kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен подробный конспект урока русского языка. В нём содержится полезная для учащихся информация, которая заставляет задуматься каждого ученика, понять, насколько важен данный предмет.

Чтобы более заинтересовать учащихся, можно сделать красочную презентацию, найти видеофильм о Дне космонавтики, выполнить с ребятами творческие задания или проекты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"»

Конспект урока русского языка

Класс:

Кто проводит: Абросимова Мария Викторовна.

Тема: Собственные имена существительные.

Цель: Повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей.

Задачи:

  • Дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц).

  • Упражнять в употреблении большой буквы в географических названиях (названиях областей, районов, населённых пунктов, улиц).


ЛИЧНОСТНЫЕ:


У учащихся будут формироваться:

  • положительное отношение к урокам русского языка.

Могут формироваться:

  • представление о своей этнической принадлежности;

  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.).


ПРЕДМЕТНЫЕ:


Учащиеся научатся:

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

  • применение орфографических правил в процессе выполнения письменных работ;

  • первоначальные умения проверять написанное.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные


Учащиеся приобретают опыт:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи.


Познавательные


Учащиеся научатся:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике;

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов, как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Коммуникативные


Учащиеся научатся:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения;

  • воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Оборудование: презентация, видеофильм «12 апреля – День космонавтики», записи на доске.






























План урока:


  1. Организационно - мотивационный этап.

  1. Проверка готовности к уроку.

  2. Знакомство. Представление.

  3. Мотивация.

  4. Выведение темы. Целеполагание.

  5. Повторение правила «Правописание собственных имён существительных».

  1. Деятельностно – операционный этап.

  1. Работа в тетрадях на печатной основе, стр. 31.

А) Чистописание.

Б) Работа со стихотворением, упр. №1.

В) Найди ошибку, упр. №2.

  1. Физминутка.

  1. Работа с учебником на стр. 32.

А) Работа над упр. №13.

а) Видеофильм о Дне космонавтики.

Б) Выполнение упр. №13 в тетрадях.

В) Знакомство с новым правилом, стр. 92.

Г) Работа со словарными словами, стр. 93.

Д) Запись упражнения №14 под диктовку.

а) Выполнение дополнительного задания, после упр. №14.

Е) Работа со словосочетаниями в упр. №17.

Ё) Знакомство с новым правилом, стр. 93.

  1. Итогово – рефлексивный этап.

  1. Подведение итогов.

  2. Рефлексия.

  3. Задание на дом.

















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические рекомендации

I.Организационно - мотивационный этап.

1.Проверка готовности к уроку.

2.Знакомство. Представление.

3.Мотивация.





4.Выведение темы. Целеполагание.






5.Повторение правила «Правописание собственных имён существительных».

  • Здравствуйте, ребята, садитесь. (Слайд 1)

  • Давайте проверим готовность к уроку русского языка. (Слайд 2)

  • На столах у вас должен быть учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, простая тетрадь, дневник, ручка и простой карандаш, ластик.

  • Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Мария Викторовна.

  • Ребята, посмотрите на доску, прочитайте эти слова по цепочке, начиная с 1-го ряда.

(Жучка, Антон Павлович Чехов, Елена, ул. Носова, Марс). (Слайд 3)

  • Как вы думаете, ребята, почему все эти слова я написала с большой буквы?

  • Правильно, ребята, все написанные на доске имена – это собственные имена существительные.

  • Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

  • Все вы правильно сказали, сегодня на уроке мы будем говорить о собственных именах существительных.

  • И тема нашего урока так и будет называться: «Собственные имена существительные». (Слайд 4)

  • Ребята, прочитайте на экране правило и ответьте на вопрос: что означают имена собственные?

Собственное имя существительное – это индивидуальное название предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных.


  • Молодцы, ребята.

Приветствуют учителя стоя, садятся.

Проверяют готовность.





Читают слова.



Отвечают на вопросы.



Сегодня на уроке мы будем говорить об собственных именах существительных.


Читают правило и отвечают на вопрос.


II.Деятельностно – операционный этап.

1.Работа в тетрадях на печатной основе, стр. 31.

А)Чистописание.

Б)Работа со стихотворением, упр. №1.















В)Найди ошибку, упр. №2.


  • Откройте тетради на печатной основе, стр. 31

  • Сейчас у нас будет минутка чистописания.

  • Запишите первую строчку с такими же элементами, как и на доске.

  • Найдите 2 строчку. На ней записано предложение. Прочитайте его.

  • Валентина Терешкова – первая в мире женщина космонавт. (Слайд 5)

  • Запишите его на следующей строке.

  • Почему слова «Валентина Терешкова» написаны с заглавной буквы?

  • А теперь, ребята, поработаем над упр. №1. Прочитайте задание, что вам нужно будет сделать.

  • Ребята, выполните самостоятельно это упражнение, а после мы его проверим все вместе.

  • Что же у вас получилось?


Как из города из Мурома,

Из села из Карачарова,

Выезжал дородный добрый молодец,

Выезжал удалой Илья Муромец

Во раздольное да чистое полюшко.

(Слайд 6)


  • Проверяем, какие буквы вы подчеркнули в именах собственных.

  • Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

  • А сейчас перейдём ко 2 заданию.

  • Прочитайте его, что нужно выполнить?

  • Да, вам нужно исправить ошибки в тексте: записать слова с заглавной буквы или с маленькой. Выполним это упражнение по цепочке, начиная с третьего ряда.

(Слайд 7)


Плывём на теплоходе по Волге. Погода хорошая. Во время остановки в Костроме познакомился с Синицыным Толей. Он из Белоруссии. Едет к бабушке в Астрахань погостить. Рассказал ему, как дрессирую Дружка. У него тоже есть собачка Кнопка. День прошёл интересно.

  • Молодцы, ребята.

  • Повторение правила.

Работа в рабочих тетрадях.







Отвечают на вопросы.







Проверка упражнения.














Читают задания.


III.Физминутка.

  • А теперь, ребята, выйдите из-за парт. Проведём физминутку. Потянулись к солнышку, опустили руки, снова потянулись к солнышку и опустили руки. (Слайд 8)


Быстро все ребята встали,

Руки быстро вверх подняли.

Быстро хлопнули пять раз.

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали

И … ногами постучали.

Быстро влево наклонись

И сейчас же распрямись!

Вправо – влево 10 раз –

Отдохнул уставший класс…

Как пингвины полетели

И за парты тихо сели!

Повторяют движения.


II.Организационнно – мотивационный этап.

2.Работа с учебником на стр. 32. А)Работа над упр. №13.

а)Видеофильм о Дне космонавтики.

Б)Выполнение упр. №13 в тетрадях.

























В)Знакомство с новым правилом, стр. 92.



Г)Работа со словарными словами, стр. 93.





















































Д)Запись упражнения №14 под диктовку.

а)Выполнение дополнительного задания, после упр. №14.















Е)Работа со словосочетаниями в упр. №17.







Ё)Знакомство с новым правилом, стр. 93.

  • Ребята, откройте учебники на стр. 92.

  • Прочитайте задание №13.

  • Ребята, а кто из вас знает, как звали человека, который совершил первый полёт в космос?

  • Правильно, ребята, Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 9)

  • Предлагаю вам посмотреть интересный и познавательный видеофильм.

  • Ребята, что интересного вы узнали из этого видеофильма?

  • Хорошо продолжим работу над этим упражнением.

  • Прочитайте текст.

  • О чём этот текст?

  • Правильно, ребята, в этом тексте говорится, о празднике «Дне космонавтики».

  • Теперь прочитайте задание под текстом, что нужно сделать?

  • Попробуйте самостоятельно выполнить это задание. Но сначала откройте простые тетради, запишите число, классная работа.

  • Запишите посредине номер упражнения.

  • И запишите ответ на вопрос.

  • А теперь, ребята, проверим, правильно ли вы ответили на вопрос: «Почему 12 апреля называют Днём космонавтики?»

  • 12 апреля называют Днём космонавтики, потому что в этот день 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полёт в космос.

  • Ребята, а с какой буквы вы написали ответ на этот вопрос?

  • А почему вы написали с большой буквы?

  • Правильно, ребята, потому что началось новое предложение.

  • А Юрий Алексеевич Гагарин вы как написали?

  • А почему в средине предложения, вы написали эти слова с большой буквы?

  • Правильно, ребята, потому что это имена существительные – собственные, и их нужно всегда писать с большой буквы.

  • Найдите правила на странице 92. (Слайд 10)

  • Прочитаем его.

  • Так с какой же буквы пишутся собственные имена существительные?

  • Попробуйте привести пример на это правило?

  • Хорошо, молодцы, вы правильно ответили.


  • Посмотрите, ребята, на доску. Прочитайте слова.

космос, космонавт планета океан


  • Ребята, можно ли проверить гласную в первом слове?

  • Нельзя проверить слово «космос», т.к. это слово словарное.

  • А что оно обозначает?

  • Космос – вселенная, мир. (Слайд 11)

  • Можно ли проверить первую букву «о» в слове космонавт?

  • Можно – «космос». Ударение падает на 1-ую гласную «о».

  • А вторую «о», можно проверить?

  • Нельзя, нужно запомнить эту орфограмму.

  • Ребята, а кто такой «космонавт»? (Слайд 12)

  • Космонавт – специалист, совершающий полёт в космическом пространстве.

  • Ребята, прочитайте 3-е слово. Кто знает. Что такое «планета»? (Слайд 13)

  • Планета – это небесное тело, движущиеся вокруг Солнца и светящееся его отражённым светом.

  • Ребята, а кто – нибудь знает, сколько планет в Солнечной системе? (Слайд 14)

  • Посмотрите на экран, и перечислим их все вместе.

  • Ребята, а как наша с вами планета называется?

  • Правильно, наша планета называется – Земля.

  • А какой по счёту она стоит в солнечной системе?

  • Правильно, 3-ей.

  • Кто из вас знает, что такое «океан»? (Слайд 15)

  • Океан – водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

  • Давайте перечислим, какие у нас на планете есть океаны? (Слайд 16)

  • Северно – Ледовитый океан, Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан.

  • Ребята, а как вы думаете, с какой буквы пишутся названия всех океанов?

  • Почему с большой буквы?

  • Правильно, потому что это имена собственные, которые нужно писать с большой буквы.

  • Запишите все эти словарные слова на следующей строчке через запятую.

  • С какой буквы мы начнём писать предложение?

  • Правильно, ребята, с большой буквы.


  • Найдите задание №14.

  • Прочитайте предложения под цифрами 1,2,3.

  • Почему, ребята, в одном случае слово «земля» пишется с большой буквы, а в другом случае с маленькой?

  • Правильно, ребята, в 1-ом случае употребляется в значении «планета», а в другом – в значении «почва». (Слайд 17)

  • А теперь, ребята, закройте учебники.

  • Я ещё раз прочитаю вам текст. Вы внимательно его прослушайте. А потом мы запишем его под диктовку.

  • Запись текста под диктовку.

  • Ребята, а теперь снова откройте учебники на стр. 92, сверьте свои работы с текстом, если вы допустили ошибки, исправьте их карандашиком.

  • Поднимите руки, у кого нет ошибок.

  • А теперь, поднимите руки, у кого 2-3 ошибки.

  • И поднимите руки, у кого больше 5 ошибок.

  • Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, а у кого ошибок побольше, потренируйтесь дома, и я уверена, что у вас всё получится.

  • Найдите задание №17

  • Прочитайте задание.

  • Спишите, словосочетание в тетрадь, подчеркните большие буквы в именах собственных.

  • Проверим задание.

  • Почему некоторые слова написаны в кавычках?

  • Правильно, ребята, потому что это название произведений.

  • Прочитайте информацию на стр. 93. (Слайд 18)

  • Перечислите, какие собственные имена существительные пишутся в кавычках?



Отвечают на вопросы.





Рассказывают свои впечатления о видеофильме.






Выполняют самостоятельно.



Проверка упражнения.








Отвечают на вопросы.









Знакомство с правилом.







Работа со словарными словами.
















































Запись слов в тетрадь.







Отвечают на вопросы.










Записывают текст под диктовку.
















Отвечают на вопросы.




Знакомство с новым правилом.



III.Подведение итогов.

1.Подведение итогов.

2.Рефлексия.

3.Задание на дом.


  • Итак, ребята, урок наш подошёл к концу, давайте подведём итог.

  • Как же пишутся собственные имена существительные?

  • Правильно, ребята, собственные имена существительные, всегда пишутся с большой буквы.

  • А вот названия книг, художественных произведений, журналов, газет, фильмов, картин как пишутся?

  • Правильно, такие собственные имена существительные пишутся в кавычках и с заглавной буквы!

  • Молодцы, ребята.

  • А сейчас дайте оценку своим действиям на уроке.

  • Если на уроке вы хорошо работали, выполнили все задания и давали правильные ответы на вопросы, поднимите вверх зелёную ромашку.

  • А если на уроке вы были пассивными и выполнили мало заданий, поднимите вверх оранжевую ромашку.

  • Я рада, что все вы подняли зелёные ромашки.

  • А теперь, откройте дневники, запишите домашнее задание. Повторить правила по теме «Собственные имена существительные», выполнить упр. №18.

  • Молодцы, ребята, вы все сегодня на уроке хорошо работали, ответы на вопросы давали полные. Молодцы. (Слайд 19)

  • Спасибо вам за урок, все встали, до свидания! Идите на перемену.


Отвечают на вопросы.














Поднимают оранжевые и зелёные ромашки.





Запись домашнего задания.




Руководитель практики_____________________________________________________

Отметка______________________________________________________









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Автор: Григорьева Г.Н., Абросимова Мария

Дата: 08.04.2016

Номер свидетельства: 316609

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "162984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422434611"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства