Шестой день порядковое числительное + существительное
*По мере необходимости в презентацию включаются такие элементы, как «подсказка» и «проверь себя», дающие возможность учащимся вспомнить забытое или проверить правильность своих ответов.
Учащиеся обозначают главные слова и зависимые, определяют грамматическое значение словосочетаний.
II. Ответьте на вопросы:
1.Какими частями речи являются главные и зависимые слова в данных словосочетаниях ?
2.Как изменяются слова в данных словосочетаниях?
3.Попробуйте изменить главное слово, что произойдет с зависимым?
4.В чем согласуются слова в данном словосочетании?
5.Какая часть зависимого слова указывает на согласование?
Отвечая на поставленные вопросы, ученики самостоятельно приходят к выводу, что такой вид связи называется согласованием.
Следующий слайд позволит ученикам не только проверить правильность своих ответов, но и запомнить алгоритм действий по определению вида связи в словосочетании.
Слайд 6
Проверь себя:
Главными и зависимыми словами являются существительное, прилагательное, причастие, числительное (порядковое), т.е. именные части речи.
Слова в данных словосочетаниях изменяются по числам, родам и падежам: трудной задачи, трудную задачу)
При изменении главного слова зависимое принимает ту же форму, что и зависимое.
Слова в данном словосочетании согласуются в роде, числе, падеже.
На согласование указывает окончание.
Такой вид связи слов в словосочетании называется согласование.
Слайд 7
I. Составьте с данными словами словосочетания: зеленый, поляна, стелющийся, растение.
II.В данном предложении найдите словосочетание со связью согласование:
За время жизни в землянке слух у него обострился, появилось звериное чутье (звериное чутьё).
Слайд 8
Запись словосочетаний:
Шел по лесу глагол + существительное в Дат. П.
Читающий книгу причастие + существительное в Вин. П.
Чтение книги существительное + существительное в Род. П.
Думая о друге деепричастие + существительное в П. п.
Заботится о младших глагол + прилагательное в П.п. в роли существительного
II. Ответьте на вопросы:
1.Какими частями речи являются слова в данных словосочетаниях? 2.Попробуйте изменить главное слово, что произойдет с зависимым?
3. Чем выражается грамматическая связь главного слова с зависимым?
Слайд 8 Проверь себя:
Главными словами в данных словосочетаниях являются глагол, причастие, деепричастие, существительное и другие части речи в роли существительного.
При изменении главного слова зависимое не изменится, т.е. главное слово управляет зависимым: читал книгу, читала книгу, прочитали книгу.
Грамматическая связь выражается окончанием и предлогом.
Такой вид связи слов называется управление.
Слайд 9
I. Подсказка:
Наличие предлога в словосочетании – сигнал управления.
II.В данном предложении найдите словосочетание со связью управление:
Я встала, поблагодарила за доверие и заверила, что буду очень стараться.
(Поблагодарила за доверие).
Слайд 10
Физкультминутка
Слайд 10
Запись словосочетаний:
Бегло читать глагол + наречие
Очень сладкий прилагательное + наречие
Идти напевая глагол + деепричастие
Хотеть учиться глагол + глагол в неопределенной форме
II. Ответьте на вопросы:
1.Какими частями речи являются зависимые слова в данных словосочетаниях?
2.Как зависимое слово связано с главным?
Слайд 11
I. Проверь себя:
Зависимыми словами в данных словосочетаниях являются наречие, деепричастие, инфинитив, т.е. неизменяемые части речи.
Зависимое слово связано с главным только по смыслу, т.е. примыкает к главному.
Такой вид связи называется примыкание.
II. В данном предложении найдите словосочетание со связью примыкание:
Машина, не останавливаясь, прошла через город. (Не останавливаясь, прошла)
Слайд 12 Обобщение:
Ученики называют виды связи слов в словосочетаниях, составляют и заполняют таблицу, внося в неё основные отличительные черты каждого вида связи.
Подчинительная связь в словосочетании
Согласование
Управление
примыкание
Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.
Зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное, наличие предлога – показатель управления.
Зависимое слово связано с главным только по смыслу, примыкают только неизменяемые слова: наречие, деепричастие, инфинитив.
Слайд 13 Тренировочные упражнения.
Со словами поразить, потрясти, огорошить составьте словосочетания.
Какая у этих словосочетаний связь?
Подберите к данным словосочетаниям синонимичное стилистически нейтральное.
Подсказка: удивить зрителя, удивить поступком
Слайд 14
Словосочетания со связью согласование замените синонимичными со связью управление:
Проверь себя:
Вишневое варенье варенье из вишни
Деревянный столик столик из дерева
Консервная банка банка для консервов
журавлиный крик крик журавлей
Слайд 15
С данными словами составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу зависимые слова.
Слова в каждой паре соотносятся между собой или только по значению, или и по значению, и по образованию. А нормы управления у этих соотносительных слов разные. По аналогии (по сходству) такие соотносительные слова нередко употребляются в речи с ошибкой в управлении, перенимая нормы связи близкого по значению или образования слова.
Слайд 17 Закрепление:
Ответьте на вопросы:
С какими видами связи слов в словосочетании вы познакомились?
Как определить способ связи слов в словосочетании?
Подсказка:
Подчинительная связь в словосочетании
Согласование
Управление
примыкание
Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.
Зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное, наличие предлога – показатель управления.
Зависимое слово связано с главным только по смыслу, примыкают только неизменяемые слова: наречие, деепричастие, инфинитив.
Домашнее задание: Составить три распространенных предложения, выписать из них все возможные словосочетания и определить, на основе какого вида связи эти словосочетания построены.