Тема: «В мире спорта»
Цель: Развитие сложных форм языкового анализа и синтеза на основе спортивной лексики.
Задачи:
- Образовательные: развивать навыки сложных форм языкового анализа и синтеза; обогащать словарный запас по теме “Спорт. Виды спорта”; закреплять правописание слов иностранного происхождения; совершенствование навыков словообразования; учить детей работать со словарём.
- Коррекционно-развивающие: Развитие языкового анализа и синтеза, связной речи, эрудиции; обогащение словарного запаса, слухового внимания, логического мышления.
- Воспитательные: воспитывать любовь к спорту, воспитывать волевые качества, прививать навыки ЗОЖ.
Оборудование: презентация, тематический толковый словарик “Спорт”; карточки с изображением олимпийских колец; карточки с описанием слов для игры “ Эрудит”; тетрадные листы в клетку для игры “Эрудит”; мяч; карточки с предложениями для редактирования, толковые словари, тематические картинки, мяч.
Межпредметные связи: физическая культура, история, русский язык.
Ход занятия
- Организационный момент
-Сядет тот, кто назовёт любой вид спорта.
2. Сообщение темы занятия.
- Многие из вас ходят на урок физкультуры, каждый из вас когда-либо участвовал в эстафетах дружбы школы. И сегодня мы проведём небольшие Олимпийские игры, в ходе которых узнаем много новых слов, научимся образовывать новые слова.
- Кто из вас знает, что такое Олимпийские игры? (Работа со спортивным словариком)
- Да, Олимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, проводимые один раз в четыре года. Найдите в словарике из какого языка пришло к нам слово? (греческого)
(слайд 1)
(слайд 2)
Историческая справка: (слайд 3)
В настоящее время считается, что символ Олимпиады в виде пяти колец означает основные участвующие континенты, каждый из которых имеет определенный цвет: Европа - синий, Африка - черный, Америка - красный, Азия - желтый, Австралия - зеленый. Но есть и другая версия.
С появлением олимпийской символики некоторые связывают психолога Карла Юнга, также считающегося в некоторых кругах ее создателем. Юнг хорошо разбирался в китайской философии, ему было известно, что кольцо в древних культурах является символом величия и жизненной энергии. Поэтому он представил идею о пяти переплетенных кольцах – отражении пяти энергий, которые упоминаются в китайской философии: воды, дерева, огня, земли и металла.
Вместе с символикой в 1912 году ученый ввел свой образ олимпийских соревнований – современного пятиборья. Любой олимпиец должен был владеть каждым из его пяти видов.
1. Первая дисциплина – плаванье - в виде кольца синего цвета изображает также стихию воды и указывает на ритм, который держит дыхание, позволяет двигаться по поверхности воды вперед, к лидерству.
2. Кольцо зеленого цвета – прыжки – является изображением дерева и символом энергии наездника. Он должен обладать умением управления не только своей энергией, но и энергией лошади.
3. Следующая дисциплина – фехтование, и его изображает огненная стихия в виде кольца красного цвета. Данная дисциплина символизирует собой чутье. Успех фехтовальщика зависит от умения чувствовать противника и угадывать его движения.
4. Кольцо желтого цвета обозначает земную стихию и представляет такую дисциплину, как бег по пересеченной местности. Она указывает на стойкость и упорство. Бегун по пересеченной местности словно перескакивает через стихии, зная, когда нужно замедлиться, а когда увеличить скорость.
5. Дисциплину стрельбы и уникальные свойства металла изображает кольцо черного цвета. Здесь необходимы точность, четкость. Успешность выстрела зависит не только от физического напряжения, но и способности холодного мышления, с помощью которого стрелок концентрируется на цели и поражает мишень.
3. Работа с тематическим толковым словарём.
- Начнём наши соревнования. Подберите синонимы к слову “соревнование”. (Матч, турнир, состязание)
- С какого языка пришло к нам слово Матч? (англ.)
- С какого языка пришло к нам слово Турнир? (фр.)
- Назовите стечение согласных в слове “матч”.
- Кто оценивает соревнования? Подберите синонимы к слову “судья”. (рефери, арбитр).
- Найдите эти слова в словарике. Из какого языка они к нам пришли и что обозначают? (Ответы детей)
4. Развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза
- “Волшебные олимпийские кольца”.
(У детей на столах карточки с изображением олимпийских колец. Каждое кольцо разделено на части по количеству букв в данных словах. На доске написаны слова).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать спортсмен? (Высказывания детей)
Распределите слова “ ловкость, быстрота, выносливость, сила, честность” по олимпийским кольцам.
Задания:
- В каком слове есть парный согласный звук, который нужно проверить? (ловкость)
- В каком слове непроизносимый согласный? (честность)
- Какие слова образованы с помощью суффикса –ость-? (ловкость выносливость, честность)
- Игра “Эрудит”
- Вы должны отгадать загаданное слово и составить из их “эрудит”.
1. Первое слово я загадаю вам сама. Это слово греческое. В современном олимпийском движении – четырёхлетний период, в первый год которого проводятся олимпийские игры - олимпиада.
- Какой первый гласный вы напишите в слове?
- Запишите это слово в середине листа.
- Так мы называем человека, который занимается плаванием - пловец.
- Назовите гласные буквы этого слова
- Впишите слово, используя первую букву слова, олимпиада.
- Это слово пришло из древнегреческого языка. Эту спортсменку мы можем увидеть с булавами, лентой или обручем – гимнастка.
- Сколько слогов в этом слове?
- Запишите его, используя первую букву И слова олимпиада.
- Это немецкое слово. Спортсмен, который поднимает тяжёлую штангу - штангист
- С помощью какой морфемы образовано это слово?
- Используйте шестую букву слова олимпиада для записи этого слова.
- Это английское слово. Спортсмен, забрасывающий мяч в корзину – баскетболист.
- Какую гласную вы напишите между буквами Б и Л?
- Запишите его, используя последнюю букву слова, олимпиада.
- Первая часть этого сложного слова “вело” пришла к нам из латинского и обозначает “быстрый”. Этот спортсмен быстро гоняет на велосипеде – велогонщик.
- Запишите это слово, используя букву, которая стоит между буквами К и Т в слове баскетболист.
- Часть этого сложного слова произошла от древнегреческого слова -атлет, который занимается бегом, прыжками в длину или высоту. легкоатлет.
- Назовите корни этого слова. Какой гласной они соединены?
- Назовите корни этого слова. Какой гласной они соединены?
- Запишите его, используя седьмую букву слова гимнастка так, чтобы с ней соединилась вторая часть этого слова.
5.Физкультминутка «Покажи без слов» (изобразить представителей различного вида спорта)
6. Развитие навыков словообразования.
-Игровой момент с мячом “Отрази удар” - образовать имена прилагательные от данных существительных
матч по футболу – футбольный матч
зал для занятий гимнастикой – гимнастический зал
турнир по шахматам – шахматный турнир
команда по волейболу – волейбольная команда
дорожка для бега – беговая дорожка
поединок боксёров – боксёрский поединок
свисток судьи – судейский свисток
7. Работа над связной речью.
- Игровой момент “ Редактор” (работа в парах)
- Сегодня в газетах будет напечатано много объявлений о спортивных состязаниях. К сожалению, они напечатаны с пропущенными словами. Прочитайте их и вставьте недостающие слова.
Запасные слова: Матч, шахматисты, футболу, игра, поединок, дружба, свисток, эстафета, турнире, боксу.
Летом 2014 года в Бразилии состоялся чемпионат мира по_______________. Судья раздал __________ и началась______________. _______________закончился.
А соревнования по состоялись в Атырау. Боксёрский_________________ двух спортсменов закончился победой боксёра из Шымкента. В шахматном_________________, который пройдёт в 2014 году в Норвегии, примут участие _________________ многих стран.
Недавно в нашей школе была организована традиционная спортивная ___________________. Победила _________________.
Правильный вариант:
Летом 2014 года в Бразилии состоялся чемпионат мира по футболу. Судья раздал свисток и началась игра. Матч закончился.
А соревнования по боксу состоялись в Атырау. Боксёрский поединок двух спортсменов закончился победой боксёра из Шымкента. В шахматном турнире, который пройдёт в 2014 году в Норвегии, примут участие шахматисты многих стран.
Недавно в нашей школе была организована традиционная эстафета дружбы. Победила дружба.
8. Итог занятия. (слайд 4)
-Из маленьких букв – искорок олимпийского огня – составьте предложение. Что у вас получилось? (Ты – чемпион!).
9. Домашнее задание: Ознакомиться со значением различных слов в нашем словарике. По желанию найти такие слова по теме «Спорт», которых нет в списке предложенных.