конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами" предназначен для учителей, работающих в 5 классах по ФГОЧС. В данной разработке представлены формы работы, при которых учащиеся ставятся в позицию субъекта, показаны приёмы, активизирующие работу учащихся на уроке. На уроке проводятся такие виды работ, как словарно-орфографическая работа, работа с текстом, работа с пословицами, творческая работа. Применяется дифференцированный подход, разноуровневые задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕШКАЙМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ Б.П.ЗИНОВЬЕВА
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«НЕ С ГЛАГОЛАМИ»
АВТОР: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
АЛИАКБЯРОВА РУМИЯ РАСТАМОВНА
Р.П.ВЕШКАЙМА, 2014 год
Тема:" НЕ с глаголами" 5 класс
Программа: Рабочая программа. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9: пособие для учителей общебразовательных учреждений._- Москва: Просвещение, 2011.
Учебник: «Русский язык».5 класс: учебник в 2-х частях для общебразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - Москва: Просвещение, 2013.
Цели урока:
Образовательные:
повторить материал о написании НЕ с глаголами (курс начальной школы), познакомиться с глаголами-исключениями; формировать навык правописания НЕ с глаголами;
Развивающие:
развивать умение работать самостоятельно;
развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе, привлечь внимание учащихся к роли труда в жизни человека.
Формируемые УУД:
Личностные:
умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.
Коммуникативные:
умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.
Познавательные:
умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.
Планируемые результаты:
Предметные:
воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.
Личностные:
воспитывать умение работать в паре, в коллективе.
Метапредметные:
умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);
умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные).
Ход урока
Организационный момент
Мобилизующий этап.
Учитель:Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
На доске записаны пословицы:
(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
В чужом доме (не) указывают.
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
Лодырю всегда (не) здоровится.
- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой.
(Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).
2. Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.
Тема нашего урока: НЕ с глаголами.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему.
Если учащиеся затрудняются, то используйте опорные слова на доске.
1) расширить и углубить знания…;
2) учиться находить и правильно писать….;
3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .
Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
- А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?
Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.
- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?
- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?
- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.
НЕ откладывай НЕздоровится
НЕ указывают
НЕ хвали
- Назовите глагол, который без НЕ не употребляется (нездоровится).
- Как надо писать глаголы, которые без НЕ не употребляются? (НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).
- Такие глаголы составляют исключения.Без НЕ эти слова не употребляются. НЕ в таких глаголах является приставкой или частью корня. Правописание этих слов нужно запоминать.
- А знаете ли вы другие глаголы, которые без НЕ не употребляются?
Недомогать
Ненавидеть
Неволить
Недоумевать
Негодовать
Неистовствовать
- определите лексическое значение данных слов? В случае затруднения где можно найти верный ответ?
- Верно, помощь нам может оказать толковый словарь (работу можно провести в парах, индивидуально).
Недомогать-болеть.
Ненавидеть - испытывать ненависть.
Неволить - принуждать что-то сделать против желания.
Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.
Задание: составьте алгоритм рассуждений при написании не с глаголами (работа в парах).
Проверка:
- Обобщим наши рассуждения и сформулируем правило о правописании НЕ с глаголами.
Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не,пишем раздельно.
Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не,пишем слитно.
Закрепление изученного материала.
Творческое задание
Задание: придумайте задания к данным словосочетаниям и словам и выполните его.
Кто (не)работает, (не)трудиться, (не)посеешь, (не)бросай, без беды, врагу (не)кланяйся, доброе дело, чего себе (не)хочешь, учись доброму.
Тот (не)ест, так и хлеба (не)добиться, урожай (не)соберешь, товарища в (не)счастье, друга (не)узнаешь, для друга жизни (не)жалей, без награды (не)останется, того и другому (не)делай, худое на ум (не)пойдёт.
Примерные задания:
Списать, раскрыв скобки, выделив орфограммы
Распределить словосочетания и слова в два столбика (слитно, раздельно)
Собрать пословицы
Собрать пословицы и распределить по темам (дружба, труд, добро)
Аукцион пословиц
Задание: кто больше вспомнит пословиц, в которых есть частица НЕ с глаголом.
Работа с текстом
- Прочитайте то, что записано на доске. Является ли это текстом?
- А в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? (3,4,1,5,2).
- Какова основная мысль этого текста?
(Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).