Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Знаки препинания при вводных словах"
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Знаки препинания при вводных словах"
Данный урок является вторым уроком по теме "Вводные слова". Урок способствует совершенствованию умений учащихся находить вводные слова, выделять их на письме запятыми, определять группы вводных слов по значению. На уроке повторяются теоретические сведения, закрепляется умение производить синтаксический разбор предложения, осложненного вводным словом. Контроль знаний осуществляется также с помощью цифрового диктанта и тестовых заданий. Дидактический материал к уроку подобран по теме "Музыка" и способствует привитию интереса к этому виду искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Знаки препинания при вводных словах" »
Северо-Казахстанская область
Район имени Габита Мусрепова
КГУ «Чистопольская средняя школа»
Урок русского языка
в 8 классе
Тема: «Знаки препинания при вводных словах»
Учитель русского языка и литературы:
Стрекозина Татьяна Алексеевна
2015 г.
Тема урока: Знаки препинания при вводных словах
Цель: обобщение изученного о вводных словах и о знаках препинания в предложениях с вводными словами.
Задачи: 1)закрепить умение находить в предложении вводные слова и определять их значение; 2) совершенствовать пунктуационный навык обособления на письме вводных слов, умение производить синтаксический разбор предложений, осложнённых вводными словами; 3) воспитывать любовь к музыке, стремление применять полученные знания на практике.
Эпиграф урока:
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.
Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, её слушать.
Благодаря музыке вы, бесспорно, найдёте в себе новые,
неведомые вам прежде силы.
Д.Шостакович
Ход урока
Оргмомент, приветствие.
Опрос «Мягкая посадка»: учитель задаёт вопросы по теме, тот, кто отвечает, садится. Учащиеся, не сумевшие ответить на заданный им вопрос, садятся, получив карточку для индивидуальной работы.
Вопросы для устного опроса:
*Какие слова называются вводными?
*Какое место в предложении они могут занимать?
*Что общего между вводными словами и обращениями?
*Как вводные слова выделяются на письме?
*Какие группы вводных слов по значению вы знаете?
*Назовите вводные слова, обозначающие большую степень уверенности.
*Какие слова обозначают меньшую степень уверенности?
*Перечислите вводные слова, обозначающие различные чувства.
*Что обозначают вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец, таким образом?
*Укажите значение вводных слов: одним словом, короче говоря, кстати сказать.
Карточка для индивидуальной работы
Задание:списать предложения, найти и графически обозначить вводные слова, расставить запятые, вставить пропущенные буквы.
Наст…ящая музыка безусловно способна выражать только гуманные чу…ства.
Музыка по моему мнению захватыва…т сильнее, чем живопись потому что она разумеется больше сбл…жает человека с человеком.
К счастью музыка способна заглушить самую большую печ…ль.
Учащиеся, ответившие на вопросы учителя, производят синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет разбор на доске):
Музыка, как известно, воздействует на этическую сторону души, и, значит, она способна воспитывать молодёжь. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, ССП с соединит. союзом: 1) двусост., распростр., осложнено вводным словом; 2) двусост., распростр., осложнено вводным словом)
Закрепление изученного о вводных словах, их значении и пунктуации (тренировочные упражнения)
Учитель: Какой лексической теме посвящён наш урок? Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы поняли слова великого композитора? Найдите в этом высказывании вводные слова. Каково их значение? Как они выделяются при чтении? А на письме?
Творческий диктант: вставьте в текст подходящие по значению вводные слова. Определите эти значения. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (тексты распечатаны для каждого ученика).
______________ ни одно другое иску…тво так настойчиво не вт…ргает(?)ся в жизнь человека, как музыка. (Не)устанный труд увлеч…нные занятия большие мысли и глубокие чу…ства - _________ всё, чем живёт человек, нашло отр…жение в музыке. ______________ для композитора (не)обходима боль познания чужих бед. Музыка _________________ делает человека добрее бл…городнее красивее. __________________ есть люди, которых хорошая музыка (н…)как и (н…)чем (не)увлекает и (не)волнует. Главным в музыке _______________ всегда остаёт(?)ся человек его мысли его чу…ства его отн…шение к миру.
Слова для справок:пожалуй, одним словом, по мнению Чайковского, без сомнения, к сожалению, конечно же.
Дифференцированное задание: 1 группа (сильные) – обозначить графически грамматические основы во 2-ом и в 4-ом предложениях. 2 группа (слабые) – графически обозначить все вводные слова.
Учитель: Как вы поняли значение третьего предложения? Согласны ли вы с мнением, что музыка делает человека добрее, благороднее, красивее?
Упражнение на отличие вводных слов от слов, являющихся членами предложения: «Цифровой диктант» с последующей взаимопроверкой по ключу.
Вводные слова
Члены предложения
Предложения для графического диктанта:
1.К несчастью музыканта никто не остался раводушным.
2. К несчастью, далеко не все люди способны понимать музыку.
3. Я, верно, смогу достать билеты в филармонию, по крайней мере, постараюсь.
4. Я верно записал в нотной тетради заданный мне отрывок из музыкальной пьесы.
5. Объявление о предстоящем концерте действительно до конца месяца.
6. Действительно, музыка оказывает на человека благотворное влияние.
7. Эта музыкальная пьеса кажется мне очень оригинальной и интересной.
8. Слушателям, кажется, очень понравилось исполнение скрипача.
9. Оркестр, может быть, уже в следующем месяце отправится в гастрольный тур.
10. Это произведение вполне может быть исполнено на аккордеоне.
11. К счастью и радости слушателей добавился восторг.
12. Мы, к счастью, ещё не раз сможем насладиться этой музыкальной композицией.
Ключ к цифровому диктанту:
Вводные слова
Члены предложения
2, 3, 6, 8, 9, 12
1, 4, 5, 7, 10, 11
Проверочная работа (тесты) с последующей самопроверкой по ключу.
1.Укажите предложение с вводным словом:
А. Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.
Б. Я, может, никогда бы не вступил на путь искусства, если бы в детстве не полюбил музыку.
В. Музыка может исцелять души людей, она делает их сильными и мудрыми.
Г. Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!
2.Укажите количество запятых в предложении:
Я желал бы всеми силами своей души чтобы музыка моя распространялась чтобы увеличивалось число людей любящих её находящих в ней подпору и утешение. (П.И.Чайковский)
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5
3.Найдите предложение с вводным словом, имеющим значение «источник высказывания»:
А. По мнению Бетховена, музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств.
Б. Музыка, бесспорно, - могучий источник мысли.
В. Таким образом, музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках.
Г. Итак, без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
4. Определите, на месте каких цифр необходимо поставить запятые в предложении
Музыка (1) без сомнения (2) воодушевляет весь мир (3) снабжает душу крыльями (4) и (5) конечно (6) способствует полёту воображения (7) делая человека счастливым.
А. 1,2,3,4,5,6,7
Б. 2,4,5,6
В. 1,2,3,6,7
Г. 1,2,3,5,6,7
5. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены):
Друзья мои по моему глубокому убеждению никогда не следует считать потерянным время посвящённое концерту.
А. Обращением и вводным словом.
Б. Обращением, вводным словом, обособленным определением.
В. Вводным словом и однородными членами предложения.
Г. Обращением, вводным словом и обособленным обстоятельством.
Ключ к тестам: 1. Б, 2. В, 3. А, 4. Г, 5. Б.
5.Заключительное слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы не просто повторили тему «Вводные слова», не просто учились находить их и ставить знаки препинания, но и прикоснулись, пусть только немного, к великому искусству – музыке. Я хочу прочитать стихотворение известного вам уже поэта Константина Бальмонта «Музыка», и пусть оно ещё хоть чуть-чуть приблизит вас к этому величайшему творению человечества – музыкальному искусству.
Когда и правая, и левая рука Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных, И звездною росой обрызгана тоска, И колокольчики журчат в мечтах рассветных,—
Тогда священна ты,— ты не одна из нас, А ты, как солнца луч в движении тумана, И голос сердца ты, и листьев ты рассказ, И в роще дремлющей идущая Диана.
Всего острей поет в тебе одна струна— Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена. Безумие луны! И вся ты—как луна, Когда вскипит волна, но падает, как пена.
6.Оценивание работы учащихся на уроке.
7.Домашнее задание: 1 группа – написать сочинение-миниатюру «Под звуки музыки…». 2 группа: найти в интернете 4 высказывания известных людей о музыке, списать их, добавив подходящие по смыслу вводные слова.