Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.»
Урок русского языка 7 класс
Тема: Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.
Дата:
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
-дать понятие о деепричастном обороте;
-формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;
-нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;
-способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.
Оборудование:
-мультимедийный проектор;
-фрагмент песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева.
Использование современных технологий:
-здоровьесберегающая технология;
-игровая технология;
-проблемное обучение.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Добрый день, дорогие друзья! Для меня это не просто приветствие: день сегодня действительно добрый, потому что нам предстоит очень интересная и увлекательная работа. А для вас сегодняшний день добрый? Почему? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями.)
II. Знакомство с темой урока и целями изучения деепричастных оборотов
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с деепричастием. Мы с вами должны выяснить, что такое деепричастный оборот, научиться определять его границы и выделять интонационно. Мы познакомимся с условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме, будем учиться строить предложения, в состав которых входит деепричастный оборот. Вы будете развивать умение сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно.
Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.
-Сколько глаголов-сказуемых в данном предложении?
-Заменить первый глагол деепричастием.
Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.(Слайд )
-Найдите в предложение деепричастие с зависимыми словами?
Зарождаясь в детстве (Слайд )
Вывод: деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда на письме выделяются запятыми.
Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения, расставьте знаки препинания.
2). Творческая работа
Задание 1: выберите грамматически правильное продолжение предложения (Слайд )
Отдавая тепло сердца,
-на душе появляется радость.
-мир ответит тем же.
-человек обретает душевную красоту.
-возникают ростки светлых надежд.
Задание 2: образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания (Слайд )
Слова для справок:на свет; сердце ребёнка добротой; в грудь; ближнему; на многое.
Полученные словосочетания:(Слайд )
появляясь на свет;
наполняя сердце ребёнка добротой;
просачиваясь в грудь; сострадая ближнему;
распространяясь на многое.
-Что вы образовали? (Деепричастные обороты)
Дополнительное задание: придумайте и запишите предложения с образованными вами деепричастными оборотами
Примерные предложения: (Слайд )
Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее.
-Что у нас получилось? (Текст)
-Какова тема текста?
3). Создаётся игровая ситуация.
-Давайте, ребята, проведем такую игру, встаньте. Я буду называть вам термины. Если термин вам знаком, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Если термин не знаком, вы приседаете.
ИТАК: заголовок, тезис, текст, абзац, алгоритм, конспект, цитата, пример, план, таблица, график, аргумент, этногенез, вывод, концепция, стиль речи, микротема.
Игра «Лови ошибку»
-Прослушайте утверждение, если согласны руки вперед(хватай), если не согласны поднимите руки вверх.
1. Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. К книжным стилям относятся: научный, официально – деловой, разговорный, публицистический.
3. Мы сообщаем научные сведения в тексте художественного стиля.
4. Тема – это то, о чем говорится в тексте.
5. Идея – это то, ради чего создаётся текст.
6. В описании говорится о последовательных действиях.
7. В рассуждении говорится о причинах свойств и явлений.
8. В повествовании говорится об одновременных признаках.
9. Микротема – это содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью
10. По количеству абзацев нельзя определить количество микротем.
4). Проверка усвоения знаний.
-Какая проблема поднимается в данном тексте?
-Что обретает человек, если воспитывает в себе доброту?
-Ребята, как вы думаете, почему я решила поговорить с вами о доброте? (Ответы учащихся)
-К сожалению, сегодня мы чаще сталкиваемся с равнодушием, безразличием, нежели с сочувствием, милосердием, отзывчивостью. Почему-то мы стесняемся проявить доброе отношение к людям, а ведь без доброты, невозможна душевная красота. Как вы думаете, когда появляется у человека чувство доброты? (Ответы учащихся)
-Во всех предложениях текста есть деепричастные обороты. Напомните, пожалуйста, что называется деепричастным оборотом?
-Какое действие обозначает деепричастие?
-В каких случаях обособляется деепричастный оборот?
IV.Физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть
V.Закрепление изученного на уроке.
Самостоятельная работа
Задание 1: найдите и запишите в тетрадь словосочетание, в состав которого входит деепричастие. (Слайд)
призывать к милосердию
впуская в сердце
откликнувшийся на беду
воспитано с детства
Задание 2: найдите и запишите в тетрадь предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному.(слайд)
Надо любить и ценить в человеке человека.
Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.
Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.
Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.
Задание 3: найдите и запишите в тетрадь предложение с деепричастным оборотом, расставьте пропущенные знаки препинания.(слайд)
Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой.
Творите добро и мир ответит тем же
Изъять милосердие - значить лишить человека нравственности.
Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие.
Задание 4: замените и запишите в тетрадь помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания.
Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти.
VI.Итог урока
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что называется причастным оборотом?
-Какова его роль в предложении?
VII.Рефлексия
-Только ли о деепричастном обороте мы говорили?
-Можем ли мы с вами сделать мир добрее? Что для этого нужно?
Изображение Храма Христа Спасителя (слайд) и прослушивание песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева.
VIII.Домашнее задание: придумать 5 предложений с деепричастными оборотами.