Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Психологический настрой. АМО «Добро в ладошках». - Я рада видеть вас на уроке русской грамоты. - Начинаем наш урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях в игре. Смело, четко говорим И тихонечко сидим. - Соедините ладошки, соберите в них свое добро, раскройте ладошки и пошлите своему товарищу свое тепло и доброту. - А теперь вперёд за новыми знаниями! | Выполняют задание. |
Развитие речевого аппарата | 1. Артикуляционная разминка Упражнение «Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперед. Не разжимая губ, растянуть их в улыбке. Повторить 3 раза. 2. Дыхательная гимнастика Упражнение «33 Егорки». Сделать глубокий вдох носом, а на выдохе произнести скороговорку: Как на горке, на пригорке Стоят 33 Егорки. Вновь сделать глубокий вдох и продолжить: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д. Добирать воздух нельзя 3. Работа над дикцией Чтение скороговорки. На горе гогочут гуси. Под горой огонь горит. | Выполняют упражнение. Хоровое проговаривание. |
Целеполагание | - Какой звук повторяется в скороговорке? - Определите тему урока. - Чтобы урок прошел с пользой для каждого, давайте определим наши цели. - Чем будем заниматься на уроке? | Ответы учащихся. |
Актуализация знаний | Выделение и характеристика изучаемых звуков [г], [г']. Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица - почтальон, Пролетит любой маршрут. (голубь) [г] – согласный, звонкий, твердый. - Отгадайте загадку. Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (снегирь) [г'] – согласный, звонкий, мягкий. - Как можно назвать одним словом? - А какие это птицы? Можно ли их встретить зимой? Изменение формы слова. Голубь и снегирь обозначают один предмет. Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.?(таблица) Один Много голубь снегирь - Это форма слова. Составление звуковых схем слов голуби и снегири. АМО «Волшебная корзина» | Фронтальная работа. Ответ учащихся Рассматривают иллюстрации Индивидуальная работа за доской и в тетради. Коллективная проверка |
Физминутка | «Гуси» Гуси серые летели, На лужайку тихо сели. Посидели, поклевали, Быстро, быстро побежали. «Птичка – невеличка» Птичка, птичка, Вот тебе водичка, Вот тебе и крошки, На моей ладошке. | Хоровое проговаривание и выполнение упражнений. |
Работа по теме урока | Чтение слогов и составление слов. - Прочитай слоги, соедини их так, чтобы получились слова. га си го ша ги лос гу ка гал раж гру бы гри ри Чтение слов, деление на слоги, выделение ударного слога. гром гриб луг | гуси галки голуби | Галина Гоша Гриша | ураган носорог гитарист | - Что общего в каждом столбике? | Индивидуальная работа Коллективная проверка Работа в парах |
Работа в прописи | Подготовка к письму. Я тетрадь свою открою И как надо положу. И от вас, друзья, не скрою, Ручку правильно держу. Работа в прописи. Показ на доске с объяснением. Письмо букв Гг. Пальчиковая гимнастика. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать, А потом они в тетрадке Будут буковки писать. Письмо слогов га, гу. Письмо слов. Гуси, галки, голуби. Письмо предложения. На лугу гуси. | Хоровое проговаривание Письмо в прописи Выполняют упражнения |
Физминутка | Музыкальная физминутка. | Выполняют упражнения |
Работа над связной речью | Составление предложений. - Закончите предложения. Гвоздика, герань, георгин - . Голубика, земляника, малина - . Голубь, грач, снегирь - . - Каких птиц можно встретить на улицах и парках зимой? Работа по картине «Кормушка». - Куда пришли дети? - Что они принесли с собой? - Для кого дети принесли корм? - Какие птицы прилетят на кормушку? - Птицам страшнее зимой не холод, а голод. - Что знаете о галке? Работа с текстом. - Прочитайте текст, на рисунке найдите галку. Галка Галка – это птица размером с голубя. У нее короткие крылья, узкий хвост, клюв короткий. Тело серое, а голова, крылья и хвост – черные. | Фронтальная работа. Ответы учащихся Индивидуальная работа Чтение текста |
Работа над текстом | Правила работы в группах. АМО «Раскадровка» Задание в группах. - Прочитайте предложения. Рассмотрите картинки. Дополните рисунки недостающими деталями. 3 группа У Гриши была галка. Она часто гуляла по двору. 1 группа На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. 4 группа Она стала кидать камушки в кувшин и столько накидала, что вода стала выше. 2 группа Галка села на край кувшина и стала пить воду. - Определите последовательность. Чтение полного текста Задание к тексту. - Выбери заголовок, который наиболее соответствует содержанию текста. Галка. Находчивая галка. Кувшин с водой. Работа над пословицами. - Выберите пословицу, которая больше подходит к рассказу. Объясните свой выбор. Мал золотник, да дорог. Красна птица пером, а человек умом. Око видит далеко, а ум еще дальше. | Групповая работа Выступление учащихся |
Итог урока | - Давайте вернемся к теме нашего урока. - Вспомните, какие ожидания были в начале урока. - Все ли удалось выполнить? | Ответы учащихся |
Рефлексия | «Кормушка» У каждого учащегося на парте иллюстрации птиц. - На нашу кормушку прилетели птицы. Назовите и прикрепите к кормушке зимующих птиц. Объясните свой выбор. | Учащиеся выбирают птиц и прикрепляют к кормушке |