1.Организа-ционный этап 3 минуты | Подготовить учащихся к работе на уроке, включить в работу. Задание : прослушайте отрывок, знакомы ли вам эти строки? Учитель читает отрывок из сказки А.С.Пушкина. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. Описание задания. Вопрос: 1)Знакомы вам эти строчки? Из какого произведения и какого поэта? 2)Без какой части речи не смог бы обойтись поэт, создавая образ царицы? Какую редкую конструкцию использует здесь Пушкин? Что он хочет сказать? Как это характеризует царицу? 3) А если мы попробуем заменить инфинитив на другие формы глагола? Что изменится? 4) Придумайте собственное предложение, используя такую конструкцию. Учитель подводит к высказыванию Н.Галь «Глагол – самая живая часть речи» (Записано как эпиграф на доске) и предлагает убедиться в этом , рассматривая другие тексты. | Слушают (аудирование) Умение слушать в соответствии с поставленной целью. Результат: должны узнать строки из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, должны прийти к выводу, что без глагола не смог бы поэт раскрыть данный образ царицы. Глаголы в неопределённой форме означают , что царица ВНЕЗАПНО НАЧАЛА хохотать и т.п. Именно данная форма помогает раскрыть характер царицы. Замена разрушает образ персонажа. Результат. Н-р, мы схватили свои портфели и бежать. |
2. Этап проверки домашнего задания. Тексты у учащихся перед глазами (учебник литературы, 6 кл.) 10 мин. | Задача : проверить уровень усвоения темы, умения работать с текстом и составлять свой текст на лингвистическую тему Описание задания: домой были даны дифференцированные задания по группам. Общее задание всем группам: прочитать предложенный текст, определить его стиль(через анализ речевой ситуации) ; –подсчитать кол-во глаголов в данном тексте, вывести процентное соотношение; решить, можно ли в этих текстах обойтись без глаголов; выяснить, глаголы какого вида использованы и почему - одной группе дано индивидуальное задание : на основе учебного текста составить Памятку-инструкцию «Как учить стихи наизусть» и определить роль глаголов в инструкции №1 Прочитайте отрывок из романа А.С.Пушкина «Дубровский» (1-ый абзац 3главы –Учебник литературы 6кл.под ред. Г.И.Беленького). Опишите устно речевую ситуацию, сделайте вывод о стиле. Подсчитайте кол-во глаголов в данном отрывке, определите их роль. Какой вид глаголов используется при перечислении действий Андрея Гавриловича и Егоровны до отправки письма Владимиру и глаголы какого вида используются в последних двух предложениях и почему? Помогает ли это понять состояние героев? №2 (для самых слабых учащихся). Прочитайте в учебнике литературы 6 класса статью на стр. 166 «Дубровский» в искусстве», выпишите глаголы .Сколько их в данном тексте? Текст какого стиля перед вами представлен? Глаголы какого вида преобладают в тексте и почему? №3 ( для сильных учащихся).Обратитесь к статье в учебнике «Литература 6кл.» «Как учить стихи наизусть» - прочитай 7-10 абзацы. Найди глаголы и определи их роль. На основе статьи составь инструкцию «Как учить стихи наизусть" и представить её на слайде. Определи роль глаголов в данной инструкции. ЗАДАЧА : слушая ответ товарища, старайтесь помнить о цели слушания (зачем вы слушаете), т.к. от этого зависит успешное выполнение задания (услышать, понять, оценить) Задание : оцените ответы товарищей по 5-балльной системе . | Задачи: прослушать выступление учащихся по домашнему заданию, ответить на вопрос «Удалось ли ученику раскрыть поставленные перед ним задачи?» ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ результат работы 1 группы : (худ. стиль) в отрывке из романа А.Пушкина ~140 слов, из них - ~ 20 глаголов, которые помогают раскрыть действия героев, их состояние. При перечислении действий Андрея Гавриловича глаголы несовершенного вида, (ослабевали, забывал, выходил и т.д.), которые подчеркивают постоянство повторяемых действий – помогают понять, что силы старика слабели). При перечислении действий Егоровны тоже глаголы несовершенного вида, выполняют ту же роль и помогают понять, что несмотря на повторяемость постоянных действий, нянька была очень терпеливой и заботливой. В последних 2-х пр. глаголы сов. вида , так как у неё другая задача. 2 группа. Предполагаемый результат : на 90 слов – 7 глаголов - глаголы несовершенного вида подчёркивают многократность обращения к роману Предполагаемый результат 3 группы : в учебной статье употреблены глаголы как изъявительного , так и повелительного наклонения, глаголы неопределённой формы ;ученики выявляют их роль. Представляют инструкцию (слайд), объясняют роль глаголов повелительного наклонения в официально – деловом стиле (инструкция . ЗАДАЧА: оценивают выступающих : удалось ли раскрыть поставленную задачу , оцените по 5-балльной системе, аргументируют отметку |
3. Основной этап. 15 мин. Этап выполнения тренировочных упражнений | Рубрика «Читайте и пересказывайте лингвистический текст» Описание задания «Прочитайте текст. Озаглавьте его». Дополнительно : ответьте на вопрос «Как данный текст дополняет исследования по домашнему заданию? 2)Выполнение упр. 342. Задание : прочитайте вслух текст, выполните задание п.2( Определите, прямое и переносное значение каких глаголов остроумно использовал В.Маяковский, отвечая на реплику), п.3 Задание : п.1,2 (п.1 Выразительно прочитайте текст. Какая картина возникает в вашем воображении? Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы более ярко и образно нарисовать картину? П.2 попробуйте самостоятельно сформулировать прямое и переносное значение глаголов полыхать и гореть. 4) Работа учащихся по вариантам : проанализировать данные упр. в соответствии с заданием учебника. Первый вариант : работают с упр.346 Второй вариант: работают с упр. 349 Третий вариант : с упр. 353 | 1)Читают текст и озаглавливают ( вид чтения - ). Выполняют п . 1,2. Выводы: данный текст расширил представления о роли глагола в речи. Задача : раскрыть роль глаголов в переносном значении. При выполнении п.3 обращение к «Орфоэпическому словарику» Задача : раскрыть роль глаголов в переносном значении. П.2 – обращение к толковому словарику Задача : найти синонимы, объяснить смысловые и стилистические различия глаголов-синонимов Задача : выяснить роль глаголов в данных предложениях (глаголы- антонимы Задача : назвать фразеологизмы, глаголы в составе фразеологизмов ; определить , чем могут помочь данные фразеологизмы при создании текстов художественного , разговорного стиля. Задача: прослушивают выступление по результатам выполнения упр. и делают записи. При слушании 1 варианта запишите 2-3 синонима к глаголу. При слушании второго варианта выписывают пару слов с антонимами. При слушании третьего варианта запишите 2-3 фразеологизма. |
Рефлексия 10 мин. | Задание 1)С какой целью сегодня мы обратились с вами к текстам разных стилей? В каком из стилей глаголов больше всего? Как вы думаете почему? 2) Сегодня на уроке вы слушали выступления по результатам выполнения упражнений, других заданий. Оцените, в какой мере вы достигли цели слушания | Задача: составить небольшой текст на лингвистическую тему по предложенным вопросам. Оценивание успешности прослушивания товарищей : поставь себе А, Б или В (критерии на слайде ) А. Прослушал, всё понял, запомнил, могу передать другим. Б. Прослушал , понял, но есть вопросы, в принципе могу передать другим знания. В. Прослушал , понял не всё, передать другим не смогу. |
Домашнее задание 3 мин. Резерв – 2 мин. | На выбор ученика : упр. 357(Устно проанализировать глаголы, выражающие просьбу, приказ с точки зрения уместности в той или иной ситуации ; письменно задание под условным обозначением «Д») или упр, 351 (составление предложений с фразеологизмами) | Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы. |