Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"
Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"
"С чего начинается Родина?" Собственные и нарицательные имена существительные
Цели:
повторить и углубить знания учащихся о собственных и нарицательных существительных, их правописании;
развивать связную речь учащихся, мышление, совершенствовать навыки правописания собственных и нарицательных существительных;
воспитывать чувство гордости, любви, уважения к своей Родине, государству
Оборудование: карта Архангельской области, фотографии, рисунки, карточки со словами, опорная схема, запись песни «С чего начинается Родина…» в исполнение Марка Бернеса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные" »
"С чего начинается Родина?" Собственные и нарицательные имена существительные
Цели:
повторить и углубить знания учащихся о собственных и нарицательных существительных, их правописании;
развивать связную речь учащихся, мышление, совершенствовать навыки правописания собственных и нарицательных существительных;
воспитывать чувство гордости, любви, уважения к своей Родине, государству
Оборудование: карта Архангельской области, фотографии, рисунки, карточки со словами, опорная схема, запись песни «С чего начинается Родина…» в исполнение Марка Бернеса.
Ход урока
Орг. момент.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе. (слайд 1)
Ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
Откройте тетради, подпишите число(Второе марта) и тему урока.
2. Словарная работа.
Пока … будет работать у доски с …..??? мы повторим с вами изученный материал. (слайды 2 – 14). А ….. поработает со словарём (ему нужно найти в словаре слова отец, отцовский, отчество, Отечество, Отчизна).
Изучение нового материала.
Посмотрите на тему урока, ребята. Какая цель перед нами стоит? (выяснить, какие имена существительные являются собственными и нарицательными, как они пишутся)
Звучит песня «С чего начинается Родина…»
На доске расположены фотографии (природа, Двинской)
Вопрос: С чего начинается Родина?
- Ребята, вы, наверное, уже рассмотрели фотографии, расположенные на доске, и прочитали вопрос, на который нам придется сегодня ответить. А поможет нам в этом Его Величество Имя Существительное. На прошлом уроке мы повторили всё, что вы знаете об этой части речи, а сегодня рассмотрим такие категории как собственные и нарицательные существительные.
На доске записаны слова (или напечатанные повесить)
Отец, отцовский, отчество, Отечество, Отчизна.
Прочитайте слова. Что вы заметили? Есть ли сходство между ними? Как мы называем такие слова? (однокоренные) Что обозначают эти слова?(ответ ученика, который работал со словарём):
Значит, слова Родина и Отечество имеют одно значение? Как называем слова, близкие по значению? (Синонимы)
Запишем эти слова в словарик.
А что для вас значит Родина?
(двор, дом, береза, детство, семья, мама, папа, друзья, дедушка, Двинской, планета Земля и др.)
А вот что для меня значит Родина:
«Родина – это мой небольшой посёлок Двинской. Это тропинка с бродом через реку Свага, это птицы, летящие над домом. Это мой родной дом с кудрявыми березками под окном. Это собака Джек во дворе. Это нежность рук и ласковая улыбка моей мамы. Это радость первого снега. Это имя моей землячки Ольги Фокиной. Это мои родители. Это ты и я с нашими чувствами, с нашими радостями и заботами. Это наша с тобой северная земля».
Я рассказываю правило на стр. 196 – 197.
Собственное – это моё.
У человека это имя, фамилия, отчество.
У животных – клички.
У города, реки, деревни, страны – название.
А остальные слова –нарицательные: брат, земляк, писатель, мальчик, деревня, город, река, собака, страна.
Выберите из слов, записанных на доске, имена собственные. С какой буквы они пишутся? На доске слова:
река (С,с)вага
посёлок (Д,д)винской
собака (Д,д)жек
имя, фамилия (О,о)льга (Ф,ф)окина
Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. К ним относятся:
имена, фамилии, отчества и прозвища людей (Иван Иванович Иванов);
клички животных (Шарик, Тузик, Муська);
имена героев литературных произведений ( Гарасим, Жилин и Костылин);
географические названия (Москва, Кавказ, Нева);
астрономические и астрологические обозначения (Луна, созвездие Гончих Псов);
названия журналов, газет, литературных произведений и т.д. (газета "Заря", журнал "Наш сад");
названия марок машин, конфет и т.д. (автомобиль "Москвич", конфеты «Ласточка»)
Обратите внимание:названия пишутся не только с большой буквы, но и в кавычках!
Закрепление материала.
Выполните упр.486, 489, 494
Но знать только свой род – это мало. Каждый уважающий себя человек должен знать своих известных земляков, достопримечательности своей Родины, историю страны.
Обобщение изученного материала.
Домашняя работа : п. 92, упр.495, карточка.
6 . Рефлексия.
Какие существительные являются именами собственными?
Какие существительные являются именами нарицательными?
Как пишутся имена собственные?
Звучит песня «С чего начинается Родина…»
Вернемся к нашему вопросу. Так с чего же начинается Родина?