Конспект урока "Упражнения в написании слов с большой буквы и с разделительным Ь."
Конспект урока "Упражнения в написании слов с большой буквы и с разделительным Ь."
Цели: закрепить умения писать фамилии людей с большой буквы и с разделительным мягким знаком; познакомить с образованием русских фамилий по признакам поведения птиц; повторить изученные орфограммы, развивать умения анализировать их выбор; развивать внимание, речь, орфографическую зоркость, аналитические способности.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать нужную информацию; уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы с учителем и классом.
Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, выяснять и оценивать состояние усвоения каллиграфических навыков.
Личностные УУД: осознавать важность процесса становления каллиграфического навыка, умения речевого поступка; положительно относиться к изучению русского языка, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения.
Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, уважать мнения других участников образовательного процесса; выразительно читать текст, передавать его мысль, работать в парах с взаимопроверкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Упражнения в написании слов с большой буквы и с разделительным Ь." »
Открытый урок по русскому языку, 1 класс
( РИПКРО «Вариативные технологии обучения в нач.
школе», урок по УДЕ )
Учитель: Блохина М. В.
Тема: Упражнения в написании слов с большой буквы и с разделительным Ь.
Цели: закрепить умения писать фамилии людей с большой буквы и с разделительным мягким знаком; познакомить с образованием русских фамилий по признакам поведения птиц; повторить изученные орфограммы, развивать умения анализировать их выбор; развивать внимание, речь, орфографическую зоркость, аналитические способности.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать нужную информацию; уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы с учителем и классом.
Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, выяснять и оценивать состояние усвоения каллиграфических навыков.
Личностные УУД: осознавать важность процесса становления каллиграфического навыка, умения речевого поступка; положительно относиться к изучению русского языка, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения.
Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, уважать мнения других участников образовательного процесса; выразительно читать текст, передавать его мысль, работать в парах с взаимопроверкой.
Ход урока:
1.Оргмомент. (слайд №2)
Долгожданный дан звонок- Начинается урок.
2.Чистописание. а)- Рассмотрите строки чистописания в своих рабочих тетрадях и определите его тему и цель.
- Кто пришел к нам в гости? (Незнайка)(слайд №3) - Рассмотрите его флажок и элементы буквы Ч. Есть ли общее?
-Нарисуем 2 флажка. Заштрихуем флажки разного направления. Какие виды штриховки вы знаете? (дети совещаются в парах и отвечают)
б)Анализ и запись строчной буквы Ч и сочетаний с буквой Ч.
- Из каких элементов состоит буква Ч? (состоит из двух элементов: верхняя часть, напоминающая строчную г , и крючок)
-Запишем только буквы. Прочитайте сочетания. Что за орфограммы они напоминают?( чн, чк, ча, чу, очк)
в) Работа со словами.( слайды № 4,5)
- Прочитайте слова. Объясните значение 1 и 2 слов.
чек- 1)талон из кассы с обозначением денежной суммы, полученной за товар
2)ценная бумага.
чучело-1)фигура для отпугивания птиц на огороде
2)точное воспроизведение животного- в музеях).
-Спишите слова. Какие слова имеют опасные места?
-Какие слова нельзя переносить?
-Какие слова отвечают на вопрос КТО? Обведите их в зеленый овал.
- Какое из этих слов называет птицу? (чайка) (слайд № 6)
-Чайка-это морская птица. Обитают чайки по всему миру. Чайки очень прожорливы. Порой, чтобы добраться до корма, они проявляют немалую изобретательность и сноровку. Чайки шумные, задиристые, агрессивные, они крадут добычу и поедают яйца других птиц. Существует более сорока видов чаек. Чаек называют спутниками моряков, т.к. всюду сопровождают в море корабли.
-Рассмотрите рисунок чайки и обратите внимание на размах крыльев. Что он вам напоминает?( верхний элемент Ч)
г)- Составим со словом ЧАЙКА словосочетание, используя вопрос КАКАЯ?-запишем 2 словосочетания.
-Составьте предложение со словом ЧАЙКА. Запишите его под диктовку. Сколько слов в предложении? Как написали начало предложения?
Работа в парах.
-Возьмите текст, который лежит на парте и прочитайте его. О чем этот текст? Как его можно озаглавить? Запишите заголовок сверху карандашом. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.
3.Словарная работа. (слайды №7-11)
- Продолжим говорить о птицах. В тетрадях прочитайте слова- названия птиц и скажите, как их можно назвать одним словом.( словарные)
- Вставим буквы и поставим ударение.(после каждого слова проверка со слайдом)
В.рона- с.рока- с.л.вей-
В.р.бей- п.тух
Образуем от каждого слова фамилию человека. Но сначала повторим правило: как пишутся имена и фамилии людей?
-Запишем фамилии, подчеркнем заглавную букву.
4. Постановка темы урока.
- Значит, чем мы будем заниматься на уроке, в чем будем упражняться?
5. Работа с упражнением и таблицей- матрицей.
- Откройте учебник на с. 33. Прочитайте текст упражнения. О чем вы прочитали? Какие фамилии образовались? (птичьи) --Рассмотрите иллюстрацию сверху над упражнением. Почему Орлову дали такую фамилию? (по изгибу носа, который напоминает орлиный клюв)
- У каждого из вас есть на парте таблица, с которой нам предстоит работать.
- Кто помнит, как она называется? (матрица)
-Возьмите таблицу и запишите фамилию Орлов в клетке, где слово «ОРЕЛ» и « ИЗГИБ НОСА»- на месте пересечения строки и столбца.
Таблица-матрица (на столе у каждого ученика)
Названиептиц
Признаки
поведения
птиц
орел
соловей
воробей
журавль
кулик
1.Изгиб носа
2.Цвет перьев
3.Непоседливость
4.Талант пения
5.Болтливость
6.Походка, характер
Лебедев
Петушков
Воробьев
Сорокин
Дроздов
-Найдите фамилию ЛЕБЕДЕВ. По какому признаку человек ее получал?
-Кому можно было дать фамилию, связанную с соловьем? От какой певчей птицы еще образовалась фамилия? (Дроздов)
-На иллюстрации человек с фамилией ПЕТУХОВ. Почему ему дали такую фамилию?
-Как вы написали все эти фамилии? Найдите фамилию с разделительным ь.
-Встречаются ли такие птицы у нас в Калмыкии? (все, кроме кулика, дрозда ,соловей-редко)
-Что же интересного вы узнали, выполняя это задание? Дома попробуйте у взрослых узнать, откуда произошла ваша фамилия.
6. Итог урока:
-Что нового узнали?
-Чему научились? Что повторили? Что вам показалось самым интересным?
7) Рефлексия.
- Почему работа прошла быстро и успешно? Оцените вклад каждого в работе. (Ребятам предлагаются карточки с оценочными высказываниями. Каждому дается право выбрать ту карточку, которой он сам бы себя оценил: «Я был помощником», «Я был открывателем», «Я комментировал», «Я умело доказывал»)