Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) воспитывать любовь к русскому языку).
Личностные УУД:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-определять общие для всех правила поведения;
-определять правила работы в парах, группах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-формулировать учебные задачи;
-работать по предложенному плану, инструкции;
-высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в тетради;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
– проводить анализ учебного материала.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Формы работы
-фронтальная
-работа в парах, группах
-индивидуальная
I. Организационный момент.
1.Настрой на урок.
Учитель: Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
II.Актуализация опорных знаний
1.Рефлексия.
Учитель: - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. На чём можно путешествовать?
Дети: На самолёте, на вертолёте, на поезде, на корабле, на машине и т.д. Отгадайте на чем мы будем путешествовать.
Учитель: Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет ... .
Да, мы будем путешествовать на корабле.
Задание - Составьте предложение по рисунку .
Выслушиваются варианты ребят, выбирается один. Например,
«Корабль плывёт по волнам».
Составьте модель этого слова (корабль).
Сколько в этом слове букв ? Сколько звуков? Почему так? Какой слог ударный?
Молодцы!
Задание. Чтобы получить билеты на корабль, нужно вспомнить с какой буквой мы знакомились на прошлом уроке .Расскажите, что вы знаете про эту букву .(Й – согласный звонкий, мягкий, непарный) .А как вы думаете почему буква й так называется?
Молодцы!А чтобы узнать тему нашего сегоднешнего урока.Послушайте стихотворение.
Ой-ой и Ай-ай
– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –
Я, мой друг, совсем больной!
– Ты пойди-ка, погуляй,
Все пройдет! – сказал Ай-ай.
Какой звук встречается чаще всего? Как вы думаете какая тема нашего сегоднешнего урока?
III. Сообщение темы урока.
IV. Закрепление изученного материала
Молодцы! Теперь мы смело отправляемся в путь!
Но перед тем как начать наше путешествие я предлагаю отдохнуть.
1.Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся , разожмутся
То зароются в песке.
2.Письмо в тетради буквы й и слога ий
Проговаривание стихотворения про правила посадки при письме. (Я тетрадочку открою)
Откройте прописи запишите красиво букву й маленькую, затем красиво напишите соединение букв ий назовите соединение которое мы будем использовать. Чем буква й отличается от буквы и? (Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки, отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6)
3.Превращение слов.
- Вот мы и на корабле! Нас приветствует капитан корабля: «Здравствуйте, я капитан Майкл».
Капитан одет в парадную форму. Может у Вас День Рождения? На что он ответил: «Нет я родился в другом месяце, отгадайте, в каком.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы белые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это…
Дети: - Май.
Измените слово май ,чтобы в середине стоял звук О.
Измените слово мой , чтобы в конце стоял звук и .
Запишите себе в тетрадь эти слова , самостоятельно сделайте модель этих слов.
Поменяйтесь тетрадями , сделайте взаимопроверку.
В следующей строке самостоятельно запишите слова свой, твой. Сделайте модель этих слов.
4.Работа в группах и парах.
Учитель: Молодцы. Вы много знаете про звук [Й`]. Наш корабль весело плывет по волнам. Но вот погода стала меняться. Небо затянуло тучами, подул сильный ветер, начался ливень. Это коварные Звукомор и Буквоед испортили нам погоду. Наш корабль стал сбиваться с курса.
Чтобы шторм утих нам надо выполнить следующее задание.
Предлагаю вам выполнить работу в группах, в парах.
1группа собирает картинку с изображением зайки под елкой, составляют предложение по этой картинке и звуковую модель слова зайка.
2группа соединяет модели слов со словами.
Пары игра «Нарисуй близнеца».
Индивидуальное задание разукрашивают картинку на которой изображена буква й (разукрасить все буквы й).
Проверка выполнения заданий. Записывание предложения про зайку в тетрадь.
Какой зайка ? ( он серенький, беленький, пушистый)Записать предложение в тетрадь.
Физминутка.
Если звук й стоит в начале слова хлопаем в ладоши 1 раз, если в середине поднимаем руки вверх.
Чайник, йод, линейка, яйцо, йог, йогурт, море , зайка.
Молодцы, ребята. Шторм утих , но Звукомор и Буквоед .Продолжают свои коварные проделки.
Посмотрите, они съели в словах буквы . Нам необходимо востановить эти слова ( ЛЕ…КА, МА…КА, ЧА…КА). (Полученные слова записать в пропись).
Молодцы, Ребята. Мы справились и с этим заданием. А чтобы наш корабль спокойно добрался до берега нам необходимо выполнить еще одно задание.
Назвать сказочных героев в чьих именах встречается звук й.( На интерактивной доске появляются изображения Дюймовочки, Незнайки, Мойдодыра, Бармалея,Доктор Айболит, Красной шапочки).
I I I. Заключение.
1.Подведение итогов урока
- Мы удачно завершили своё путешествие и вернулись домой. О чём вы расскажете дома маме?
- Всё ли мы знаем о буквах? (Нет).
- Чем будем заниматься на следующих уроках? ( Будем изучать буквы)