-Назовите орфограмму в слове весна -Подберите антоним к слову проверяемый -Сформулируйте название правила, над которым мы будем работать. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Словарная работа. -Я называю лексическое значение словарного слова, а вы записываете его в тетрадях. - Дерево с белой корой. ( берёза) - Столица нашей родины.( Москва) - Страна, в которой мы живём. ( Россия) - Место, где мы родились и живём).(Родина) - Инструмент для копания земли.(лопата) - Коробка для школьных принадлежностей.( пенал) - Электронная вычислительная машина. (компьютер) - Откройте орфографический словарь на странице 154 учебника, возьмите простой карандаш, проверьте себя. -О каком дереве шла речь в словарной работе? Я предлагаю вам рассмотреть дерево, но оно необычное - «Лексическое дерево». Слово лексический от какого слова образовалось? Что обозначает это слово? -Какие группы слов вы знаете? -Сейчас объединитесь в группы по 4 человека. 1 листок: синонимы. -Что такое синонимы? - Подберите синонимы к словам метель, сияют, жара, друг, хихикать, клянчить (карточка № 1) 2 листок: антонимы. -Что такое антонимы? -Соедините слова в столбиках в антонимы (карточка № 2): молодой вечер кислый тьма вход светло входить выход утро старость темно выходить свет сладкий 3 листок: омонимы (карточка №3) Что такое омонимы? - Напишите пары омонимов, которые вы знаете | -безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. -непроверяемый -безударный гласный в корне слова, непроверяемый ударением. -самопроверка, оценивание -о берёзе -лексика На доске плакат «Лексическое дерево», на листочках которого прикреплены задания. Ученики выполняют предложенные задания, вспоминают синонимы, антонимы, омонимы |
-Я читаю несколько предложений на английском языке, в которых встречаются слова спорт, футбол, волейбол, баскетбол, теннис, хоккей –– Кто догадался, о чем идет речь в предложениях? – Почему вы так решили? Вывод: в русском языке есть слова, похожие по звучанию на иностранные. -Какие слова вам показались знакомыми? Запишите их красиво и без ошибок в два столбика, постарайтесь запомнить их написание. спорт волейбол хоккей баскетбол теннис футбол -Эти слова заимствованы из английского языка. Что же значит заимствовать? -Где можно уточнить значение слова? -Я предлагаю вам поработать в группах 1-со словарем. Задание: найти толкование слова заимствовать. 2- подберите синонимы к этому слову 3-используйте ресурсы интернета Проверяем. -Таким образом, русский язык взял, перенял и усвоил эти слова из английского языка. | Высказывают свои мнения. Обосновывают их. Называют слова спорт, волейбол, хоккей, баскетбол, теннис, футбол заимствовать, взять (брать), перенять, усвоить |
- Попробуйте сами сформулировать правило о том, какие слова называются заимствованными. -Сравните с правилом в учебнике на с. 72. -Как вы думаете, а какие слова можно назвать исконными? -Исконные слова – слова, существовавшие с незапамятных, древних времен. -Прочитайте правило несколько раз. Работа в парах. Оцените друг друга. - Итак, на какие две группы можно разделить слова? | Пытаются самостоятельно сформулировать новое правило, затем сравнивают его с правилом, данным в учебнике. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопрос учителя. |
Рассмотрите рисунки в упражнении № 2, с.73. -Как называются эти предметы. Как удобнее говорить? - Эти слова заимствованные. - Посмотрите в словарике, из каких языков пришли к нам слова ракетка, велосипед и шорты. Ракетка (из французского) Велосипед (из латинского) Шорты (из английского) Задание для группы: стр. 74 упр. 5 -Вспомните и запишите заимствованные слова, которые так и не научились изменять свою форму (неизменяемые слова) | Работают по учебнику. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. Зачитывают свои варианты. Работают в группе, вспоминают неизменяемые слова, записывают в тетрадь, осуществляют самопроверку |