kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Развитие речи. Письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока содержит информацию о видах писем, схеме написания письма, занимательные и обучающие упражнения по отработке навыка написания письма. Урок состоит из семи этапов: организационного момента, целеполагания, слова учителя с элементами беседы, словарной работы, сообщении о видах писем, обучении написания письма, итога урока. На уроке используются следующие методы: словесный, частично-поисковый, беседа, наглядный, проблемный. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Развитие речи. Письмо"»

Конспект урока русского языка

Учитель: Московских Ольга Александровна, МБОУ «СОШ № 20» г. Тулуна Иркутской области

ТЕМА: Развитие речи. Письмо

Класс: 5-ый

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами;

  2. развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта;

  3. совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи;

  4. развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства; воспитание внимательного, доброго отношения к близким и родным.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

  1. Орг.момент






2.Целеполагание














  1. Слово учителя с элементами беседы








  1. Словарная работа












4.Сообщение о видах писем























































5. Обучение написанию письма.







































6. Итог урока









Эпиграф к уроку:

Письмо - это птица:

Может весь мир облететь.

Письмо, как родная матушка,

Может сердце любовью согреть.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно.

Для начала я загадаю вам загадку:

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею.

- Правильно конверт, а что находится внутри? – Письмо (демонстрация конверта с письмом).

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?( « Письмо»).

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его

оформлять.

-Запишем в тетрадях дату, тему урока).


-Ребята, с какой целью мы пишем письмо?

-Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем?

Ответы детей.

- Почему возникла необходимость писать письма?

- Молодцы, вы правильно понимаете, все ответы верные. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.


- Давайте определим значения данных слов, соотнеся слово и его лексическое значение. Я читаю вам определение понятия, а вы называете его.

  1. Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.

  2. Адрес – надпись на письме, указывающая получателя и место назначения

  3. Адресат – лицо, которому адресовано письмо

  4. Адресант – лицо, которое пишет письмо

  5. Индекс – цифровой или буквенный показатель чего-н.

- Запишите данные слова в тетрадь

- Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.

-Различают следующие виды писем:

1- обычное письмо (более подробный разговор о нем пойдет позже);

2 - почтовые открытки (посылаются, если нет времени написать письмо или необходимо передать какое-либо краткое сообщение.

Так как почтовую открытку могут прочесть посторонние, в ней не пишут ничего такого, что могло бы заинтересовать любопытных. Никаких замечаний и упреков. Приглашение в гости, поздравления с юбилеем, свадьбой, рождением ребенка не посылают открытым письмом. В таких случаях открытку вкладывают в конверт или посылают телеграмму);

3 - благодарственное письмо (посылается в том случае, если вы не имели возможности лично поблагодарить лицо, оказавшее вам услугу);

4 - извинение (посылается тем, кого вы обидели. Хорошо воспитанный человек не считает для себя унизительным признаться в своей бестактности и попросить за нее прощение.

Вежливость требует, чтобы извинения были приняты и чтобы об этом было сообщено в ответном письме);

5 - напоминание (пишется тому, кто забыл о своем долге или затягивает его выполнение. Напоминание обязательно посылают в конверте и пишут в вежливом тоне, даже если есть право предъявить свои требования в законном порядке, например, об уплате долга, возвращении одолженной вещи и т.д.);

7 - соболезнования (посылают тому, кого постигло какое-либо несчастье. Это одно из самых трудных писем, требующих большого чувства такта. Соболезнование должно быть кратким и в то же время сердечным);

8 - официальное письмо (заявления, для которых нет специальных бланков. Обычно пишутся на машинописном листе, по возможности коротко, деловито и понятно) ;

-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.

- Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь?

- Правильно, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.

- Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.

Объяснительный словарный диктант.

Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.

- Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома.

-У вас у каждого на столе схема с опорными словами

СХЕМА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА:

  • Приветствие, обращение

  • Передача чувств, настроения

  • Сообщение о текущих делах (главное содержание)

  • Подпись, дата

  • Постскриптум (Р. S. - послесловие)

Работа у доски и в тетрадях.

По каждому пункту 1-2 предложения.

-Кому трудно, будем писать вместе. Желающие могут писать самостоятельно.

-Представьте, что вы уехали в санаторий, он находится у моря. Поделитесь своими впечатлениями об отдыхе с мамой. С чего бы вы начали писать маме? С приветствия, обращения.

- Объясните, постановку знаков препинания.

- Прочитайте, кто желает, свои письма.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.


-Письмо мы написали.

- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.

- Что при этом надо помнить?

Дети: Надо правильно оформить конверт.

- Почему так важно правильно подписывать?

Дети: Чтобы оно дошло до того, кому пишешь.

-Правильно, чтобы не получилось, как в рассказе А.П.Чехова «Ванька» .

- Вот послушайте текст письма героя рассказа А.П. Чехова «Ванька» и ответьте на вопрос: «Дойдет ли это письмо до адресата?»

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки» «Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

. На деревню дедушке.

- Дойдет ли письмо дедушке? Почему?

-Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.


-Ребята, чему мы сегодня научились? Зачем нужны письма? Как вы думаете, почему, когда космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили о том, что им приятнее всего было получить с Земли, они ответили: «Письма»?

Оценки за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Развитие речи. Письмо"

Автор: Московских Ольга Александровна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме "Части речи""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "381335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484837497"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства