|  -Назовите орфограмму в слове весна    
  -Подберите антоним к слову  проверяемый  -Сформулируйте название правила, над которым мы будем работать.  -Откройте тетради, запишите число, классная работа.  Словарная работа.  -Я называю лексическое значение словарного слова, а вы записываете его  в тетрадях.      - Дерево с белой корой. ( берёза)   - Столица нашей родины.( Москва)   - Страна, в которой мы живём. ( Россия)   - Место, где мы родились и живём).(Родина)    - Инструмент для копания земли.(лопата)   - Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)  - Электронная вычислительная машина. (компьютер)  - Откройте орфографический словарь на странице 154 учебника, возьмите простой карандаш, проверьте себя.  -О каком дереве шла речь в словарной работе? Я предлагаю вам рассмотреть дерево, но оно необычное  - «Лексическое дерево». Слово лексический от какого слова образовалось? Что обозначает это слово?  -Какие группы слов вы знаете?  -Сейчас объединитесь в группы по 4 человека.  1 листок: синонимы.  -Что такое синонимы?  - Подберите синонимы к словам метель, сияют, жара, друг, хихикать, клянчить (карточка № 1)  
  2 листок: антонимы.  -Что такое антонимы?  -Соедините слова в столбиках в антонимы (карточка № 2):  молодой                        вечер  кислый                          тьма  вход                               светло  входить                          выход  утро                                старость  темно                              выходить  свет                                 сладкий  
  3 листок: омонимы (карточка №3)  Что такое омонимы?  - Напишите пары омонимов, которые вы знаете    
 |  -безударный гласный в корне    слова, проверяемый ударением.  -непроверяемый  -безударный гласный в корне    слова, непроверяемый ударением.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  -самопроверка, оценивание  
  
  -о берёзе  
  -лексика  На доске плакат    «Лексическое дерево», на   листочках которого прикреплены задания. Ученики выполняют   предложенные задания, вспоминают синонимы, антонимы, омонимы | 
  |  -Я читаю несколько предложений на английском языке, в которых встречаются слова  спорт, футбол, волейбол, баскетбол, теннис, хоккей –– Кто догадался, о чем идет речь в предложениях?– Почему вы так решили?
 Вывод: в русском языке есть слова, похожие по звучанию на иностранные.
  -Какие слова вам показались знакомыми? Запишите их красиво и без ошибок в два столбика, постарайтесь запомнить их написание.     спорт                         волейбол  хоккей                        баскетбол  теннис                      футбол  -Эти слова заимствованы из английского языка. Что же значит заимствовать?  -Где можно уточнить значение слова?  -Я предлагаю вам поработать в группах   1-со словарем. Задание: найти толкование слова заимствовать.   2- подберите синонимы к этому слову      3-используйте ресурсы интернета   Проверяем. -Таким образом, русский язык взял, перенял и усвоил эти слова из английского языка. |  Высказывают свои мнения.  Обосновывают их.  Называют слова спорт,                         волейбол, хоккей, баскетбол,    теннис,    футбол  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  заимствовать, взять (брать), перенять, усвоить 
 | 
  |  - Попробуйте сами сформулировать правило о том, какие слова называются заимствованными.  -Сравните с правилом в учебнике на с. 72.  -Как вы думаете, а какие слова можно назвать исконными?  -Исконные слова – слова, существовавшие с незапамятных, древних времен.  -Прочитайте правило несколько раз. Работа в парах.  Оцените друг друга.  - Итак, на какие две группы можно разделить слова?  
                                  |  Пытаются самостоятельно сформулировать новое правило, затем    сравнивают его с правилом, данным в учебнике.  Высказывают свои предположения.  Отвечают на вопрос  учителя. | 
  |  Рассмотрите рисунки в упражнении № 2, с.73.  -Как называются эти предметы. Как удобнее говорить?  - Эти слова заимствованные.    - Посмотрите в словарике, из каких языков пришли к нам слова ракетка, велосипед и шорты.  Ракетка (из французского)  Велосипед (из латинского)  Шорты (из английского)  Задание для группы: стр. 74 упр. 5 -Вспомните и запишите заимствованные слова, которые так и не научились изменять свою форму (неизменяемые слова) |  Работают по учебнику. Отвечают    на вопросы учителя.    Предлагают свои варианты.  Зачитывают   свои варианты.  Работают в группе, вспоминают неизменяемые слова, записывают  в тетрадь, осуществляют самопроверку   |