Эпиграф к уроку: Письмо - это птица: Может весь мир облететь. Письмо, как родная матушка, Может сердце любовью согреть. - Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно. Для начала я загадаю вам загадку: Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. - Правильно конверт, а что находится внутри? – Письмо (демонстрация конверта с письмом). - Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?( « Письмо»). - Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять. -Запишем в тетрадях дату, тему урока). -Ребята, с какой целью мы пишем письмо? -Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем? Ответы детей. - Почему возникла необходимость писать письма? - Молодцы, вы правильно понимаете, все ответы верные. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии. - Давайте определим значения данных слов, соотнеся слово и его лексическое значение. Я читаю вам определение понятия, а вы называете его. Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. Адрес – надпись на письме, указывающая получателя и место назначения Адресат – лицо, которому адресовано письмо Адресант – лицо, которое пишет письмо Индекс – цифровой или буквенный показатель чего-н. - Запишите данные слова в тетрадь - Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями. -Различают следующие виды писем: 1- обычное письмо (более подробный разговор о нем пойдет позже); 2 - почтовые открытки (посылаются, если нет времени написать письмо или необходимо передать какое-либо краткое сообщение. Так как почтовую открытку могут прочесть посторонние, в ней не пишут ничего такого, что могло бы заинтересовать любопытных. Никаких замечаний и упреков. Приглашение в гости, поздравления с юбилеем, свадьбой, рождением ребенка не посылают открытым письмом. В таких случаях открытку вкладывают в конверт или посылают телеграмму); 3 - благодарственное письмо (посылается в том случае, если вы не имели возможности лично поблагодарить лицо, оказавшее вам услугу); 4 - извинение (посылается тем, кого вы обидели. Хорошо воспитанный человек не считает для себя унизительным признаться в своей бестактности и попросить за нее прощение. Вежливость требует, чтобы извинения были приняты и чтобы об этом было сообщено в ответном письме); 5 - напоминание (пишется тому, кто забыл о своем долге или затягивает его выполнение. Напоминание обязательно посылают в конверте и пишут в вежливом тоне, даже если есть право предъявить свои требования в законном порядке, например, об уплате долга, возвращении одолженной вещи и т.д.); 7 - соболезнования (посылают тому, кого постигло какое-либо несчастье. Это одно из самых трудных писем, требующих большого чувства такта. Соболезнование должно быть кратким и в то же время сердечным); 8 - официальное письмо (заявления, для которых нет специальных бланков. Обычно пишутся на машинописном листе, по возможности коротко, деловито и понятно) ; -О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления. - Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь? - Правильно, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок. - Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах. Объяснительный словарный диктант. Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи. - Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома. -У вас у каждого на столе схема с опорными словами СХЕМА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА: Приветствие, обращение Передача чувств, настроения Сообщение о текущих делах (главное содержание) Подпись, дата Постскриптум (Р. S. - послесловие) Работа у доски и в тетрадях. По каждому пункту 1-2 предложения. -Кому трудно, будем писать вместе. Желающие могут писать самостоятельно. -Представьте, что вы уехали в санаторий, он находится у моря. Поделитесь своими впечатлениями об отдыхе с мамой. С чего бы вы начали писать маме? С приветствия, обращения. - Объясните, постановку знаков препинания. - Прочитайте, кто желает, свои письма. -Молодцы, вы хорошо справились с заданием. -Письмо мы написали. - Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать. - Что при этом надо помнить? Дети: Надо правильно оформить конверт. - Почему так важно правильно подписывать? Дети: Чтобы оно дошло до того, кому пишешь. -Правильно, чтобы не получилось, как в рассказе А.П.Чехова «Ванька» . - Вот послушайте текст письма героя рассказа А.П. Чехова «Ванька» и ответьте на вопрос: «Дойдет ли это письмо до адресата?» «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки» «Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». . На деревню дедушке. - Дойдет ли письмо дедушке? Почему? -Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса. -Ребята, чему мы сегодня научились? Зачем нужны письма? Как вы думаете, почему, когда космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили о том, что им приятнее всего было получить с Земли, они ответили: «Письма»? Оценки за урок. |