1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока
УЧИТЕЛЬ:
– Сегодня на уроке мы проведем игру “Что? Где? Когда?”
– Как называются участники этой игры?
ДЕТИ:
– Знатоки.
УЧИТЕЛЬ:
– Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Роль ведущего исполнять буду я. Задания для вас прислали сказочные персонажи. (Появляется пособие с изображением Дюймовочки, Кота в сапогах, Айболита, Буратино, Чебурашки, Красной шапочки.)
– Давайте вспомним из каких сказок эти герои и кто автор.
ДЕТИ отвечают.
2. Постановка проблемы
УЧИТЕЛЬ:
– Итак, уважаемые Знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Первое задание от Чебурашки.
Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал придти.
Собрались ребята вечером.
“– Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт.”
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был длинный деревянный меч.
Ребята расстроились,что в футбол поиграть не удастся.
Почему так получилось?
ДЕТИ:
– Дима допустил ошибку в своей записке.
УЧИТЕЛЬ:
– Какое правило не знал Дима?
ДЕТИ:
– Правило о правописании безударных гласных в корне слова.
(Повторяется правило о правописании безударных гласных, проверяемых ударением. Учитель обращает внимание детей на плакат.)
УЧИТЕЛЬ:
– Помогите Диме исправить его ошибку.
ДЕТИ:
– Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет в сильной позиции ,т.е. под ударением: с мячом – мяч, мячик.
УЧИТЕЛЬ:
– Все ли гласные в слабой позиции требуют проверки?
ДЕТИ:
– Только 5 гласных: а, о, и, е, я.
УЧИТЕЛЬ:
– Испытание вы выдержали достойно. 1-0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло.)
3. Актуализация знаний
На столе разложены конверты с заданиями. Приглашается ученик, который выбирает любой конверт.
УЧИТЕЛЬ:
– Раунд 2. Задание от Буратино.
Следует установить соответствие. Приглашается 1 участник из команды знатоков.
стр-на и
м-сты е
п-сьмо а
з-мля я
п-тно о
УЧИТЕЛЬ:
– Проверяем. Докажите , что задание выполнено верно.
(КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО. Дети называют проверочные слова к данным, записывают в тетрадях, выделяют в словах корень.)
УЧИТЕЛЬ:
– Молодцы! Счёт 2–0 в пользу Знатоков.
(1 из учеников выбирает следующий конверт.)
УЧИТЕЛЬ:
– Раунд 3. Это письмо вам прислала Красная шапочка. Даны слова: (запись на доске)
Задание: определить закономерность и записать слова в 2 столбика.
(2 учащихся выполняют задание на индивидуальных досках.)
Проверка.
ДЕТИ:
– В 1-й столбик мы выписали слова с безударной гласной, проверяемой ударением (доказывают).
Во 2-м столбике слова, правописание которых надо запомнить, безударную гласную нельзя поставить в сильную позицию.
Дополнительное задание: придумать и записать предложение с любым словом из 2-го столбика.
УЧИТЕЛЬ:
– Счёт 3–0 в пользу Знатоков!
4. Физкультминутка
УЧИТЕЛЬ:
– За такой ударный труд вы заслужили музыкальную паузу.
(Включается аудиозапись. Дети танцуют под музыку.)
5. Упражнение в подборе проверочного слова через ряд родственных слов
УЧИТЕЛЬ:
– Выбираем следующее письмо. Оно от Айболита.
ВНИМАНИЕ! Чёрный ящик!
Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.
ДЕТИ:
– Это часы.
УЧИТЕЛЬ:
– Проверим. (Достаёт из ящика часы.) Какие это часы?
ДЕТИ:
– Механические.
УЧИТЕЛЬ:
– А какие ещё бывают часы?
ДЕТИ:
– Электронные, песочные…
УЧИТЕЛЬ:
– 4–0 в пользу Знатоков!
– Какая орфограмма в слове “часы”?
ДЕТИ:
– Безударная гласная, проверяемая ударением.
УЧИТЕЛЬ:
– Запишите отгаданное слово и ряд родственных слов.
ДЕТИ записывают: часы, часовой, часовщик, часик.
УЧИТЕЛЬ:
– Подчеркните слово, которое будет проверочным для всех остальных?
ДЕТИ:
– Часик, т.к. гласная в сильной позиции.
УЧИТЕЛЬ:
– Почему вы не записали слово “час”?
ДЕТИ:
– В ряд родственных слов его записать нельзя , т.к. это форма того же слова.
УЧИТЕЛЬ:
Раунд 5.
(Выбор конверта.)
УЧИТЕЛЬ:
– Это послание от кота в сапогах.
(На партах приготовлены карточки с текстом.)
– Что надо сделать, чтобы выполнить задание?
ДЕТИ:
– Надо исправить ошибки.
6. Самостоятельная работа. (по вариантам)
(2 ученика составляют схемы предложений для проверки с/р.)
1 вариант: Настала осинь. На диревьях пожилтели лесточки. Часто идут халодные дажди.
2 вариант: Дятел – лисной доктор. Он лечит бальные диревья. Под карой много вредных насекомых.
Взаимопроверка.
На доске:
1 вариант:
2 вариант:
УЧИТЕЛЬ:
– Счёт 5–0 в пользу Знатоков.
Последний раунд.
(Выбор конверта.)
УЧИТЕЛЬ:
– Дюймовочка хочет проверить ваше внимание. Приготовили сигнальные карточки.
Я называю слова, вы показываете карточку с гласной, требующей проверки. Озеро, моряк, больница, ряды, варенье, грибники, звонок, цветник, мясник.
7. Итоги урока
УЧИТЕЛЬ:
– Молодцы! Наша игра подошла к концу. Со счётом 6–0 победила команда Знатоков!
– Знание какого правила вам помогло одержать победу?
ДЕТИ:
– Правила о правописании безударных гласных в корне слова.
УЧИТЕЛЬ:
– Как пишется гласная в корне родственных слов?
ДЕТИ:
– Одинаково.
УЧИТЕЛЬ:
– Давайте вспомним весёлый стишок про безударную гласную.
ДЕТИ (хором):
Если в слове безударная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение!
УЧИТЕЛЬ:
– Но не всегда мы можем поставить гласную под ударение, есть в русском языке много слов с непроверяемой безударной гласной, написание таких слов надо запомнить.
Все наши ученики награждаются медалями с изображением мудрой Совы.
Наиболее активные участники команды получают по 5 баллов в журнал.