I. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть! Пусть сегодняшний урок принесет вам всем радость общения. Сегодня нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками нам будут внимание, находчивость, смекалка! На нашем уроке сегодня присутствуют гости. Мы им очень рады.
II. Повторение и закрепление знаний. Урок я бы хотела начать с небольшого словарного диктанта. Записываем слова в столбик.
Санаторий
Отчасти
Счастье
Температура
Обоняние
Яблоко
Наизусть
Искусный
Единомышленник
Обменяйтесь тетрадками и проверьте работы друг у друга. Спросить, несколько человек, как они оценивают работу соседа. А сейчас я бы хотела, что бы каждый из вас оценил своя работу. Поднимите вверх сигнальную карточку того цвета, который соответствует оценке вашей работы.
Посмотрите внимательно на слова, которые мы записали. Какое слово получилось из первых букв? Как вы думаете, случайно ли это? А для чего оно нам?
III. Работа по новой теме.
Задание: Определите, какой частью речи является выделенное слово в предложении. Определите его синтаксическую роль.
Глаза светились радостно. Утро сегодня радостно. На душе радостно. В лесу тихо.
Получается ли у нас определить часть речи? А почему? (Потому что не хватает знаний)
А что эти выделенные слова обозначают? (Состояние человека, природы, окружающей среды)
-Попробуйте дать названия таким словам. Называются такие слова – слова категории состояния.
- Итак, тема нашего урока? Какую цель перед собой поставим?
Какие выводы мы уже можем сделать о словах состояния? Что мы о них уже узнали? (На какие вопросы отвечают? Что обозначают? Каким членом предложения являются?)
- Попробуйте изменить слово состояния в предложении? Изменяется ли оно?
- В предложениях, где используются слова состояния может ли быть подлежащее? С какой частью речи это роднит слова категории состояния? (С безличными глаголами)
- Признаки каких частей речи объединили СКС?
- А сейчас давайте поработаем с учебником. Откроем п. 120. Самостоятельно прочитайте материал, используя метода инсерт. Расставляете значки в тексте:
уже знал
+ новое
- думал иначе
? есть вопросы
- Что мы с вами выяснили и без учебника (уже знал)?
- Что нового? Что дополняет учебник к нашим наблюдениям (новое)?
V. Закрепление знаний.
Задание: Давайте попробуем определить, что обозначает СКС в следующих предложениях.
Нужно работать всем и каждому над собой.
Мирно и спокойно вокруг.
На душе моей скверно и жутко.
Пустынно и тихо осенью.
В воздухе сыро, тепло.
И светло мне, и сладко, и грустно.
Как оцените свою работу?
VI. Физминутка. Мы хорошо с вами поработали, настало время немного отдохнуть. Я хочу, чтобы вы отдохнули с пользой.Я буду читать утверждения, если оно верное – встаем, если неверное – приседаем.
СКС не изменяется.
СКС отвечает на вопрос что?
СКС – самостоятельная часть речи.
СКС в предложении является обстоятельством.
СКС обозначает предмет.
СКС отвечает на вопрос каков?
СКС является сказуемым.
Молодцы! Продолжаем работу.
Задание 2. Запишите текст, вставив подходящие по смыслу слова категории состояния. Озаглавьте текст.
Кругом ….. от выпавшего ночью снега. Я выхожу из дома, надеваю лыжи. ………… щеки пощипывает, снег скрипит. ………… в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Он живет своей тихой жизнью. …….. уметь видеть и слышать лесную жизнь. Присмотревшись, …… увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. День пролетел незаметно. …… возвращаться домой. После этой прогулки на душе …… и ……… .
Слова для справки: бело, морозно, тихо, надо, можно, нужно, тепло, радостно.
Задание 3. Определите какими частями речи являются выделенные слова в предложениях? Запишите только те предложения, в которых есть СКС.
1. Цветущее дерево красиво.
2. В лесу весной красиво.
3. Красиво плывут облака.
4. Сегодня морозно.
5. Нельзя шуметь.
Как вы оцениваете свою работу? Справились ли мы с заданием?
Выпишите слова категории состояния.
VIII. Итог. Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Что вы нового узнали на уроке? Чему научились? Со всем ли мы справились? Составьте предложения, используя СКС, отражая восприятие темы, оценивая свою работу.
IX. Рефлексия. А сейчас я бы хотела, что бы вы оценили свою работу. Поднимите вверх сигнальную карточку. Красная – плохо разобрался в теме, желтая – не со всем разобрался, зеленая – все понял.