Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Деепричастный оборот и пунктуация при нём"»
Бабушкина Е.А.
учитель русского языка и литературы первой категории,
многопрофильный лицей города Вятские Поляны
Урок русского языка в 7 классе (по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой В.В.).
Тема: Деепричастный оборот. Пунктуация при деепричастном обороте (второй урок по данной теме).
Цели урока:
Образовательные цели: - закрепить умение находить деепричастный оборот и выделять его запятым; - составлять предложения с заданной конструкцией; - составлять схемы предложений с деепричастными оборотами; - учиться употреблять в своей речи предложения с деепричастными оборотами.
Воспитательные цели: - воспитывать чувство ответственности; - воспитывать честность. Воспитательные цели урока реализуются через дидактический материал.
Плакат, на котором освещены теоретические сведения о деепричастном обороте.
Плакат, на котором напечатаны деепричастия с указанием орфоэпических норм.
Каждому ученику лист самоконтроля и по 3 жетона разного цвета.
Каждому учащемуся по 3 карточки с заданиями разного уровня сложности.
Технологическая карта урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент. Целеполагание и мотивация.
Ставит разноуровневые цели урока, проводит мотивацию изучаемого материала.
Каждый ученик выбирает цели для себя.
Актуализация знаний
Организует повторение теоретических сведений о деепричастном обороте.
Ответьте на вопросы: - Что вы знаете о деепричастии? - Что такое деепричастный оборот?
- Чем отличается пунктуация при причастном и деепричастном оборотах? - Согласны ли вы, что деепричастие совершенного вида образуется от глагола совершенного вида с помощью суффиксов – а,- я?
Выполните практическое задание. а) Внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске: - ржаветь от дождя - баловаться с малыш…м - ра(с/з)п(о/а)ложиться у опушки леса - черпать жидк(о/а)сть - в(а/о)л(а/о)чить саквояж(ь) б) Найдите пятый лишний глагол. Аргументируйте свой ответ. в) От остальных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, запишите словосочетания. Над деепричастиями расставьте ударения.
На доску вывешивается плакат, на котором указаны орфоэпические нормы.
г) Пользуясь Толковым словарем учебника, объясните лексическое значение слова саквояж. д) С одним из полученных словосочетаний составьте предложение с деепричастным оборотом. Запишите предложение и подчеркните деепричастный оборот.
Участвуют в беседе о деепричастном обороте.
Выполняют словообразовательное и орфоэпическое задание.
После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.( В. Г. Распутин «Уроки французского»)
Вася вошёл в сарай и присмотрелся к корове, привыкая глазами ко тьме.(А. П. Платонов «Корова»)
Организует самоконтроль.(Заранее на обороте доски написан правильный вариант выполнения задания)
Учащиеся называют произведение и автора предложений.
Самостоятельно записывают предложения и подчеркивают деепричастные обороты.
Проверяют работу и исправляют свои ошибки.
Дифференцированная работа по карточкам. (3 уровня сложности)
Предлагает задания разного уровня сложности:
1.для тех, кто справился с диагностической самостоятельной работой, задание, отмеченное синим цветом.
2. Организует работу группы учащихся, не справившихся с диагностическим диктантом.
а) Прочитайте выразительно текст. Озаглавьте его.
Ливень затопил низкие места города. Не было видно ни мостовой, ни тротуаров. В одном месте вода выбив крышку люка отнесла ее в сторону. Вода вливаясь в люк бурлила и пенилась. Недалеко по пояс в воде стоял белоголовый мальчик опираясь на палку.
Начинало смеркаться. Прохожих становилось все меньше. Мальчик, озябший, в мокрой одежде, стоял у бурлящей воды.
Кто-то из подъезда удивленно и сердито спросил его: «Почему ты здесь стоишь?»
«Здесь люк открыт. Кто не знает, может упасть в него»,— ответил мальчик.
«Эй, мальчик, будь осторожен. Я сейчас помогу тебе!» — крикнул человек из подъезда.
Через десять — пятнадцать минут прибежали люди и разыскав крышку люка закрыли его. Мальчик вздрагивая от холода пошел в подъезд. Оставляя мокрые следы он медленно зашагал по лестнице, как человек, который много поработал.
(Е. Суворина)
б) Как вы оцениваете поступок мальчика?
в)Предложения записаны на доске с пропуском всех знаков препинания и некоторых букв.
В одном месте вода, выбив крышку люка, отнесла ее в сторону.
Учитель объясняет пунктограммы и орфограммы этого предложения.
Вода, вливаясь в люк , бурлила и пенилась.
«Эй, мальчик, будь осторожен. Я сейчас помогу тебе!» - крикнул человек, выйдя из подъезда.
Самостоятельно выполняют задание по карточке синего цвета (См. приложение.), а затем проверяют правильность по листку самоконтроля (См. приложение)
Совместно с учителем выполняют задание по карточке зеленого цвета.
Выразительно читают текст, озаглавливают его.
Высказывают свое мнение.
Записывают предложения с деепричастными оборотами.
Слушают объяснение учителя.
Один ученик отвечает у доски, остальные ученики из этой группы записывают в тетради.
Ученик комментирует с места пунктограммы(деепричастные обороты, обращение, прямая речь) и орфограммы; остальные работают в тетрадях и слушают объяснение отвечающего.
Определение зоны ближайшего развития
Организует диагностическую самостоятельную работу учащихся, работавших под руководством учителя. Запишите предложения, подчеркните деепричастные обороты.
Листья вьются по шоссе, ветер догоняя.
Шевеля косматыми плечами, сосны сдвинули свои верхи.
Гром, поворчав в саду, скатился за гумно.
Организует самоконтроль. (Заранее на обороте доски написан правильный вариант выполнения задания.)
Группа учащихся, работавших под руководством учителя, самостоятельно записывает предложения, и подчеркивают деепричастные обороты.
Проверяют работу и исправляют ошибки.
Диагностика успешности дифференцированной работы
Учитель предлагает обучаемым выбрать посильное задание.
Организует работу учащихся, не справившихся с диагностическим диктантом.
На доске записаны 2 предложения с пропусками орфограмм и пунктограмм (продолжение работы по тексту зеленой карточки)
Через (не) сколько м…нут прибежали люди и, раз(и/ы)скав крышку люка, закрыли его. Учитель объясняет орфограммы и пунктограммы предложения.
Мальчик, вздрагивая от холода, пош(ё/о)л в под(ъ/ь)езд.
Предлагает в тексте найти предложение с деепричастным оборотом.( Оставляя мокрые следы, он медленно зашагал по лестнице, как человек много поработавший.)
1.Группа сильных учащихся приступает к творческому заданию с целью развития речи (См. в приложении карточку красного цвета)
2.Группа учеников, справившихся с диагностической работой, выполняют задание по синей карточке (См. приложение) 3.Тот, кто допустил ошибки в диагностической работе, занимается под руководством учителя.
Находят в тексте предложение с деепричастным оборотом, записывают его в тетрадь; один из учеников комментирует пунктограмму.
Подведение итогов и рефлексия урока.
1.Организует устную работу с сигнальными карточками. а) Среди записанных на доске предложений найти предложение с деепричастным оборотом(знаки препинания не расставлены).
С набережной доносился не умолкающий ни на минуту шум.
Собираясь в поход ребята тщательно продумали все детали путешествия.
Непрополотые грядки имели крайне запушенный вид.
б) В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота? Исправьте ее.
Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
Пароход приближался к пристани, оставляя за собой пенящуюся воду.
Дойдя до реки, они устроили привал.
в) Вставьте деепричастные обороты.
Вихрь налетел, …
…,неслись машины.
2.Организует рефлексию урока.
а) Как себя чувствовали на уроке? б) Что показалось особенно интересным? в) Что на ваш взгляд, показалось непосильно сложным? г) Что бы вы изменили на уроке?
Работают устно с сигнальными карточками.
Отвечают на вопросы, делясь своими впечатлениями.
Информация о дифференцированном домашнем задании.
Предлагает несколько вариантов домашнего задания, разного уровня сложности. а) упр.766, приготовиться объяснить классу на следующем уроке пунктуационные особенности предложений с деепричастным оборотом, выраженным фразеологическим оборотом. б) упр.764 в) упр. 771
Комментирует каждое упражнение, чтобы учащиеся могли самостоятельно выбрать уровень сложности. Для детей, затрудняющихся с выбором домашнего задания, дает рекомендации.
Выбирают посильный вариант домашнего задания.
Приложения.
Карточка, отмеченная синим цветом.
Работая по этой карточке, вы должны научиться:
Составлять схемы предложений с деепричастными оборотами;
Выполнять синтаксический разбор предложений с деепричастными оборотами;
Преобразовать причастные обороты в деепричастные, одно из однородных сказуемых – в деепричастие или деепричастный оборот.
Умения, приобретенные в ходе выполнения задания, повышают грамотность, дают возможность избежать повторения однообразных синтаксических конструкций в ваших творческих работах.
Выполните следующие задания (текст дан ниже):
1.Спишите предложение 1, графически обозначив орфограммы.
2.Одно из однородных сказуемых предложения 2 замените деепричастием или деепричастным оборотом. Запишите.
3.В предложение 3 вставьте подходящее по смыслу деепричастие. Запишите предложение. 4.Спишите предложение 4 и выполните синтаксический разбор.
5.Спишите предложение 5, образовав от глагола, заключенного в скобки, деепричастие.
6.Графически объя ните пунктуацию предложения 6. 7.В предложении 7 замените причастный оборот на деепричастный оборот, вставьте нужный деепричастный оборот на месте пропуска. Грамотно запишите. В случае необходимости воспользуйтесь словарем.
9.Прочитайте басню Эзопа. Какой урок для себя вы вынесли? Будьте внимательны, знаки препинания не расставлены.
У спящего льва по телу пробежала мышь.
Лев проснулся схв(а/о)тил ее и пр(и/е)г(а/о)товился есть.
Мыш(ь) ум(а/о)ляла (а/о)тпустить ее ___, что отплатит добром за свое сп(а/о)сение.
Лев подумав отпустил ее.
Но случилось так что мыш(ь) и в самом деле отбл(а/о)г(а/о)дарила льва (спасти) ему жизнь.
П(а/о)пался лев охотникам и они пр(и/е)в(е/я)зали его вере(в/ф)кой к дереву.
А мыш(ь) услыш(е/а)ла его стоны (тот) час пр(и/е)бежала перегрызла вере(в/ф)ку и осв(а/о)бодила его____.Тогда ты надо мной см(е/и)ялся (не)верил что я отпл(а/о)чу тебе за услугу.А теперь будеш(ь) знать что мыш(ь) умеет быть бл(а/о)г(о/а)дарной.
Не спишите, проверьте свою работу. По листку самоконтроля определите: верно, ли вы выполнили задания.
Лист самоконтроля.
У спящего льва по телу пробежала мышь.
Проснувшись, лев схватил ее и приготовился есть.(или) Лев проснулся и, схватив ее, приготовился есть.
Мышь умоляла отпустить ее, уверяя (обещая, говоря), что отплатит добром за свое спасение.
Лев, подумав, отпустил ее.
Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.
Попался лев охотникам, и они привязали его веревкой.
А мышь, услышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла веревку и освободила его, сказав льву: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я могу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной!»
Верно, выполнено задание?
Да. Я рада твоим успехам. Занимайся по карточке, отмеченной красным цветом.
Нет. Не огорчайся, при старании у тебя все получится. Выполни упр.766.
Карточка, отмеченная красным цветом.
Цель выполнения задания – научиться правильно употреблять деепричастные обороты в своей речи, точно, конкретно описывая действия.
Это умение позволит вам обогатить свою речь. Вы сможете использовать эти синтаксические конструкции при написании сочинений и изложений.
Составьте несколько предложений или текст на одну из следующих тем: «На стадионе», «В читальном зале», «В ненастную погоду», «Комплекс упражнений для утренней зарядки», «Футбол – увлекательное зрелище» по картине С. А. Григорьева «Вратарь».
Не стремитесь в каждое предложение включить деепричастный оборот или деепричастие, поскольку использование однообразных синтаксических конструкций создает унылое впечатление.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ “ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ”
31. Янв, 2011 0 Комментариев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
Цели: повторить средства языка, характерные для публицистического стиля; научить использовать эти средства в своей речи.
Оборудование: «Русская речь. Развитие речи. 7 класс». Е. И. Никитина, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Упражнение 323
III. Изучение новой темы.
1.Сообщение теоретических сведений.
Чтение теоретического материала § 8 «Русской речи».
- Уточните значение слова публицистика по словарю.
Тексты публицистического стиля освещают события из самых разных сфер жизни – экономической, политической, научной, культурной, спортивной, криминальной, бытовой. Тематика, представленная в текстах газет, журналов, теле- и радиопередач, документального кино, публичных выступлений, настолько широка, что возникает вопрос: а существует ли единый публицистический стиль? Существуют ли у таких разных текстов, как заметка, статья, очерк, репортаж, фельетон, памфлет, интервью, путевая зарисовка, научно-популярное обозрение, рецензия, доклад, отчет, выступление, общие функции и свойства?
Все эти тексты в большей или меньшей мере выполняют две основные функции — коммуникативную и волюнтативную. Читать далее…
7 класс
публицистика, стиль
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ В 7 КЛАССЕ – СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ
24. Янв, 2011 0 Комментариев
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ
В. Д. ПОЛЕНОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Цели: закрепить навыки написания сочинения-описания по картине; сформировать навык описания пейзажа.
Оборудование: «Русская речь. Развитие речи. 7 класс» Е. И. Никитина, мультимедийная презентация
Методическое обоснование урока: создание собственного текста-описания по картине способствует развитию речи детей.
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II.ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ В. Д. ПОЛЕНОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (упр. 27).
1.Слово учителя.
Осень – замечательное время года, время отдыха природы перед чистотой снега, свежим морозцем. Осень любили многие писателя, поэты, художники. Нам сразу вспоминаются пушкинские строки:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
2. Чтение сведений о художнике (с. 143).
3. Рассматривание на вклейке репродукции картины и беседа по вопросам учебника и учителя:
- Какие чувства вызывает в вас картина?
- Назовите средства художественной выразительности, использованные в пейзаже.
- Какими словами побуждает высказаться автор картины об осени? Что сказать о ней? К каким выразительным средствам языка прибегнуть для этого?
( Осень пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. Осень – это сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в многоцветье красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, тревожный шорох листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождика)
Учитель предлагает послушать новеллу В. Пескова «Русская осень», в которой описано много зорких наблюдений писателя, помогающих увидеть красоту осенней природы.
РУССКАЯ ОСЕНЬ
В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля одевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверно: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым и прозрачно-желтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный гриб. Заросли ежевики. Огонь рябины. Серебристые ниточки паутины на стержне за опушкой. Что ни шаг – новые краски.
Ученики. В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат резкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде.
Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля.
4. Обсуждение смысла названия, общего впечатления, определение идеи (основной мысли), которую надо раскрыть в сочинении (автор восхищается красотой осенней природы); выявление средств художественной выразительности.
5. Составление плана, систематизация рабочих материалов, создание черновика и его редактирование.
III. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ В ТЕТРАДИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.