kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип данного урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Это первый урок по теме. Данный урок соответствует новым требованиям ФГОС. На первом этапе происходит мотивировка учащихся на освоение нового материала через проблемный вопрос. На втором этапе идёт постановка учебных целей, которые формулируют учащиеся. На уроке ученики самостоятельно изучают материал, проводят исследовательскую работу и приходят к выводу о том, что заимствованные слова имеют свои отличительные признаки. При закрепление материала используются разнообразные виды работы. На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова" »

Технологическая карта урока № 118

Тема урока

Исконно русские и заимствованные слова.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока

1) тренировать в умении различать исконно русские и заимствованные слова и выяснять необходимые сведения о словах этих групп по этимологическому и толковому словарям;

2) учить пользоваться этимологическим и орфоэпическим словарями для определения значения и правильного произношения иноязычных слов.

3) воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка

Личностные : формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности;

Регулятивные:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию;

Познавательные: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования частей речи; Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия

Исконно русские слова, заимствованные слова, этимология, лингвистика


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература

Устный опрос, самостоятельная работа, работа в группах

Учебник, приложение











Подготовка учащихся к усвоению материала


Цель

Содержание


Организация, мотивировка учащихся на освоение нового материала, с учетом изученного ранее


  1. Приветствие.

Приветствие. Слайд 1

Звучит песенка крошки енота. Учитель:

У нас сегодня не совсем обычный урок. К нам пришли гости.

Когда крошка енот пел песенку, я смотрела на вас, мы обменялись улыбками.

Поприветствуйте наших гостей и подарите свои улыбки.

(Приветствие гостей)

Эпиграф к уроку (слова Д. Э. Розенталя)

Мы изучаем сейчас раздел «Лексикология и фразеология» и уже познакомились с разными группами слов. А ещё мы изучили несколько очень важных орфографических правил. И сейчас по следам домашнего задания мы повторим эти правила.

  1. Проверка домашнего задания.

По следам домашнего задания. Слайд 2

Работа на компьютере 3 человека // остальные – задание на экране (словарный диктант)

Предл _гать, р_сток, бе_крайний, ц_ркуль, р_стовщик, к_саться, и_бежать, ш_пот.



  1. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Прочитайте стихотворение на экране и скажите, о чём пойдёт речь на уроке?

Запись темы урока Слайд 4

Определение целей урока. (Формулируют учащиеся)

Постановка проблемного вопроса: можно ли утверждать, что язык – «живой организм»? Слайд 5



Изучение нового материала


Цель

Содержание


Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

Беседа: как вы понимаете понятия «исконно русские слова» и «заимствованные слова»?

Работа в группе: по вопросам в учебнике стр. 37, 38

1 группа: Объясните, почему в языке непрерывно исчезают одни и возникают другие слова?

2 группа: Назовите основные пути обогащения словарного состава языка.

3 группа: Какие основные способы словообразования вы знаете?


Мини-исследование. Работа с учебником стр. 38-39

Выводы делают учащиеся// слайд презентации №6













Первичное закрепление знаний


Цель

Содержание


Первичное закрепление новых знаний

Контроль и самоконтроль

Лексическое лото. Слайд 7

Зарядка для глаз

Работа с этимологическим словарём Упр. 480

Динамическая пауза

Работа в группах заменить слова синонимами. (Шофёр, лингвистика…см. листочки цветные)

Запись предложения под диктовку:

На финише наших спортсменов ждали радостные болельщики.

Задание: синтаксический разбор предложения.

На доске слова: биатлон, фристайл, сноуборд кёрлинг

Вопрос: что объединяет эти слова? Каковы признаки заимствования?

Из этимологии этих слов Выросткова В. (проект «Создай свой словарик»)

Выступления 2-х учеников по своим проектам.

Упр. 482(по заданию)






Этап рефлексии


Цель

Содержание


Оценка результатов деятельности


Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Сегодня на уроке:

  • я узнал…

  • я научился…

  • я не понял…

Самооценка работы в течение урока по смайликам: «Я всё понял», «Остались вопросы», «Было трудно, но я старался», «Я ничего не понял»


Информация о домашнем задании



Учебник § 47 ,

упр. 485









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новикова Ирина Васильевна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока русского языка 2 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_2_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "384116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485436578"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы И-Ы после Ц" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-bukvy-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "117735"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412874207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства