kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами" предназначен для учителей, работающих в 5 классах по ФГОЧС. В данной разработке представлены формы работы, при которых учащиеся ставятся в позицию субъекта, показаны приёмы, активизирующие работу учащихся на уроке. На уроке проводятся такие виды работ, как словарно-орфографическая работа, работа с текстом, работа с пословицами, творческая работа. Применяется дифференцированный подход, разноуровневые задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕШКАЙМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ Б.П.ЗИНОВЬЕВА











КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ

«НЕ С ГЛАГОЛАМИ»










АВТОР: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

АЛИАКБЯРОВА РУМИЯ РАСТАМОВНА















Р.П.ВЕШКАЙМА, 2014 год

Тема: " НЕ с глаголами" 5 класс


Программа: Рабочая программа. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9: пособие для учителей общебразовательных учреждений._- Москва: Просвещение, 2011.


Учебник: «Русский язык».5 класс: учебник в 2-х частях для общебразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - Москва: Просвещение, 2013.


Цели урока:

Образовательные:

повторить материал о написании НЕ с глаголами (курс начальной школы), познакомиться с глаголами-исключениями; формировать навык правописания НЕ с глаголами;

Развивающие:

развивать умение работать самостоятельно;

развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.

Воспитательные:

воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе, привлечь внимание учащихся к роли труда в жизни человека.

Формируемые УУД:

Личностные:

умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.

Коммуникативные:

умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.

Познавательные:

умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.

Планируемые результаты:

Предметные:

воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.

Личностные:

воспитывать умение работать в паре, в коллективе.

Метапредметные:

умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);

умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные).

Ход урока


Организационный момент

Мобилизующий этап. 

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.


На доске записаны пословицы:

  • (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

  • В чужом доме (не) указывают.

  • (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

  • Лодырю всегда (не) здоровится.


- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. 

(Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).


2. Формулирование темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока: НЕ с глаголами.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему.

Если учащиеся затрудняются, то используйте опорные слова на доске.

1) расширить и углубить знания…;

2) учиться находить и правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .


Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.


А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?

Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.

- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?

- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?


- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.


НЕ откладывай НЕздоровится

НЕ указывают

НЕ хвали


Назовите глагол, который без НЕ не употребляется (нездоровится).

Как надо писать глаголы, которые без НЕ не употребляются? (НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

Такие глаголы составляют исключения. Без НЕ эти слова не употребляются. НЕ в таких глаголах является приставкой или частью корня. Правописание этих слов нужно запоминать.


- А знаете ли вы другие глаголы, которые без НЕ не употребляются?


Недомогать

Ненавидеть

Неволить

Недоумевать

Негодовать

Неистовствовать


- определите лексическое значение данных слов? В случае затруднения где можно найти верный ответ?

- Верно, помощь нам может оказать толковый словарь (работу можно провести в парах, индивидуально).


Недомогать-болеть.

Ненавидеть - испытывать ненависть.

Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.

Неистовствовать - безудержно буйствовать.



Составление алгоритма рассуждения:

Задание: составьте алгоритм рассуждений при написании не с глаголами (работа в парах).

Проверка:

Обобщим наши рассуждения и сформулируем правило о правописании НЕ с глаголами.


Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.


 Закрепление изученного материала.


Творческое задание

Задание: придумайте задания к данным словосочетаниям и словам и выполните его.


Кто (не)работает, (не)трудиться, (не)посеешь, (не)бросай, без беды, врагу (не)кланяйся, доброе дело, чего себе (не)хочешь, учись доброму.

Тот (не)ест, так и хлеба (не)добиться, урожай (не)соберешь, товарища в (не)счастье, друга (не)узнаешь, для друга жизни (не)жалей, без награды (не)останется, того и другому (не)делай, худое на ум (не)пойдёт.


Примерные задания:

  • Списать, раскрыв скобки, выделив орфограммы

  • Распределить словосочетания и слова в два столбика (слитно, раздельно)

  • Собрать пословицы

  • Собрать пословицы и распределить по темам (дружба, труд, добро)



Аукцион пословиц

Задание: кто больше вспомнит пословиц, в которых есть частица НЕ с глаголом.


Работа с текстом

- Прочитайте то, что записано на доске. Является ли это текстом?

А в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? (3,4,1,5,2).

- Какова основная мысль этого текста?

(Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).


Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.


1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.



Итог урока

- Наш урок подошёл к концу.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы научились?

- Какой алгоритм составили?

Рефлексия Устная работа «Закончи предложение»

1.       Сегодня мы узнали о …

2.       Теперь я могу…

3.       Я научился…

4.       Мне было трудно…

5.       Своей работой я …


Домашнее задание: выучить правило, выполнить одно задание на выбор:


  1. упр.609 – списать пословицы, раскрыть скобки, выделить орфограммы.

  2. найти и записать 10 пословиц с изученной орфограммой, орфограммы выделить.

  3. найти и записать по 2-3 пословицы с изученной орфограммой на разные темы (дружба, чтение, родина, добро и т.д.)

  4. составить текст (5-7 предложений), в котором будет встречаться изученная орфограмма не менее 3 раз, на тему «Не трудиться - так и хлеба не добиться».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами"

Автор: Алиакбярова Румия Растамовна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(45) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_na_temu_glagol"
    ["file_id"] => string(6) "476564"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535480140"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка по теме "Глаголы в единственном и во множественном числе" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_glagholy_v_iedinstviennom_i_vo_mnozhi"
    ["file_id"] => string(6) "407689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491648028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-glaghol-2"
    ["file_id"] => string(6) "251296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227424"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства