kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.»


Урок русского языка 7 класс

Учитель Комарова Л.А.

Тема: Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

-дать понятие о деепричастном обороте;

-формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

-нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;

-способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.

Использование современных технологий:

-здоровьесберегающая технология

-игровая технология;

-проблемное обучение.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
П.Чесноков.

-Добрый день, дорогие друзья! Для меня это не просто приветствие: день сегодня действительно добрый, потому что нам предстоит очень интересная и увлекательная работа. А для вас сегодняшний день добрый? Почему? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями.)

II. Знакомство с темой урока и целями изучения деепричастных оборотов

Блиц-опрос. 

– Что обозначает деепричастие?

– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?

– Каким членом предложения является деепричастие?

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с деепричастием. Мы с вами должны выяснить, что такое деепричастный оборот, научиться определять его границы и выделять интонационно. Мы познакомимся с  условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме, будем учиться строить предложения, в  состав которых входит деепричастный оборот.  Вы будете развивать умение сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно.



III. Объяснение нового материала.

1). Введение в тему

Запишите предложение, выделите грамматическую основу. 

Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.

-Сколько глаголов-сказуемых в данном предложении?

-Заменить первый глагол деепричастием.

Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее. 

-Найдите в предложение деепричастие с зависимыми словами?

Зарождаясь в детстве )

Вывод: деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда на письме выделяются запятыми.

2. Знакомство с новым материалом, отработка умений.

  1. Работа с учебником. Прошу детей найти определение понятия деепричастный оборот и сравнить его с тем, которое назвали учащиеся в начале урока (предполагается, что учащиеся дадут определение Д.о. по аналогии с П.о.).

  2. Работа в парах. Прошу проанализировать предложения и сформулировать правила постановки знаков препинания при Д.о. и одиночном Д. (приложение№1)

Отдохнув в тенистой роще, мы продолжили путь.

Я залюбовался видом просыпающегося города, открыв окно.

Птицы, взлетая, становятся стаей упругой.

Коллективная проверка. Учащиеся объясняют правила постановки знаков препинания, проверяют себя по учебнику.

3.Первичное закрепление темы.

Задание: Запишите предложения , поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения, расставьте знаки препинания.

1)Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. 2)Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. 3)Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. 4)Сострадая ближнему, человек учится любить. 5)Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

4). Творческая работа

Задание 1: выберите грамматически правильное продолжение предложения

Отдавая тепло сердца,

-на душе появляется радость.

-мир ответит тем же.

-человек обретает душевную красоту.

-возникают ростки светлых надежд.



Задание 2: образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания 

Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь.

Слова для справок: на свет; сердце ребёнка добротой; в грудь; ближнему; на многое.

Полученные словосочетания: 

появляясь на свет;

наполняя сердце ребёнка добротой;

просачиваясь в грудь; сострадая ближнему;

распространяясь на многое.

-Что вы образовали? (Деепричастные обороты)

4). Создаётся игровая ситуация.

Игра «Лови ошибку»

-Прослушайте утверждение, если согласны руки вперед (хватай), если не согласны поднимите руки вверх.

1. Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. К книжным стилям относятся: научный, официально – деловой, разговорный, публицистический.

3. Мы сообщаем научные сведения в тексте художественного стиля.

4. Тема – это то, о чем говорится в тексте.

5. Идея – это то, ради чего создаётся текст.

6. В описании говорится о последовательных действиях.

7. В рассуждении говорится о причинах свойств и явлений.

8. В повествовании говорится об одновременных признаках.

9. Микротема – это содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью

10. По количеству абзацев нельзя определить количество микротем.

5). Проверка усвоения знаний.

-Какая проблема поднимается в данном тексте?

-Что обретает человек, если воспитывает в себе доброту?

-Ребята, как вы думаете, почему я решила поговорить с вами о доброте? (Ответы учащихся)

-К сожалению, сегодня мы чаще сталкиваемся с равнодушием, безразличием, нежели с сочувствием, милосердием, отзывчивостью. Почему-то мы стесняемся проявить доброе отношение к людям, а ведь без доброты, невозможна душевная красота. Как вы думаете, когда появляется у человека чувство доброты? (Ответы учащихся)

-Во всех предложениях текста есть деепричастные обороты. Напомните, пожалуйста, что называется деепричастным оборотом?

-Какое действие обозначает деепричастие?

-В каких случаях обособляется деепричастный оборот?

IV. Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть

V. Закрепление изученного на уроке.Самостоятельная работа

Задание 1: найдите и запишите в тетрадь словосочетание, в состав которого входит деепричастие.

 призывать к милосердию

впуская в сердце

откликнувшийся на беду

воспитано с детства

Задание 2: найдите и запишите в тетрадь предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. (слайд)

Надо любить и ценить в человеке человека.

Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.

Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.

Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.

Задание 3: найдите и запишите в тетрадь предложение с деепричастным оборотом, расставьте пропущенные знаки препинания. (слайд)

Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой.

Творите добро и мир ответит тем же

Изъять милосердие - значить лишить человека нравственности.

Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие.

Задание 4: замените и запишите в тетрадь помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания.

Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти.

VI. Итог урока

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что называется причастным оборотом?  

-Какова его роль в предложении?

VII. Рефлексия

-Только ли о деепричастном обороте мы говорили?

-Можем ли мы с вами сделать мир добрее? Что для этого нужно?

VIII. Домашнее задание: для закрепления изученного на уроке

1)ридумать 5 предложений с деепричастными оборотами и выполнить синтаксический анализ..

2)параграф 27 упр.169





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 28.12.2025

Номер свидетельства: 679923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Разработка урока на тему"Знаки препинания при обособленных членах предложения""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotkaurokanatiemuznakipriepinaniiapriobosobliennykhchlienakhpriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "269711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450890041"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тест по теме «Постановка знаков препинания при деепричастном обороте""
    ["seo_title"] => string(76) "tiest-po-tiemie-postanovka-znakov-priepinaniia-pri-dieieprichastnom-oborotie"
    ["file_id"] => string(6) "253965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447685640"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Презентация по русскому языку "Знаки препинания при деепричастных оборотах""
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiiaporusskomuiazykuznakipriepinaniiapridieieprichastnykhoborotakh"
    ["file_id"] => string(6) "328736"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463693393"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
    ["seo_title"] => string(68) "deeprichastnyi_oborot_znaki_prepinaniia_pri_deeprichastnom_oborote_1"
    ["file_id"] => string(6) "589604"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635190624"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. "
    ["seo_title"] => string(63) "dieieprichastnyi-oborot-zapiatyie-pri-dieieprichastnom-oborotie"
    ["file_id"] => string(6) "118601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413200092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства