kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Связь слов в словосочетании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Связь слов в словосочетании

Цель урока: дать понятие о видах связи слов в словосочетании;

Задачи урока: формирование умений

1) определять способ связи слов в словосочетании;

2) преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

3) правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;

4) использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Орфографическая пятиминутка.
  4. Объяснение нового материала
  5. Тренировочные упражнения.
  6. Домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Связь слов в словосочетании"»


Урок русского языка в 8 классе

Тема: Связь слов в словосочетании

Цель урока: дать понятие о видах связи слов в словосочетании;

Задачи урока: формирование умений

1) определять способ связи слов в словосочетании;

2) преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

3) правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;

4) использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Орфографическая пятиминутка.

  4. Объяснение нового материала

  5. Тренировочные упражнения.

  6. Домашнее задание.

Слайд 3

Орфографическая пятиминутка.

I.*Спишите, вставляя буквы:

Пр…сыпка, пр…сытиться, протличный, пр…рекаться, пр…амурский, пр…градить дорогу, пр…ворожить, пр…томился, пр…образиться, пр…плюсовать, пр…школьный, пр…задуматься, пр…вязать, пр…сладкий, н…престанно, пр…ломление, пр…дорожный, пр…ступить закон.

*Цифры указывают на этапы появления текста на слайде по щелчку мыши.

Слайд 4 Подсказка*:

I. Воспользуйтесь таблицей, чтобы проверить, правильно ли вы записали слова:

- при

- пре

Неполнота действия

Пространственная близость

Приближение, присоединение, прибавление

Высокая степень качества или действия

(очень)

Близко по значению с приставкой - пере



II. Проверь себя:

Присыпка, пресытиться, преотличный, пререкаться, приамурский, преградить дорогу, приворожить, притомился, преобразиться, приплюсовать, пришкольный, призадуматься, привязать, пресладкий, непрестанно, преломление, придорожный, преступить закон.

Слайд 5

Объяснение нового материала.

  1. Запись словосочетаний:

Трудная задача прилагательное + существительное

Вашего друга местоимение + существительное

Приближающейся бури причастие + существительное

Шестой день порядковое числительное + существительное



*По мере необходимости в презентацию включаются такие элементы, как «подсказка» и «проверь себя», дающие возможность учащимся вспомнить забытое или проверить правильность своих ответов.



Учащиеся обозначают главные слова и зависимые, определяют грамматическое значение словосочетаний.

II. Ответьте на вопросы:

1.Какими частями речи являются главные и зависимые слова в данных словосочетаниях ?

2.Как изменяются слова в данных словосочетаниях?

3.Попробуйте изменить главное слово, что произойдет с зависимым?

4.В чем согласуются слова в данном словосочетании?

5.Какая часть зависимого слова указывает на согласование?

Отвечая на поставленные вопросы, ученики самостоятельно приходят к выводу, что такой вид связи называется согласованием.

Следующий слайд позволит ученикам не только проверить правильность своих ответов, но и запомнить алгоритм действий по определению вида связи в словосочетании.

Слайд 6

Проверь себя:

  1. Главными и зависимыми словами являются существительное, прилагательное, причастие, числительное (порядковое), т.е. именные части речи.

  2. Слова в данных словосочетаниях изменяются по числам, родам и падежам: трудной задачи, трудную задачу)

  3. При изменении главного слова зависимое принимает ту же форму, что и зависимое.

  4. Слова в данном словосочетании согласуются в роде, числе, падеже.

  5. На согласование указывает окончание.

Такой вид связи слов в словосочетании называется согласование.

Слайд 7

I. Составьте с данными словами словосочетания: зеленый, поляна, стелющийся, растение.

II.В данном предложении найдите словосочетание со связью согласование:

За время жизни в землянке слух у него обострился, появилось звериное чутье (звериное чутьё).

Слайд 8

  1. Запись словосочетаний:

Шел по лесу глагол + существительное в Дат. П.

Читающий книгу причастие + существительное в Вин. П.

Чтение книги существительное + существительное в Род. П.

Думая о друге деепричастие + существительное в П. п.

Заботится о младших глагол + прилагательное в П.п. в роли существительного

II. Ответьте на вопросы:

1.Какими частями речи являются слова в данных словосочетаниях? 2.Попробуйте изменить главное слово, что произойдет с зависимым?

3. Чем выражается грамматическая связь главного слова с зависимым?

Слайд 8 Проверь себя:

  1. Главными словами в данных словосочетаниях являются глагол, причастие, деепричастие, существительное и другие части речи в роли существительного.

  2. При изменении главного слова зависимое не изменится, т.е. главное слово управляет зависимым: читал книгу, читала книгу, прочитали книгу.

  3. Грамматическая связь выражается окончанием и предлогом.

Такой вид связи слов называется управление.

Слайд 9

I. Подсказка:

Наличие предлога в словосочетании – сигнал управления.

II.В данном предложении найдите словосочетание со связью управление:

Я встала, поблагодарила за доверие и заверила, что буду очень стараться.

(Поблагодарила за доверие).

Слайд 10

Физкультминутка

Слайд 10

  1. Запись словосочетаний:

Бегло читать глагол + наречие

Очень сладкий прилагательное + наречие

Идти напевая глагол + деепричастие

Хотеть учиться глагол + глагол в неопределенной форме

II. Ответьте на вопросы:

1.Какими частями речи являются зависимые слова в данных словосочетаниях?

2.Как зависимое слово связано с главным?

Слайд 11

I. Проверь себя:

  1. Зависимыми словами в данных словосочетаниях являются наречие, деепричастие, инфинитив, т.е. неизменяемые части речи.

  2. Зависимое слово связано с главным только по смыслу, т.е. примыкает к главному.

Такой вид связи называется примыкание.

II. В данном предложении найдите словосочетание со связью примыкание:

Машина, не останавливаясь, прошла через город. (Не останавливаясь, прошла)

Слайд 12 Обобщение:

Ученики называют виды связи слов в словосочетаниях, составляют и заполняют таблицу, внося в неё основные отличительные черты каждого вида связи.

Подчинительная связь в словосочетании

Согласование

Управление

примыкание

Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

Зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное, наличие предлога – показатель управления.

Зависимое слово связано с главным только по смыслу, примыкают только неизменяемые слова: наречие, деепричастие, инфинитив.

Слайд 13 Тренировочные упражнения.

Со словами поразить, потрясти, огорошить составьте словосочетания.

Какая у этих словосочетаний связь?



Подберите к данным словосочетаниям синонимичное стилистически нейтральное.

Подсказка: удивить зрителя, удивить поступком

Слайд 14

Словосочетания со связью согласование замените синонимичными со связью управление:



Проверь себя:

Вишневое варенье варенье из вишни

Деревянный столик столик из дерева

Консервная банка банка для консервов

журавлиный крик крик журавлей

Слайд 15

С данными словами составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу зависимые слова.

Обрадоваться – обрадован, опираться – базироваться, основываться – обосновывать, полный - наполненный, превосходство – преимущество, различать – отличать, удивляться – удивлен, уплатить – оплатить.

Подумайте, почему данные слова даны парами?



Слайд 16

I.Проверь себя:

Обрадоваться чему обрадован чем

Опираться на что базироваться на чем

Основываться на чем обосновывать что

Полный чего наполненный чем



Превосходство над кем преимущество перед кем

Различать что отличать что от чего

Удивляться чему удивлен чем

Уплатить за что оплатить что

  1. Подсказка:

Слова в каждой паре соотносятся между собой или только по значению, или и по значению, и по образованию. А нормы управления у этих соотносительных слов разные. По аналогии (по сходству) такие соотносительные слова нередко употребляются в речи с ошибкой в управлении, перенимая нормы связи близкого по значению или образования слова.

Слайд 17 Закрепление:

  1. Ответьте на вопросы:

  1. С какими видами связи слов в словосочетании вы познакомились?

  2. Как определить способ связи слов в словосочетании?

  1. Подсказка:

Подчинительная связь в словосочетании

Согласование

Управление

примыкание

Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

Зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное, наличие предлога – показатель управления.

Зависимое слово связано с главным только по смыслу, примыкают только неизменяемые слова: наречие, деепричастие, инфинитив.





Домашнее задание: Составить три распространенных предложения, выписать из них все возможные словосочетания и определить, на основе какого вида связи эти словосочетания построены.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Связь слов в словосочетании"

Автор: Макарова Ольга Геннадьевна

Дата: 18.03.2016

Номер свидетельства: 307399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка по теме "Собирательные числительные""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemiesobiratielnyiechislitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "293676"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455531935"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка  по теме «Типы словосочетаний» с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tipy-slovosochietanii-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "121276"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413912493"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по родам""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "306755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458196800"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока - кроссворда 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-krossvorda-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443339763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства