Просмотр содержимого документа
«Конспект "Полные и краткие имена прилагательные"»
Тема: Полные и краткие прилагательные
Цели:
Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.
Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать имя прилагательное. Вспомним, что уже знаем об этой части речи, познакомимся с полными и краткими прилагательными. Начнём урок с загадки о времени года:
Голубые, синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. (Весна )
- Какие слова помогли вам отгадать время года? - Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Чем в предложении являются имена прилагательные?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?
I. Актуализация знаний учащихся:
Запишите число и тему урока “Полные и краткие прилагательные”. Итак, начинаем нашу работу
Посмотрите на доску, прочитайте это предложение, подумайте, какое прилагательное можно вставить на место пропуска.
(написать предложение на доске)
Под лучами ……… солнца быстро тает снег
Почему вы выбрали именно это прилагательное? Выделите окончание.
Как проверить правописание окончания имени прилагательного?
(Окончания прилагательных проверяются вопросом).
Каким членом предложения может быть имя прилагательное?
(Прилагательное может быть определением и сказуемым).
Спишите предложение с доски, выполните его синтаксический разбор.
(Один учащийся у доски, остальные в тетрадях делают разбор предложения).
Чистый воздух, небо ясно, удивительная погода, день прекрасен, цветы чудесны, голубое небо, вода прозрачна, яркое солнце.
На сколько групп можно разделить следующие словосочетания? (на 2). Почему?
Имена прилагательные делятся на 2 группы: полные и краткие.
Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими? (у полных прилагательных окончания состоят из двух букв, у кратких - из одной)
В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?
(полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)
(краткие прилагательные отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?)
3. Каким членом предложения являются полные прилагательные?
4. Какими членами предложения являются краткие прилагательные?
5. Как изменяются полные прилагательные? (по родам, числам, падежам)
6. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они? (только по родам и числам)
5. Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа.
(Алгоритм ответа )
Отвечают на вопросы ...
В предложении являются ...
Изменяются ...
Несколько учащихся по алгоритму проговаривают ответ:
Молодцы, ребята, как хорошо и активно вы работаете.
III. Закрепление изученное.
Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.
«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________ , как зимой. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».
Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.
4.Творческое списывание.Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок
Сначала прочитаем текст без прилагательных.
Учащиеся списывают текст и вставляют подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок (карточка).
Прочитаем текст с прилагательными. Сравним оба текста
Вопросы к учащимся:
1. Какой текст интереснее? второй,
2. Что делает его таким? прилагательные.
3. С какой целью используются прилагательные в предложении? чтобы сделать речь более яркой, выразительной.
4. Подчеркните краткие прилагательные как члены предложения.
Выполнение упражнения по учебнику.
IV. Подведение итогов.
1. Что нового узнали сегодня на уроке?
(Узнали, что прилагательные употребляются в краткой форме, что краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми, изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам).
Чему научились?
(Научились находить краткие прилагательные в предложениях, правильно ставить ударение в кратких прилагательных. Вы хорошо поработали, поэтому получаете хорошие оценки).
Д/з:
Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.
«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________ , как зимой. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».
Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.
Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.
«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________ , как зимой. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».
Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.
Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.
«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________ , как зимой. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».
Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.