I.Организационно - мотивационный этап. 1.Проверка готовности к уроку. 2.Знакомство. Представление. 3.Мотивация. 4.Выведение темы. Целеполагание. 5.Повторение правила «Правописание собственных имён существительных». | Здравствуйте, ребята, садитесь. (Слайд 1) Давайте проверим готовность к уроку русского языка. (Слайд 2) На столах у вас должен быть учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, простая тетрадь, дневник, ручка и простой карандаш, ластик. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Мария Викторовна. Ребята, посмотрите на доску, прочитайте эти слова по цепочке, начиная с 1-го ряда. (Жучка, Антон Павлович Чехов, Елена, ул. Носова, Марс). (Слайд 3) Как вы думаете, ребята, почему все эти слова я написала с большой буквы? Правильно, ребята, все написанные на доске имена – это собственные имена существительные. Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы с вами будем говорить? Все вы правильно сказали, сегодня на уроке мы будем говорить о собственных именах существительных. И тема нашего урока так и будет называться: «Собственные имена существительные». (Слайд 4) Ребята, прочитайте на экране правило и ответьте на вопрос: что означают имена собственные? Собственное имя существительное – это индивидуальное название предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных. | Приветствуют учителя стоя, садятся. Проверяют готовность. Читают слова. Отвечают на вопросы. Сегодня на уроке мы будем говорить об собственных именах существительных. Читают правило и отвечают на вопрос. | |
II.Деятельностно – операционный этап. 1.Работа в тетрадях на печатной основе, стр. 31. А)Чистописание. Б)Работа со стихотворением, упр. №1. В)Найди ошибку, упр. №2. | Откройте тетради на печатной основе, стр. 31 Сейчас у нас будет минутка чистописания. Запишите первую строчку с такими же элементами, как и на доске. Найдите 2 строчку. На ней записано предложение. Прочитайте его. Валентина Терешкова – первая в мире женщина космонавт. (Слайд 5) Запишите его на следующей строке. Почему слова «Валентина Терешкова» написаны с заглавной буквы? А теперь, ребята, поработаем над упр. №1. Прочитайте задание, что вам нужно будет сделать. Ребята, выполните самостоятельно это упражнение, а после мы его проверим все вместе. Что же у вас получилось? Как из города из Мурома, Из села из Карачарова, Выезжал дородный добрый молодец, Выезжал удалой Илья Муромец Во раздольное да чистое полюшко. (Слайд 6) Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас перейдём ко 2 заданию. Прочитайте его, что нужно выполнить? Да, вам нужно исправить ошибки в тексте: записать слова с заглавной буквы или с маленькой. Выполним это упражнение по цепочке, начиная с третьего ряда. (Слайд 7) Плывём на теплоходе по Волге. Погода хорошая. Во время остановки в Костроме познакомился с Синицыным Толей. Он из Белоруссии. Едет к бабушке в Астрахань погостить. Рассказал ему, как дрессирую Дружка. У него тоже есть собачка Кнопка. День прошёл интересно. Молодцы, ребята. Повторение правила. | Работа в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы. Проверка упражнения. Читают задания. | |
II.Организационнно – мотивационный этап. 2.Работа с учебником на стр. 32. А)Работа над упр. №13. а)Видеофильм о Дне космонавтики. Б)Выполнение упр. №13 в тетрадях. В)Знакомство с новым правилом, стр. 92. Г)Работа со словарными словами, стр. 93. Д)Запись упражнения №14 под диктовку. а)Выполнение дополнительного задания, после упр. №14. Е)Работа со словосочетаниями в упр. №17. Ё)Знакомство с новым правилом, стр. 93. | Ребята, откройте учебники на стр. 92. Прочитайте задание №13. Ребята, а кто из вас знает, как звали человека, который совершил первый полёт в космос? Правильно, ребята, Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 9) Предлагаю вам посмотреть интересный и познавательный видеофильм. Ребята, что интересного вы узнали из этого видеофильма? Хорошо продолжим работу над этим упражнением. Прочитайте текст. О чём этот текст? Правильно, ребята, в этом тексте говорится, о празднике «Дне космонавтики». Теперь прочитайте задание под текстом, что нужно сделать? Попробуйте самостоятельно выполнить это задание. Но сначала откройте простые тетради, запишите число, классная работа. Запишите посредине номер упражнения. И запишите ответ на вопрос. А теперь, ребята, проверим, правильно ли вы ответили на вопрос: «Почему 12 апреля называют Днём космонавтики?» 12 апреля называют Днём космонавтики, потому что в этот день 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полёт в космос. Ребята, а с какой буквы вы написали ответ на этот вопрос? А почему вы написали с большой буквы? Правильно, ребята, потому что началось новое предложение. А Юрий Алексеевич Гагарин вы как написали? А почему в средине предложения, вы написали эти слова с большой буквы? Правильно, ребята, потому что это имена существительные – собственные, и их нужно всегда писать с большой буквы. Найдите правила на странице 92. (Слайд 10) Прочитаем его. Так с какой же буквы пишутся собственные имена существительные? Попробуйте привести пример на это правило? Хорошо, молодцы, вы правильно ответили. космос, космонавт планета океан Ребята, можно ли проверить гласную в первом слове? Нельзя проверить слово «космос», т.к. это слово словарное. А что оно обозначает? Космос – вселенная, мир. (Слайд 11) Можно ли проверить первую букву «о» в слове космонавт? Можно – «космос». Ударение падает на 1-ую гласную «о». А вторую «о», можно проверить? Нельзя, нужно запомнить эту орфограмму. Ребята, а кто такой «космонавт»? (Слайд 12) Космонавт – специалист, совершающий полёт в космическом пространстве. Ребята, прочитайте 3-е слово. Кто знает. Что такое «планета»? (Слайд 13) Планета – это небесное тело, движущиеся вокруг Солнца и светящееся его отражённым светом. Ребята, а кто – нибудь знает, сколько планет в Солнечной системе? (Слайд 14) Посмотрите на экран, и перечислим их все вместе. Ребята, а как наша с вами планета называется? Правильно, наша планета называется – Земля. А какой по счёту она стоит в солнечной системе? Правильно, 3-ей. Кто из вас знает, что такое «океан»? (Слайд 15) Океан – водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками. Давайте перечислим, какие у нас на планете есть океаны? (Слайд 16) Северно – Ледовитый океан, Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан. Ребята, а как вы думаете, с какой буквы пишутся названия всех океанов? Почему с большой буквы? Правильно, потому что это имена собственные, которые нужно писать с большой буквы. Запишите все эти словарные слова на следующей строчке через запятую. С какой буквы мы начнём писать предложение? Правильно, ребята, с большой буквы. Найдите задание №14. Прочитайте предложения под цифрами 1,2,3. Почему, ребята, в одном случае слово «земля» пишется с большой буквы, а в другом случае с маленькой? Правильно, ребята, в 1-ом случае употребляется в значении «планета», а в другом – в значении «почва». (Слайд 17) А теперь, ребята, закройте учебники. Я ещё раз прочитаю вам текст. Вы внимательно его прослушайте. А потом мы запишем его под диктовку. Запись текста под диктовку. Ребята, а теперь снова откройте учебники на стр. 92, сверьте свои работы с текстом, если вы допустили ошибки, исправьте их карандашиком. Поднимите руки, у кого нет ошибок. А теперь, поднимите руки, у кого 2-3 ошибки. И поднимите руки, у кого больше 5 ошибок. Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, а у кого ошибок побольше, потренируйтесь дома, и я уверена, что у вас всё получится. Найдите задание №17 Прочитайте задание. Спишите, словосочетание в тетрадь, подчеркните большие буквы в именах собственных. Проверим задание. Почему некоторые слова написаны в кавычках? Правильно, ребята, потому что это название произведений. Прочитайте информацию на стр. 93. (Слайд 18) Перечислите, какие собственные имена существительные пишутся в кавычках? | Отвечают на вопросы. Рассказывают свои впечатления о видеофильме. Выполняют самостоятельно. Проверка упражнения. Отвечают на вопросы. Знакомство с правилом. Работа со словарными словами. Запись слов в тетрадь. Отвечают на вопросы. Записывают текст под диктовку. Отвечают на вопросы. Знакомство с новым правилом. | |
III.Подведение итогов. 1.Подведение итогов. 2.Рефлексия. 3.Задание на дом. | Итак, ребята, урок наш подошёл к концу, давайте подведём итог. Как же пишутся собственные имена существительные? Правильно, ребята, собственные имена существительные, всегда пишутся с большой буквы. А вот названия книг, художественных произведений, журналов, газет, фильмов, картин как пишутся? Правильно, такие собственные имена существительные пишутся в кавычках и с заглавной буквы! Молодцы, ребята. А сейчас дайте оценку своим действиям на уроке. Если на уроке вы хорошо работали, выполнили все задания и давали правильные ответы на вопросы, поднимите вверх зелёную ромашку. А если на уроке вы были пассивными и выполнили мало заданий, поднимите вверх оранжевую ромашку. Я рада, что все вы подняли зелёные ромашки. А теперь, откройте дневники, запишите домашнее задание. Повторить правила по теме «Собственные имена существительные», выполнить упр. №18. Молодцы, ребята, вы все сегодня на уроке хорошо работали, ответы на вопросы давали полные. Молодцы. (Слайд 19) Спасибо вам за урок, все встали, до свидания! Идите на перемену. | Отвечают на вопросы. Поднимают оранжевые и зелёные ромашки. Запись домашнего задания. | |