отличало то, что люди ходили на двух ногах, выполняли руками важную работу и имели свой язык. Жили люди в древности в шалашах и в землянках, а иногда, и в пещерах. Питались они корешками растений, яйцами птиц, охотились и питались мясом. Первобытный человек боялся сил природы. Пугали древних людей грозы, ураганы, снежные бури и другие явления природы. Панический ужас наводил на них огонь. Но шло время, человечество развивалось. Люди научились пахать землю, сеять злаки, печь хлеб. Появились первые ремесла: гончарное, кузнечное. Огонь стал не врагом человека, а лучшим другом и помощником. И тогда человек задумался: что же такое мир? Первобытные люди начали вглядываться в окружающий их мир...
- Когда, относительно момента речи, происходит действие? До момента речи. Если глагол отвечает на вопрос что делал?, что сделал?, что делали?, что сделали? и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
Учитель на доске, а дети в маршрутных листах записывают слева на «Ленте времени» - п.в. и вопросы прошедшего времени.
- Многие люди очень часто оглядываются назад, вспоминая свое прошлое. Им нравится только вспоминать и не думать о том, что их ждёт. Но есть люди, которые строят планы на будущее и мечтают заглянуть в это будущее. Давайте и мы заглянем в будущее с помощью нашей машины времени. Послушайте текст.
Работа с текстом 3.
- Прочитайте текст, подберите и запишите вопросы к глаголам.
Человек будущего покорит космос. Он будет много знать и уметь. Пройдет время, и люди будут открывать новые планеты. В будущем люди научатся создавать роботов и будут заселять другие планеты. Они построят более удобные жилища, сделают много полезных открытий и победят все опасные заболевания. Человек будущего будет общаться с помощью мысли. Люди будущего будут иметь совсем другую культуру и другое искусство. Художники будут рисовать ракеты и заселенную Луну. Поэты будут воспевать научные достижения. Именно человек будущего построит машину времени и будет передвигаться во времени и пространстве.
- Когда, относительно момента речи, происходит действие? После момента речи. Если глагол отвечает на вопрос что сделает?, что сделают?, что будет делать?, что будут делать? и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.
Учитель на доске, а дети в маршрутных листах записывают справа на «Ленте времени» - б.в. и вопросы будущего времени.
Прошлое - все то, что было,
Никакая в мире сила
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет
И его не знают люди.
- А теперь давайте вспомним, как изменяются глаголы? По числам. А как еще могут изменяться глаголы?
- Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.
- Образуем глаголы от существительного работа. Что мы сейчас делаем? Работаем. В каком времени стоит этот глагол? В настоящем, так как действие происходит в момент речи.
- Запишите глагол в маршрутный лист в I столбик, выделите окончание. Окончание -ем.
- Что мы делали вчера? Работали. В каком времени стоит этот глагол? В прошедшем, так как действие происходило до момента речи. Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание. Окончание -и.
- Что мы будем делать завтра? Поработаем. В каком времени стоит этот глагол? В будущем. Запишите глагол в III столбик. Выделите окончание. Окончание -ем.
Аналогично проводится работа с глаголами, образованными от существительных рисунок, чтение.
- Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод. Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам.
Заполнение таблицы «Изменение глаголов».
Самостоятельная учебная деятельность
- Перед вами стихотворение о Черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, определить у них время, поставив к ним вопросы.
Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Буду плавать, буду прыгать.
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
Домашнее задание: правило стр.54-55, упр.122.
Подведение итогов урока.
- Что нового каждый из вас узнал на уроке?
- Как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по числам и временам.
- В каком времени могут стоять глаголы? В настоящем, в прошедшем, в будущем.
- Подойдите к моему столу, возьмите звездочку и прикрепите к нашей Ленте времени: если у вас возникли трудности и вы не усвоили материал в полной мере, то прикрепите звездочку к настоящему времени; если вы считаете, что тема вами усвоена и вы готовы двигаться вперед к новым знаниям, то прикрепите звездочку к будущему времени.
В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Но все ею пользовались по-разному. Одни путешествовали только в прошлое, им нравилось только вспоминать и не думать о том, что их ждёт.
Другие только в будущее путешествовали, им не хотелось вспоминать то, что было, и они совсем не хотели думать о настоящем.
Но были в этой стране люди, которые жили только настоящим, они не понимали тех, кто вспоминал всё время; и тех, кто мечтал и мечтал.
Я вам желаю уважительно относиться к своему прошлому, ценить свое настоящее и задумываться о своем будущем.