kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Сложноподчиненное предложение +презентация 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1. систематизация и обобщение изученного по теме; закрепить  полученные теоретические и практические  сведения в                                расстановке знаков препинания, построении схем  и определении видов придаточного  предложения;

2. формировать умения выделять общие  и существенные  признаки, делать обобщающие выводы; уметь анализировать и оценивать собственную деятельность;

3. прививать интерес к русскому языку, формировать языковую компетенцию как составляющую общекультурного уровня.

Тип урока: обобщение и систематизация

Вид урока: урок-практикум

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме»

Тест по теме «Сложноподчиненное предложение»

  1. Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых

а) нет союзов и союзных слов;

б) простые предложения связываются сочинительными союзами;

в) одно из предложений подчинено другому.


  1. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением – это такие предложения, в которых

а) придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению;

б) придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.


  1. Какие предложения соответствуют схеме [ ], ( ), ( ):

а) Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.

б) Я признаюсь, что в то время у меня, как и у большинства меня коллег, настроение было какое-то приподнятое, солнечное.


  1. Какое из сложноподчиненных предложений имеет придаточное изъяснительное:

а) Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.

б) Мы радуемся тому, что к нам в коллектив приходят наши бывшие выпускники.


  1. Найди «третье лишнее»:

а) придаточные обстоятельственные;

б) придаточные времени;

в) придаточные изъяснительные.

……………………………………………………………………………………………………….


Тест по теме «Сложноподчиненное предложение»

  1. Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых

а) нет союзов и союзных слов;

б) простые предложения связываются сочинительными союзами;

в) одно из предложений подчинено другому.


  1. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением – это такие предложения, в которых

а) придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению;

б) придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.


  1. Какие предложения соответствуют схеме [ ], ( ), ( ):

а) Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.

б) Я признаюсь, что в то время у меня, как и у большинства меня коллег, настроение было какое-то приподнятое, солнечное.


  1. Какое из сложноподчиненных предложений имеет придаточное изъяснительное:

а) Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.

б) Мы радуемся тому, что к нам в коллектив приходят наши бывшие выпускники.


  1. Найди «третье лишнее»:

а) придаточные обстоятельственные;

б) придаточные времени;

в) придаточные изъяснительные.


Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку»

Технологическая карта к уроку.

  1. Словарно- орфографическая работа.

Вставь пропущенные буквы

  1. Теоретический турнир.

Устная разминка.

  • Что называется сложноподчиненным предложением?

  • Чем отличаются подчинительные союзы от союзных слоа?

  • Какова роль указательных слов?

  • Назовите типы СПП ?

  • По характеру соотнесенности придаточного предложения, на какие делятся группы СПП?

  • Что вы знаете об определительных придаточных?

  • Об изъяснительных?

  • Об обстоятельственных?

  • Какие по значению бывают обстоятельственные предложения?

3. Цифровой диктант.

1. Союз однако – подчинительный?
2. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
3. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
4. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
5. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

6. Союзы что, если, где  подчинительные?
7. Определение не отвечает на вопрос чей?
8. Предложение – это синтаксическая единица?
9. Местоимение себя не имеет именительного падежа?


4.Устное определение видов предложения

Алгоритм объяснения: Это предложение сложноподчиненное с придаточным ……….,

Потому что придаточная часть отвечает на вопрос………

5.Конструирование схем.

6.Пунктуационный разбор.

Алгоритм объяснения: В этом предложении ставится запятая, потому что…

7. Работа с текстом

Задание : найти и выписать сложноподчиненные предложения, определить вид предложений, построить к ним схемы.


Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. Айвазовский прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы было видно прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину “Радуга”. В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн, поэтому тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета. Картина “Радуга” была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: “Обвал скалы” (1883), “Волна” (1889), “Буря на Азовском море” (1895), “От штиля к урагану” (1895) и другие. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день: о песчаный берег разбивается волна, бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собой клочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях


8. Творческая работа Сочинение- миниатюра.

Опишите картину художника Айвазовского, включив в работу 3-4 сложноподчиненных предложения. Назовите виды этих предложений.

Табель самооценки учащихся

Вид работы

Оценка

Словарная работа


Теоретический материал


Цифровой диктант


Определение видов придаточных


Конструирование схем


Пунктуационный разбор


Работа с текстом или сочинение- миниатюра


Тест


Фразы для подведения итогов урока

1. Главным для меня на уроке было то, …

2. Меня поразило на уроке то, …

3. Теперь я буду знать, что …

4. Меня огорчило то, что …

5. Итогом урока считаю то, …

6. Теперь я буду знать …

7. Я рад, что…

8. Я хотел бы, чтобы …




Тест по теме «Сложноподчиненное предложение»

  1. Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых

а) нет союзов и союзных слов;

б) простые предложения связываются сочинительными союзами;

в) одно из предложений подчинено другому.


  1. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением – это такие предложения, в которых

а) придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению;

б) придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.


  1. Какие предложения соответствуют схеме [ ], ( ), ( ):

а) Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.

б) Я признаюсь, что в то время у меня, как и у большинства меня коллег, настроение было какое-то приподнятое, солнечное.


  1. Какое из сложноподчиненных предложений имеет придаточное изъяснительное:

а) Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.

б) Мы радуемся тому, что к нам в коллектив приходят наши бывшие выпускники.


  1. Найди «третье лишнее»:

а) придаточные обстоятельственные;

б) придаточные времени;

в) придаточные изъяснительные.



Просмотр содержимого документа
«девятый вал»


Просмотр содержимого документа
«предложения»


  1. И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро. Придаточное изъяснительное.

2.Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. Придаточное условия.

3.Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество. Придаточное причины.

4.Почему хочется заплакать, как я еще никогда не плакал?

Придаточное образа действия.

5. Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о "моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое.

Придаточное уступительное.

6. В токарных станках наибольшее распространение получили двухкоординатные контурные системы, которые используются для обработки конусов и фасонных поверхностей.

Придаточное определительное

7. На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов.

(Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным).

8.. Бездонное чистое небо висело над головой, словно опрокинутое озеро. (Простое предложение, осложненное сравнительным оборотом).

9. Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля

уже шумели скворцы. (Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).

10. Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика опасность лесных пожаров. (Сложноподчиненное предложение с придаточным причины).

……………………………………………………………………………………………………..


1.И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро. Придаточное изъяснительное.

2.Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. Придаточное условия.

3.Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество. Придаточное причины.

4.Почему хочется заплакать, как я еще никогда не плакал?

Придаточное образа действия.

5. Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о "моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое.

Придаточное уступительное.

6. В токарных станках наибольшее распространение получили двухкоординатные контурные системы, которые используются для обработки конусов и фасонных поверхностей.

Придаточное определительное

7. На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов.

(Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным).

8.. Бездонное чистое небо висело над головой, словно опрокинутое озеро. (Простое предложение, осложненное сравнительным оборотом).

9. Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля

уже шумели скворцы. (Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).

10. Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика опасность лесных пожаров. (Сложноподчиненное предложение с придаточным причины).





Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. Айвазовский прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы было видно прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину “Радуга”. В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега.Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн, поэтому тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета. Картина “Радуга” была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: “Обвал скалы” (1883), “Волна” (1889), “Буря на Азовском море” (1895), “От штиля к урагану” (1895) и другие. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день: о песчаный берег разбивается волна, бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собой клочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях

……………………………………………………………………………………………………………………………….

Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. Айвазовский прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы было видно прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину “Радуга”. В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега.Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн, поэтому тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета. Картина “Радуга” была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: “Обвал скалы” (1883), “Волна” (1889), “Буря на Азовском море” (1895), “От штиля к урагану” (1895) и другие. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день: о песчаный берег разбивается волна, бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собой клочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях





Просмотр содержимого документа
«разработка»

Тема: Сложноподчиненное предложение 9 класс

Учитель Жмайло Светлана Владимировна

КГУ «Банновской средней школы»ООА Федоровского района»

Костанайская область


Цель:

1. систематизация и обобщение изученного по теме; закрепить полученные теоретические и практические сведения в расстановке знаков препинания, построении схем и определении видов придаточного предложения;

2. формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; уметь анализировать и оценивать собственную деятельность;

3. прививать интерес к русскому языку, формировать языковую компетенцию как составляющую общекультурного уровня.

Тип урока: обобщение и систематизация

Вид урока: урок-практикум

Оборудование:

  • Компьютер

  • Экран

  • Раздаточный материал

  • Презентация в программе « Power Point»


План урока:

  1. Тема и цель урока

  2. Словарный диктант

  3. Устная разминка (теоретическая работа)

  4. Цифровой диктант (практическая работа)

  5. Определение видов придаточных

  6. Конструирование схем

  7. Пунктуационный разбор

  8. Работа по вариантам.

    • Работа с текстом о картинах Айвазовского

    • Конструирование предложений по картине Айвазовского «Девятый вал»

  9. Домашняя работа

  10. Рефлексия





1.

Здравствуйте! Приятная музыка поможет

нам забыть все неприятности и

настроиться на работу. В течение урока

перед вашим глазами предстанут

иллюстрации репродукций художника

Айвазовского.

Запишите сегодняшнее число:

Десятое февраля.

Классная работа.

Дети слушают музыку,

затем записывают в тетради

2.

Запишите тему нашего урока.

  • Что нам предстоит повторить сегодня на уроке?

  • Все это нам поможет выявить, какие остались у нас пробелы, к тому же проделанная нами работа подготовит к итоговому контрольному тесту по этой теме

Дети записывают тему урока.

Отвечают на вопрос

3

Изучая раздел «СПП» мы познакомились с правописанием и значением новых слов

Запишите в тетради вид работы.

Словарный диктант




Дети записывают слова


Меняются тетрадями.

4.


Проверяют друг у друга работы, исправляют ошибки

5.



Подымите руку, кто выполнил на «5»,

на «4», на «3»

Выставляют оценки

6.

А сейчас повторим теоретические сведения о СПП

Устная разминка.

  • Что называется сложноподчиненным предложением?

  • Чем отличаются подчинительные союзы от союзных слоа?

  • Какова роль указательных слов?

  • Назовите типы СПП ?

  • По характеру соотнесенности придаточного предложения, на какие делятся группы СПП?

  • Что вы знаете об определительных придаточных?

  • Об изъяснительных?

  • Об обстоятельственных?

  • Какие по значению бывают обстоятельственные предложения?

Задание 1. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения,

которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны

со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".




Дети отвечают.

Выставите себе оценку за участие в разминке.














Работают самостоятельно

7

Подымите руку, кто выполнил на «5»,

на «4», на «3»

Проверяют ошибки, ставят оценки

8

Ваша задача на данном этапе работы проверить свои знания в умении определять вид придаточного.

Сейчас вам предстоит познакомиться с предложениями, записывать их ненужно, только записывайте номер предложения, а рядом вид придаточного.

Слушают условия работы

9-16

Следит за выполнением работы

Самостоятельно работают

17.

После выполнения работы, учитель предлагает обменяться тетрадями


18


Взаимопроверка

19

Подымите руку, кто выполнил на «5»,

на «4», на «3»

Оценивание работы

20.

Следующий вид работы конструирование схем. Прочитайте предложения и постройте их схемы.

Чертят схемы

Поменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища

21


Проверяют

22.

Подымите руку, кто выполнил на «5»,

на «4», на «3»

выставляют оценку

23

В следующей работе вам необходимо записать предложения, расставить знаки препинания и объяснить их


24


Записывают предложения, расставляют знаки препинания

25

Объясните постановку знаков препинания

Самопроверка


Сверяются


объясняют

26

Подымите руку, кто выполнил на «5»,

на «4», на «3»

Оценивают свою работу

27

Следующую работу выполним по вариантам.

  • Первый вариант будет работать с текстом о картинах художника Айвазовского. Вам предстоит в тексте найти СПП и выписать их, определить вид придаточного

Работают по технологической карте

28

Второй вариант выполнит творческую работу. По картине Айвазовского «Девятый вал», - Придумываете и записываете небольшое сочинение-миниатюру , в котором должны быть сложноподчиненные предложения, подчеркнув, определить их вид.

Оцените, как вы справились с заданием

Играет тихо музыка, дети работают


Зачитывают выполненную работу




Ставят себе оценку


Подымите руку, кто выполнил на «5»,

на «4», на «3»

Подсчитайте итоговую оценку за все выполненные задание




считают

29

А теперь пришло время подумать о том,

Какие проблемы остались для вас еще неразрешенными, закончите фразы…

В конце технологической карты.


Я думаю, что каждый из вас сумел увидеть те проблемные области, которые вы еще можете исправить и тогда вы сумеете успешно выполнить тестовую работу по «СПП»

Зачитывают


Подымите руку, кто получил итоговую

оценку «5»,

«4», «3»





Откройте дневник и запишите домашнюю работу.














Технологическая карта к уроку.

  1. Словарно- орфографическая работа.

Вставь пропущенные буквы

  1. Теоретический турнир.

Устная разминка.

  • Что называется сложноподчиненным предложением?

  • Чем отличаются подчинительные союзы от союзных слов?

  • Какова роль указательных слов?

  • Назовите типы СПП ?

  • По характеру соотнесенности придаточного предложения, на какие делятся группы СПП?

  • Что вы знаете об определительных придаточных?

  • Об изъяснительных?

  • Об обстоятельственных?

  • Какие по значению бывают обстоятельственные предложения?

Задание 3. Цифровой диктант. Если вы согласны

со сказанным, ставьте цифру "1" в тетради, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.


4. Определение видов предложения

5.Конструирование схем.

6.Пунктуационный разбор.

Алгоритм объяснения: В этом предложении ставится запятая, потому что…

7. Работа с текстом

Задание : найти и выписать сложноподчиненные предложения, определить вид предложений.

Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. Айвазовский прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы было видно прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину “Радуга”. В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн, тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета. Картина “Радуга” была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: “Обвал скалы” (1883), “Волна” (1889), “Буря на Азовском море” (1895), “От штиля к урагану” (1895) и другие. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день: о песчаный берег разбивается волна, бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собой клочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях


8. Творческая работа Сочинение- миниатюра.

Опишите картину художника Айвазовского, включив в работу 3-4 сложноподчиненных предложения. Назовите виды этих предложений.

Табель самооценки учащихся

Вид работы

Оценка

Словарная работа


Теоретический материал


Цифровой диктант


Определение видов придаточных


Составление схем


Пунктуационный разбор


Работа с текстом или составление предложений по картине


Итоговая


Фразы для подведения итогов урока

1. Главным для меня на уроке было то, …

3. Теперь я буду знать, что …

5. Итогом урока считаю то, …





Просмотр содержимого документа
«текст к моему уроку»

Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. Айвазовский прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы было видно прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину “Радуга”. В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега.Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн, поэтому тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета. Картина “Радуга” была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: “Обвал скалы” (1883), “Волна” (1889), “Буря на Азовском море” (1895), “От штиля к урагану” (1895) и другие. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день: о песчаный берег разбивается волна, бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собой клочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях


Просмотр содержимого презентации
«мой урок»

М…рово…рение, к…ло…альный, … риентир, ко…ентарий, гума…ый, п…пулярный, пр..гре…ивный, ин..циативный, … птимист г…сти..ая, а..омпан..мент, д…ятельный, р..зультат, тр..диц..я, р..з..рвы, к…нспект, па…ивный, пр..пагандист.

М…рово…рение,

к…ло…альный,

риентир,

ко…ентарий,

гума…ый,

п…пулярный,

пр..гре…ивный,

ин..циативный,

птимист

г…сти..ая,

а..омпан..мент,

д…ятельный,

р..зультат,

тр..диц..я,

р..з..рвы,

к…нспект,

па…ивный,

пр..пагандист.

М и рово зз рение, к о ло сс альный, о риентир, ко мм ентарий, гума нн ый, п о пулярный, пр о гре сс ивный, ин и циативный, о птимист г о сти н ая, а кк омпан е мент, д е ятельный, р е зультат, тр а диц и я, р е з е рвы, к о нспект, па сс ивный, пр о пагандист.

М и рово зз рение,

к о ло сс альный,

о риентир,

ко мм ентарий,

гума нн ый,

п о пулярный,

пр о гре сс ивный,

ин и циативный,

о птимист

г о сти н ая,

а кк омпан е мент,

д е ятельный,

р е зультат,

тр а диц и я,

р е з е рвы,

к о нспект,

па сс ивный,

пр о пагандист.

Оценивание.  Без ошибок – «5»  1- ошибка- «4»  2 - ошибки- «3»  3 – ошибки- «2»

Оценивание. Без ошибок – «5» 1- ошибка- «4» 2 - ошибки- «3» 3 – ошибки- «2»

СПП СПП ? ? ? Изъясни- тельное ? ?

СПП

СПП

?

?

?

Изъясни-

тельное

?

?

Самооценка знаний Ключ ответов 101100101 Оценивание.  Без ошибок – «5»  1- ошибка- «4»  2 - ошибки- «3»  3 – ошибки- «2»

Самооценка знаний

Ключ ответов

101100101

Оценивание. Без ошибок – «5» 1- ошибка- «4» 2 - ошибки- «3» 3 – ошибки- «2»

Определите вид придаточного

Определите вид придаточного

.1. На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов.

.1. На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов.

2. Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика опасность лесных пожаров.

2. Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика опасность лесных пожаров.

И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро .

И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро .

4.Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы

4.Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы

5. Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат.

5. Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат.

6. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество.

6. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество.

Трудно мне писать о войне, хотя

Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о "моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое.

8. В токарных станках наибольшее распространение получили двухкоординатные контурные системы, которые используются для обработки конусов и фасонных поверхностей.

8. В токарных станках наибольшее распространение получили двухкоординатные контурные системы, которые используются для обработки конусов и фасонных поверхностей.

Ключ.

Ключ.

  • придаточное сравнительное
  • 2. придаточное причины
  • 3. придаточное изъяснительное
  • 4.придаточное следствия
  • 5. придаточное условия
  • 6. придаточное причины
  • 7. придаточное уступительное
  • 8. придаточное определительное
Оценивание.  Без ошибок – «5»  1- ошибка- «4», 2 - ошибки- «3», 3 – ошибки- «2»

Оценивание. Без ошибок – «5» 1- ошибка- «4», 2 - ошибки- «3», 3 – ошибки- «2»

В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых показаний графа, и совсем терялась. Впоследствии он стал скучать и тяготиться жизнью, которую мы вели. Солдат, на которого указали смеявшиеся, был Долохов.
  • В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно.
  • Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых показаний графа, и совсем терялась.
  • Впоследствии он стал скучать и тяготиться жизнью, которую мы вели.
  • Солдат, на которого указали смеявшиеся, был Долохов.

Проверка схем  с.с. 1.[. . . сущ., (куда . . .),=].  с.с. 2.[- = , (что . . .), и =].  с.с. 3.[. . . сущ ], (которую) .  с.с. 4.[ сущ.,(на которого . . .), . . .].

Проверка схем

с.с.

1.[. . . сущ., (куда . . .),=].

с.с.

2.[- = , (что . . .), и =].

с.с.

3.[. . . сущ ], (которую) .

с.с.

4.[ сущ.,(на которого . . .), . . .].

Оценивание.  Без ошибок – «5»  1- ошибка- «4»  2 - ошибки- «3»  3 – ошибки- «2»
  • Оценивание. Без ошибок – «5» 1- ошибка- «4» 2 - ошибки- «3» 3 – ошибки- «2»
Запишите и объясните пунктуацию в следующих предложениях

Запишите и объясните пунктуацию в следующих предложениях

1. В море во время качки спишь не когда хочешь а когда можешь. 2. Я так и не увидел ни как зашло солнце ни как появились звезды на небе. 3. Глеб не заметил как наступило утро и как пробудились куры. 4. Возгласы мальчика долетали еще до моего слуха когда уже стало совсем темно и я огибал край леса. 5. Если когда-нибудь гоняясь за счастьем вы найдете его вы подобно старухе искавшей свои очки обнаружите что счастье было все время у вас на носу

1. В море во время качки спишь не когда хочешь а когда можешь.

2. Я так и не увидел ни как зашло солнце ни как появились звезды на небе.

3. Глеб не заметил как наступило утро и как пробудились куры.

4. Возгласы мальчика долетали еще до моего слуха когда уже стало совсем темно и я огибал край леса.

5. Если когда-нибудь гоняясь за счастьем вы найдете его вы подобно старухе искавшей свои очки обнаружите что счастье было все время у вас на носу

1.  В море во время качки спишь не когда хочешь,  а  когда можешь. 2. Я так и не увидел  ни  как зашло солнце,  ни как появились звезды на небе. 4. Глеб не заметил,  как  наступило утро  и  как пробудились куры. 5. Возгласы мальчика долетали еще до моего слуха,  когда  уже стало совсем темно,  и я огибал  край леса. 6. Если когда-нибудь,  гоняясь за счастьем , вы найдете его, вы,  подобно старухе , искавшей свои очки , обнаружите,  что  счастье было все время у вас на носу

1. В море во время качки спишь не когда хочешь, а когда можешь.

2. Я так и не увидел ни как зашло солнце, ни как появились звезды на небе.

4. Глеб не заметил, как наступило утро и как пробудились куры.

5. Возгласы мальчика долетали еще до моего слуха, когда уже стало совсем темно, и я огибал край леса.

6. Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем , вы найдете его, вы, подобно старухе , искавшей свои очки , обнаружите, что счастье было все время у вас на носу

Оценивание.  Без ошибок – «5»  1- ошибка- «4»  2 - ошибки- «3»  3 – ошибки- «2»

Оценивание. Без ошибок – «5» 1- ошибка- «4» 2 - ошибки- «3» 3 – ошибки- «2»

(1817-1900)

(1817-1900)

Домашняя работа:  найти в произведении Лермонтова «Тамань»  5 СПП и определить вид придаточного

Домашняя работа: найти в произведении Лермонтова «Тамань» 5 СПП и определить вид придаточного


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Сложноподчиненное предложение +презентация 9 класс

Автор: Жмайло Светлана Владимировна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 253051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока Сложноподчиненное предложение +презентация 9 класс"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-priezientatsiia-9-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "253052"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447512074"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства