kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Повторение знаний о пунктуации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка составлен в соответствием с требованиями ФГОС. Учащиеся являются непосредственными участниками образовательного процесса. Особое внимание уделяется формированию у учащихся действий контроля и оценки, рефлексивных навыков. Такая работа ведется на основе заполнения ими таблиц, где учащиеся имеют возможность дифференцировать виды деятельности и выявить причины ошибок для дальнейшей коррекционной работы. При этом на каждом этапе работы учащимся предлагается проговорить вид и причину ошибки, а затем выполнить индивидуальное задание, помогающее ликвидировать пробел в знаниях. А затем снова проверить свои возможности при выполнении проверочной работы.  Учащиеся учатся проверять свою работу, соотносить результат деятельности с целью.  Кроме этого развиваются коммуникативеные навыки учащихся посредством работы в парах, придумывания вопросов по теме, участия в учебном диалоге.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка "Повторение знаний о пунктуации" »

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа 2100»

Тема: «Пунктуация. Повторение знаний»

Цель – создать условия для актуализации знаний учащихся о постановке знаков препинания в предложении.

Предметные результаты:

  1. актуализация знаний о постановке запятых в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

  2. применение актуализированных знаний в практических ситуациях.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

  1. умение извлекать информацию из схем и текстов разных типов (художественных, научных)

Регулятивные:

  1. умение ставить цель, оценивать ее достижение;

  2. умение планировать деятельность и работать по плану;

  3. умение оценивать результаты своей деятельности и корректировать ее в зависимости от вида ошибок.

Коммуникативные:

  1. умение строить речевое высказывание на заданную тему;

  2. умение сотрудничать, строить коммуникацию (посредством работы в паре, фронтальной работы)

  3. умение принимать позицию другого человека.

Личностный результат:

  1. осознание себя участником образовательного процесса;

  2. умение объяснять себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития;

  1. умение объяснять себе свои наиболее заметные достижения.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

- Какой раздел языкознания изучает смысл предложения, его построение, сочетание слов в нем? (Синтаксис)

- Придумайте вопросы по разделу «Синтаксис». (Примерный перечень вопросов: что такое предложение, чем оно отличается от текста, что такое грамматическая основа, как ее найти, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, как называются остальные слова в предложении, зачем нужны второстепенные члены предложения, какие бывают предложения по наличию второстепенных членов и т.д.)

- Почему эти знания важны для нас? (Понимаем друг друга, правильно выстраивая свою речь)

С. 41, упр. 46

- Поработаем с текстом М. Пришвина «Первая стойка».

- Прочитайте текст один другому. Поработайте с информацией, которая есть в нем:

ВОПРОСЫ НА СЛАЙДЕ:

1) О чем (ком) текст?

2) Каким вы представляете щенка. Обсудите.

3) Как герой относится к питомцу? Какая информация в тексте это подтверждает? (Обратите внимание на слова «звать»-«величать» - чем они отличаются по смыслу, а по употреблению в речи?)

ПРОВЕРКА по вопросам

3. Выявление причины и места затруднения. Целеполагание.

- Смысл текста понятен, а легко ли было читать? Во всех ли предложениях сразу смысл улавливался? Где возникало затруднение?

-Почему? В них орфографические ошибки допущены? Может, слова не связаны друг с другом? (Нет, ошибок нет, слова связаны друг с другом)

-В чем же произошла заминка? (Знаков препинания не достаточно)

-Но точки же есть! (Этого мало для понимания смысла.)

- В каких предложениях? Как вы это почувствовали? (Хотелось сделать паузу, а знаков нет…)

- Какое задание вы бы предложили к этому тексту? (Расставить недостающие знаки.)

- Сформулируйте тему урока. (Знаки препинания в предложении)

- Что помните о постановке знаков препинания? (…)

То, что учащиеся вспомнили, помещается на доску в виде схемы. Вопросы, которые задает учитель по необходимости, исходя из того, что дети уже сказали ранее о постановке знаков:

- Как называется предложение с одной грамматической основой? (Простое.)

- В каком случае в простом предложении запятая нужна? (Когда есть однородные члены.)

- Как соединяются однородные члены? (Интонацией и союзами.)

- О чем нужно помнить? (При одиночном союзе «и» запятая не ставится.)

- Сколько основ может быть в предложении? (2 и более)

– Как называется такое предложение? (Сложное.)

- Как показывают на письме границы предложений в сложном предложении? (С помощью запятой.)

- Какие способы связи частей сложно предложения помните? (Интонационно и союзами)

- Как нужно действовать, чтоб правильно поставить запятые при необходимости?

АЛГОРИТМ НА СЛАЙДЕ

1) грамматическая основа

2) вид предложения

3) знаки

- Что еще может помочь при затруднении? (Схема предложения.)

- Можете ее составлять при работе!

- Кто уверен, что сможет на практике применить все эти знания? Почему не все? (Мы не проверяли свои возможности, не писали предложений.)

– Какова будет цель урока? (Проверить умение ставить знаки препинания в предложениях разного вида.)

- Как мы будем работать, спланируйте. (Повторим, выполним самостоятельную работу, оценим результат, поработаем над ошибками, снова себя проверим.)

- Опираясь на то, что мы вспомнили, работая по алгоритму, расставьте знаки препинания в тексте упр. 46.

4. Применение знаний в практической деятельности. Самоанализ.

Самостоятельная работа №1

– Проверим работу. Для чего мы это делаем? (Понять правильно или нет, сделать вывуд усвоено знание или нет)

НА СЛАЙДЕ – ОБРАЗЕЦ с запятыми

- У кого не совпало с образцом? Что надо сделать? (Понять, почему не получилось)

- У кого совпало с образцом? Какой вывод вы сделали для себя?

- Проверим по подробному образцу, как надо бы рассуждать, поймем, почему возникли ошибки.

ПОДРОБНЫЙ ОБРАЗЕЦ НА СЛАЙДЕ (подчеркнута грамматическая основа, записан вид предложения, поставлены запятые)

- Результаты запишите в таблицу самооценки.

ТАБЛИЦА - «начало урока»

№ предложения

Умения:

Грамматическая основа

Вид предложения

Постановка запятых


начало урока

конец урока

начало урока

конец урока

начало урока

конец урока

1







2







3







4







- Прочитаем теперь этот отрывок. Как теперь читалось? Почему?

- Сделайте вывод по таблице:

- кому надо поработать над выделением грамматической основы возьмите карточку «А»;

- кому надо поработать над определением вида предложения возьмите карточку «Б»;

- кому надо поработать над постановкой запятых – карточка «В»;

- у кого все выполнено правильно - карточка «Г». (Приложение 1)

ПРОВЕРКА выполнения задания на карточках «А», «Б», «В» ПО СЛАЙДУ

- У кого остались вопросы?

- Чем могла история продолжиться? – карточка «Г» (…)

- А что было на самом деле давайте узнаем и заодно проверим, как теперь вы умеете ставить знаки препинания в предложениях разного вида.

УЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ:«Ромушка этому удивился. Долго он смотрел вниз, поворачивал голову то на один бок, то на другой.

— Вот штука-то, Роман Василич! — сказал я. — Кирпич-то вроде как живой, ведь скачет!

Рома поглядел на меня умно.

— Не очень-то заглядывайся на меня, — сказал я, — не считай галок, а то он соберется с духом, да вверх поскачет, да тебе даст прямо в нос».

Самостоятельная работа №2 (текст на карточке)

- Спишите продолжение текста, поставьте запятые в 1, 2, 4 предложениях, предварительно по алгоритму проанализировав их на карточке.

КАРТОЧКА: «Рома перевел глаза. Он думал а отчего это мертвый кирпич вдруг ожил и покатился. Но спуститься туда было очень опасно. А если кирпич схватит его и утянет вниз?»

САМОПРОВЕРКА, заполнение ТАБЛИЦЫ второй раз.

- Какая была цель задания?

- Кому удалось ее достичь? Почему так решили?

- Проанализируйте таблицу во второй раз, сравните результат с предыдущим.

- Сделайте вывод о своих умениях, рассказав о них в паре друг другу.

- Какие выводы и задачи каждый для себя сделал и поставил?

- Знания какого из разделов языкознания помогли выполнить постановку знаков?

С. 38 чтение правила

- В чем современная трактовка значения термина расходится с буквальным переводом с латинского? (Она шире – это все знаки препинания, а не только точка.)

- Почему в учебниках русского языка раздел называется «Синтаксис и пунктуация»? (Неотделимы друг от друга).

5. Итог урока. Рефлексия.

- Какая была тема урока?

- Какая была цель урока?

- Почему важно ее повторить?

- Достигли цели или нет?

- Как мы действовали для достижения цели?

- Что в своей работе оценили бы положительно? Что не получилось?

6. Домашнее задание.

Дочитать текст М. Пришвина «Первая стойка» (Приложение 2) последние 2 предложения списать, объяснить постановку знаков препинания с помощью схем.
















Приложение 1

Карточка А:

  1. Определи о ком (о чём) говорится в предложении. Кто действующее лицо (герой). Слово должно отвечать на вопрос КТО? (ЧТО?) Это подлежащее. Подчеркни.

  2. Подумай, какое действие совершает этот предмет? Слово должно отвечать на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? Это сказуемое. Подчерни двумя чертами.

  3. Проверь, действие совершает именно этот предмет? Исправь, если нужно.


Сегодня был такой случай.

Поднимался Ромка по лестнице, зацепил своей лапой полкирпича, и кирпич покатился вниз.


Карточка Б:

  1. Подчеркни грамматическую основу.

  2. Посчитай, сколько их. Если одна – предложение простое. Если больше – предложение сложное. Выбери ответ из тех, что предложены в скобках.

  3. Обрати внимание на наличие однородных членов предложения. Выбери ответ из тех, что предложены в скобках.

Сегодня был такой случай. (Предложение простое/сложное, однородные члены есть/нет)

Поднимался Ромка по лестнице, зацепил своей лапой полкирпича, и кирпич покатился вниз. (Предложение простое/сложное, однородные члены есть/нет)


Карточка В:

1. Подчеркни грамматическую основу.

2. Посчитай, сколько их. Если одна – предложение простое. Если больше – предложение сложное – нужны запятые. Поставь их.

3. В простом предложении обрати внимание на наличие второстепенных членов предложения. Если они есть - нужны запятые (кроме случая с одиночным союзом И). Поставь их.


Сегодня был такой случай.

Поднимался Ромка по лестнице зацепил своей лапой полкирпича и кирпич покатился вниз.


Карточка Г:

  1. Прочитайте продолжение текста.

Сегодня был такой случай.

Поднимался Ромка по лестнице, зацепил своей лапой полкирпича, и кирпич покатился вниз.

Ромушка этому удивился.

Долго он смотрел вниз, поворачивал голову то на один бок, то на другой.

  1. Придумайте, что могло случиться дальше. Как разворачивались события, как все закончилось. (Можете работать в паре, группе)












Приложение 2

  1. Прочитай текст. Каким ты видишь характер Ромки? Что можно сказать о его взаимоотношениях с мамой? А что о хозяине щенка?

  2. Спиши последние 2 предложения, объяснипостановку знаков препинания с помощью схем.

  3. Может, тебе захочется рассказать о своем питомце. Составь устно небольшой рассказ.


М. Пришвин Первая стойка.

Мой легавый щенок называется Ромул, но я больше зову его Ромой или просто Ромкой, а изредка величаю его Романом Василичем.

У этого Ромки скорее всего растут лапы и уши. Такие длинные у него выросли уши, что когда вниз посмотрит, так и глаза закрывают, а лапами он часто что-нибудь задевает и сам кувыркается.

Сегодня был такой случай: поднимался он по каменной лестнице из подвала, зацепил своей лапиной полкирпича, и тот покатился вниз, считая ступеньки. Ромушка этому очень удивился и стоял наверху, спустив уши на глаза. Долго он смотрел вниз, повертывая голову то на один бок, то на другой, чтобы ухо отклонилось от глаза и можно было смотреть.

— Вот штука-то, Роман Василич! — сказал я. — Кирпич-то вроде как живой, ведь скачет!

Рома поглядел на меня умно.

— Не очень-то заглядывайся на меня, — сказал я, — не считай галок, а то он соберется с духом, да вверх поскачет, да тебе даст прямо в нос.

Рома перевел глаза. Ему, наверно, очень хотелось побежать и проверить, отчего это мертвый кирпич вдруг ожил и покатился. Но спуститься туда было очень опасно: что, если там кирпич схватит его и утянет вниз, навсегда в темный подвал?

— Что же делать-то? — спросил я. — Разве удрать?

Рома взглянул на меня только на одно мгновение, и я хорошо его понял, он хотел мне сказать:

«Я и сам подумываю, как бы удрать, а ну как я повернусь, а он меня схватит за прутик?*»

Нет, и это оказывается невозможным. И так Рома долго стоял, и это была его первая стойка по мертвому кирпичу, как большие собаки постоянно делают, когда носом почуют в траве живую дичь.

Чем больше стоял Ромка, тем ему становилось опасней и страшней: по собачьим чувствам выходит так, что чем мертвее затаится враг, тем ужаснее будет, когда он вдруг оживет и прыгнет.

«Перестою», — твердит про себя Ромка.

И чудится ему, будто кирпич шепчет:

«Перележу».

Но кирпичу можно хоть сто лет лежать, а живому песику трудно — устал и дрожит.

Я спрашиваю:

— Что же делать-то, Роман Василич?

Рома ответил по-своему:

— Разве брехнуть?

— Вали, — говорю, — лай!

Ромка брехнул и отпрыгнул. Верно, со страху ему показалось, будто он разбудил кирпич и тот чуть-чуть шевельнулся.

Стоит, смотрит издали — нет, не вылезает кирпич. Тихонечко подкрадывается, глядит осторожно вниз: лежит.

— Разве еще раз брехнуть?

Брехнул и отпрыгнул.

Тогда на лай прибежала Кэт, Ромина мать, впилась глазами в то место, куда лаял сын, и медленно, с лесенки на лесенку, стала спускаться. На это время Ромка, конечно, перестал лаять, доверил это дело матери и сам глядел вниз много смелее.

Кэт узнала по запаху Роминой лапы след на страшном кирпиче, понюхала его: кирпич был совершенно мертвый и безопасный. Потом, на случай, она постепенно обнюхала все, ничего не нашла подозрительного и, повернув голову вверх, глазами сказала сыну:

«Мне кажется, Рома, здесь все благополучно».

После того Ромул успокоился и завилял прутиком. Кэт стала подыматься, он нагнал мать и принялся теребить ее за ухо.

_______________

* Хвост у пойнтера называется по-охотничьи прутом. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока русского языка "Повторение знаний о пунктуации"

Автор: Ульянова Ирина Анатольевна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "219102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009981"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока русского языка в 9 классе "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-9-klassie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "246366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446365036"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Систематизация сведений о видах сложного предложения. Пунктуация в них" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-sistiematizatsiia-sviedienii-o-vidakh-slozhnogho-priedlozhieniia-punktuatsiia-v-nikh-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "147223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419346774"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства