Задание: на доске записано предложение, в котором необходимо вставить пропущенные буквы.
Со…нце осв…тило своими луч..ми л…сную п…лянку.
Изучение нового материала.
Лингвистическая сказка.
Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.
Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой.
- Посмотри! Какая красота! - сказала буква А.
- Где? – спросила О.
Учитель:
- Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку.
* * *
Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы.
(Гриб)
- Правильно, это гриб.
Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти.
- РАстет! – восхищенно сказала А.
- Действительно, подрОс, - ответила О.
- Это я ему помогла! - гордо заявила буква А. - Ведь в корне –раст- я самая главная!
- Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись!
Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О.
Учитель:
- Ребята, а вы догадались, какова тема нашего урока?
Дети формулируют тему урока.
- Да, сегодня на уроке мы с вами узнаем, когда пишется буква О, а когда –А в корне –раст-(-ращ-) – -рос-.
Запишите тему нашего урока: « Буквы о – а в корне –раст-(-ращ -) - рос-».
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему и опорные слова на доске.
Дети формулируют цель и задачи урока.
На доске записаны слова с выделенным корнем.
Растение, выращивать, заросли.
- Ребята, в корне –раст-, -ращ- - рос- командуют вовсе не гласные. А как вы считаете, от чего зависит написание гласной в корне? Сформулируйте правило о правописании гласных о-а в корне -раст-, -ращ- , -рос-.
Ответы детей.
- Правильно. Написание гласной в корне зависит от согласных. Если в корне есть согласные СТ или Щ, то мы пишем букву А.